научная статья по теме XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТИБЕТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТИБЕТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ВОСТОК (ORIENS) 2014 № 2

149

НАУЧНАЯ

ЖИЗНЬ

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТИБЕТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

© 2014

Н.Д. БОЛСОХОЕВА, С.Л. КУЗЬМИН, С.Ю. ЛЕПЕХОВ

21-27 июля 2013 г. в столице Монголии Улан-Баторе состоялся XIII семинар Международной ассоциации тибетологических исследований (International Association for Tibetan Studies). Несмотря на скромное название, такой семинар - самая крупная и представительная международная конференция по тибетологии. Уникальность именно XIII семинара определяется тем, что он стал первым подобным мероприятием в Монголии - стране, издавна связанной с Тибетом историческими и религиозными узами, создавшими неповторимую тибето-монгольскую цивилизацию.

Международная ассоциация тибетологических исследований - ведущая международная организация в области тибетологии. Она ставит своей целью развитие тибетологических исследований по истории, религии, лингвистике, искусству и другим дисциплинам, организуя форумы, позволяющие специалистам обмениваться итогами своих работ. Ассоциация не имеет политических интересов и политически не аффилирована. Каждые три года она проводит семинары в разных странах. Более детальную информацию можно найти на ее официальном сайте в Интернете: http://www.iats.info/.

Членами комиссии по подготовке XIII семинара были С. Чулун (Институт истории АН Монголии), У. Булаг (Кембриджский университет), Д. Бум-Очир (Национальный университет Монголии) и У. Росслер (Оксфордский университет). В организации семинара принимал участие Гандантэгченлин - главный монастырь Монголии. Большую помощь оказали волонтеры из Монголии и других стран. Рабочими языками были английский, тибетский и монгольский.

В работе семинара, по данным организаторов, приняли участие 594 человека из 36 стран. Заявок было подано больше, но оргкомитет отобрал примерно три четверти: остальные были отклонены по итогам научного рецензирования. Приехали почти все, чьи заявки были одобрены. В числе тех, кто не смог приехать - около 20 молодых тибетских ученых из КНР, которым китайские власти в последний момент не разрешили вылететь в Монголию.

На открытии семинара говорилось о важном вкладе монгольских ученых в тибетологию, о старых религиозных связях Монголии и Тибета, обширной тибетоязычной литературе Монголии, что определило важность проведения данного мероприятия именно в этой стране. Было кратко рассказано о Международной ассоциации тибетологических исследований. С докладом об этих исследованиях в Монголии выступили вице-президент АН Монголии Т. Дорж, президент Национального университета Монголии А. Галтбаяр, глава монгольских буддистов, настоятель монастыря Гандантэгченлин хамбо-лама габжу Д. Чойжамц, президент Международной ассоциации тибетологических исследований Ч. Рамбл, профессор Национального университета Монголии Ш. Чойма и президент международного семинара молодых тибетологов К.Н. Гурунг.

Дальнейшая работа семинара была организована в рамках 46 панелей и 17 сессий (ниже все они обозначаются как "секции"). Одна лишь программа со списком названий докладов (без тезисов) составила 112 страниц.

Работа семинара была анонсирована по следующим направлениям (перевод названий секций по порядку их следования в программе): Текстология тибетских рукописей; Тибетские информационные технологии; История буддизма в Монголии; Жизнь в Амдо; Сохранение и развитие тибетской медицины; Различия в религии бон; Тибетские текстологические исследования на материалах из Монголии: терминология и перевод; Буддизм, наука и общество; История тибетских религиозных практик; Язык, лингвистика и образование; Изучение тибетских

рукописей: на пути к руководству по тибетской кодификации; Доктрины и философия; Новые исследования тибетской народной литературы и народного поэтического языка; Большой Тибет: изучение границ, этнических разграничений и культурных областей; Буддизм Бутана и его культура; Царская власть и религия в Тибете; Условия жизни на Тибетском плато: уязвимость и устойчивое использование ресурсов; Нормы, реформа и правила: новые перспективы в тибетской социальной истории; Межкультурные контакты в Восточных Гималаях; Тибетские литературные обмены: взаимовлияния жанров и близких литератур; Язык, лингвистика и образование; Не-монашеские слои в Тибете и Монголии; В память об Андре Александре; Круглый стол: сохранение наследия; Этнография и картография как способы представления Тибета; Новые исследования по эпосу "Гэсэр" в Тибете; Экзегетическая императива тантры; Монгольское буддийское искусство; Тибет в меняющемся мире: ответы на распад империи Цин и становление национального государства; Тибето-монгольский ритуальный танец; Бодхи-чарьяватара: монголо-тибетская традиция комментирования; Тибетские литературные обмены: взаимовлияния жанров и близких литератур; Исследования Сакья; Тантрические (нгагпа) сообщества и их связи с монашескими институциями в Амдо; Тибетское искусство и археология; В память о Лючано Петеке; Бутан - Сикким; Изменения климата Тибетского плато; Исследования Ньингма; Старые тибетские исследования; Территории, сообщества и обмены в Каме; Трансформация тибетского и монгольского буддизма: межнациональные сети и местные сообщества; К истории традиций тибетской Махамудры; Медицина и астрология в Тибете, Монголии и Китае, конец XVII - начало ХХ вв.; Великие жизни и работы; Народная религия и местные традиции; Сакральная и мирская географии; Архитектура и ее сохранение; Амдо и монголы; Новации линий преемственности и традиция: современные исторические связи между монгольским и тибетским буддизмом; Тибетология в Гьялтанге; Тибетские женщины-буддистки; Межнациональные идентичности тибетцев; Современная политическая история Тибета; Ранний Дзогчен; Послереволюционные повествования, или, как рассказать о ранних встречах тибетцев с китайскими коммунистами; Религиозная жизнь кочевников; Новая урбанизация Монголии и Тибета и ее влияние на семью и общество; Развитие буддийской философии тибетцами в ранние века позднейшего распространения тибетского буддизма; Буддийская астрономия и астрология в Монголии и Тибете; Передача буддийской эпистемологии в Тибет и Монголию; Тибетские истории; Традиции театральных и музыкальных представлений; Медицинские традиции Монголии; Отношения Тибета и Монголии: история и документы.

Как видно из этого списка, набор тем охватывал практически все аспекты современных исследований, касающихся Тибета и тибетцев. Широту охвата тем можно видеть на примере нескольких докладов.

Видный американский буддолог Р. Турман (Колумбийский ун-т, США) посвятил свой доклад вопросам перевода и интерпретации канонического тибетского текста "Гухъясамаджа-тантры". Изучение этого базового текста входит в обязательную программу учебных заведений в традиции школы Гэлуг, в частности таких тантрических факультетов, как Гьюме и Гьюто. Учение "Гухъясамаджа-тантры" широко практикуется и в наши дни. Доклад Р. Турмана, построенный на детальном исследовании тибетского текста разных изданий и скрупулезном изучении специальных технических терминов, внес много нового для адекватного понимания данного текста.

Много докладов было посвящено буддизму в Монголии, монголо-тибетским взаимодействиям на протяжении истории. Например, монгольский ученый О. Батсайхан (Институт международных отношений, Улан-Батор) сделал подробный доклад о последнем великом хане Монголии - Богдо-гэгэне VIII Джебцзундамба-хутухте. Докладчик показал, что благодаря этому тибетскому ламе Монголия обрела независимость в 1911 г., и подробно остановился на легитимации его власти, сочетавшей монгольскую монархическую традицию с буддийской. В докладе П. Баярцэцэг (Улан-Батор) по материалам тибетских и монгольских источников обсуждались взаимодействия Монголии и Тибета в XVIII-XIX вв. Доклад Ц. Шакья (Ун-т Британской Колумбии, Канада) был посвящен отношениям между Далай-ламой XIII и Богдо-гэгэном VIII.

Положение буддизма на постсоветском пространстве подробно обсуждалось в докладе главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Элиста). Он рассказал о том, как происходит восстановление и развитие буддизма, о диалоге с представителями других конфессий (особенно с РПЦ), отметил возможность для буддистов в России спокойно исповедовать свою религию. Основным направлениям возрождения буддизма в России в начале ХХ в. был посвящен доклад С. Нестеркина (ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ).

Ламриму как системе буддийской философии и медитации, согласно текстам Цонкапы и Пабонка Ринпоче, был посвящен доклад И.С. Урбанаевой (ИМБТ СО РАН), вызвавший оживленную дискуссию. Проблема истинно сущего, рассмотренная в сотериологическом аспекте поздних сутр Махаяны, обсуждалась в докладе Л^. Янгутова (Улан-Удэ), сделанном на секции "Передача буддийской эпистемологии в Тибете и Монголии". На этой же секции был заслушан доклад С.Ю. Лепехова (ИМБТ СО РАН), посвященный сравнительному анализу терминов "рупа-шарира", "дхармашарира", "праджня" и "татхагата-дхату-гарбха". Большой интерес аудитории вызвал доклад Х. Кабесона (Калифорнийский ун-т, Санта-Барбара, США), посвященный философии Дзогчена.

Было сделано шесть докладов по тибетской медицинской культуре и астрологии. Доклад Т. Пунцока (Отделение тибетологии Центр. ун-та нацменьшинств в Пекине, КНР) был посвящен актуальной теме "О различии тибетской и китайской медицины". На большом малоизвестном текстовом материале оригинальных тибетских и китайских источников докладчик рассмотрел ключевые положения теории и практики обеих медицинских систем и изложил основные выводы о специфике тибетской медицины. Он показал, что использование лекарственного сырья природного происхождения, определение методов и сроков его сбора, сушки, хранения, обработки, технологии изготовления многокомпонентных тибетских препаратов позволяют говорить о тибетской медицине как о самостоятельной медицинской системе, которая прошла длительный путь формирования и систематизации.

Л. Ёнтен (КНР) рассмотрел вопросы европейской календарной математики и космологии в Амдо (XVIII-XIX вв.), определил роль контекста и структуры базовых тибетских текстов, созд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком