научная статья по теме ЯПОНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ЮРИСДИКЦИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА (1947-1970 ГГ.) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЯПОНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ЮРИСДИКЦИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА (1947-1970 ГГ.)»

ЯПОНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ЮРИСДИКЦИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА (1947-1970 гг.)

© 2008 Н. А. СУХАНОВА

В1947-1970 гг. японское православие было расколото на две юрисдикции: Московского патриархата и Американской митрополии, являя собой пример печальных следствий "холодной войны". Раскол этот был диспропорциональным: вся Японская православная церковь в подчинении Митрополии и малочисленная группа верующих с 3-4 клириками, признающая священноначалие Москвы. Было бы неверно видеть в этом разделении только следствие проамериканских и просоветских симпатий духовенства и верующих: оно было соответствующим эпохе выражением более глубокого внутрицерковного конфликта.

"СОВЕТСКАЯ ЦЕРКОВЬ" НА ТЕРРИТОРИИ ТОКИЙСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Истоки противостояния восходят ко времени Второй мировой войны, когда возглавлявший Японскую церковь с 1912 г. митрополит Сергий (Тихомиров) был вынужден уйти в отставку, передав управление связанному с милитаристскими кругами мирянину Арсению Ивасава. Вскоре фигура последнего вызвала в Церкви широкую оппозицию, и в январе 1941 г. церковное большинство организовало чрезвычайный Собор, принявший решение об отставке Ивасава. Несмотря на это, формальная власть сохранилась в его руках. Но сознавая ненормальность существования Церкви без архиерея (а Ивасава категорически отказывался принимать духовный сан), сторонники Ивасава выдвинули для рукоположения в епископы 70-летнего протоиерея Оно. Без консультаций с представителями церковного большинства он был направлен в Харбин - дальневосточный центр Русской Зарубежной православной церкви, и 6 апреля 1941 г. там состоялась его епископская хиротония. Под давлением полиции и министерства просвещения в июне 1941 г. епископ Николай (Оно) был признан правящим архиереем Японской церкви и оставался им все годы Тихоокеанской войны. Однако ему так и не удалось добиться расположения своей паствы, и с падением милитаристского режима его судьба была предрешена.

5-6 апреля 1946 г. состоялся первый послевоенный Собор Японской православной церкви, одним из главных требований которого стало удаление из Церкви "поставленного военщиной и тайной полицией" епископа Николая, а также клириков, "причастных к трудностям митрополита Сергия и злоупотребивших церковным имуществом, связанных с военщиной, ввергавших Церковь в беспорядки" [Протокол..., 1946, с. 29]. Имелись в виду прежде всего о. Антоний Такаи, настоятель церкви в Нагасаки, самовольно продавший церковную землю после того, как здание было разрушено во время атомного взрыва, и о. Иоанн Иосимура, причастный к распродаже имущества Токийского кафедрального собора - Николай-до. После переговоров Оно согласился временно оставить управление и удалиться "на лечение" в Каннари, на северо-восток Японии. Решение по Такаи и Иосимура было отложено, но уже в следующем году они были вынуждены покинуть Церковь.

Поскольку с уходом епископа Николая Церковь лишалась единственного архиерея (митрополит Сергий скончался 10 августа 1945 г.), апрельский Собор 1946 г. обсуждал перспективы возобновления прерванных в 1940 г. канонических связей с Мос-

ковским патриархатом. Но сознавая зависимость от оккупационного штаба Макартура, консистория (управляющий орган Японской церкви) сочла за лучшее, обратившись в штаб с просьбой о содействии в командировании в Японию русского православного епископа, оставить выбор его юрисдикционной принадлежности на усмотрение штаба. Следствием этого стало присоединение к Американской митрополии - наиболее крупному церковному образованию русской диаспоры в США, не имевшему церковного общения с Патриархатом. Фактическим его началом можно считать прибытие в Токио епископа Вениамина (Басалыги) 7 января 1947 г. (официальное вхождение в состав Митрополии произошло годом позднее). Подчинения Американской митрополии не признала часть русских эмигрантов, принявших после войны советское гражданство и желавших установления связей с Московским патриархатом. Для богослужения ими было оборудовано отдельное помещение на территории Токийского собора, на втором этаже бывшей русской Пушкинской школы. Поскольку въезд в Японию священнослужителей из СССР был невозможен (двум епископам, командированным из Москвы, американские власти не выдали виз), советскими гражданами оказалось востребовано японское духовенство, изгнанное из Японской православной церкви.

Богослужение в новом помещении, освященном в честь св. преп. Сергия Радонежского, стал вести протоиерей Антоний Такаи; спустя несколько месяцев к нему присоединился вернувшийся в Токио епископ Николай (Оно). В Сергиевскую церковь также влилась часть японцев, бывших сторонниками Ивасава и Оно в годы войны. На имя патриарха Алексия I было направлено прошение о принятии паствы Сергиевской церкви в лоно Московского патриархата, под которым стояли подписи 183 человек [ГАРФ, оп. 1, д. 23, л. 77]. Так произошло слияние в одну группу двух разнородных пластов, отличавшихся по своим устремлениям и интересам. И если для церковного руководства в Москве основополагающим было разделение по принципу связей с СССР и США, то Японская православная церковь рассматривала группу в московской юрисдикции скорее как продолжение раскола военных лет.

Первая эскалация конфликта между двумя юрисдикциями, пришедшаяся на октябрь-декабрь 1948 г., была связана с осложнениями внутри самой Японской православной церкви. Методы управления епископа Вениамина, раздражительного и не раз подчеркивавшего связь с оккупационными властями, вызывали недовольство у определенной части токийских клириков и верующих. Результатом этого стало прошение о замене епископа более молодым и деятельным архиереем (по другим данным, о назначении в помощь ему викарного епископа), переданное в штаб, но встреченное без понимания. Один из инициаторов этого проекта, член консистории Александр Манабэ, был арестован. Наметившийся в Церкви разлад попыталась использовать оппозиционная группа. В октябре 1948 г. Оно посетил епископа Вениамина, требуя возвращения своих предстоятельских прав, а затем направил ему письмо, в котором настаивал, что в решениях апрельского Собора 1946 г. "нет такой резолюции, чтобы меня уволили и Вас назначили главою кафедры Японской православной церкви" [ГАРФ, оп. 1, д. 588, л. 71]. Послание осталось без ответа. Тогда Оно выпустил "Воззвание", в котором объявил, что, являясь единственным японским православным епископом, избранным канонически и в соответствии с гражданскими законами, после выздоровления снова занимает свой пост предстоятеля Японской православной церкви и призывает всех православных к ее совместной защите [ГАРФ, оп. 1, д. 588, л. 65-67]. Небольшая часть прихожан Николай-до поддержала Оно.

Еще на июльском Соборе 1948 г. докладывалось о "разрушительных оппозиционных тенденциях" в молодежном обществе при Николай-до, руководимом Кандзо Мурата, члены которого, приходя в собор, не посещали богослужения, а собирались в отдельном помещении, что-то секретно обсуждали и т.д. В декабре при содействии Мурата епископ Николай со своими сторонниками смог занять одно из зданий на тер-

ритории собора, однако уже на следующий день им пришлось покинуть его. Самый эффектный эпизод был приурочен к празднованию Рождества (по новому стилю). 24 декабря Мурата затворился в соборной колокольне и зазвонил в колокола. Он объявил, что начинает голодовку, "молясь о преобразованиях в Церкви". Риитиро Манабэ из молодежного общества (сын Александра Манабэ) передал информацию об этом в газеты ("Ёми-ури", "Киристокё симбун"), и на следующий день собор посетили журналисты, а также представитель религиозного отдела штаба Макартура [Манабэ, 1968, с. 15]. Инцидент получил освещение в прессе. Через какое-то время Мурата занял помещение в одном из соборных зданий. Выдворять его оттуда пришлось силой.

Большинство клира и верующих Церкви отнеслись ко всему этому отрицательно. Молодежное общество было расформировано. Манабэ провел в тюрьме несколько недель, а затем, 24 января 1949 г., подписал соглашение с епископом Вениамином, по которому обязывался относиться к нему впредь с почтением и послушанием, а также соблюдать полный нейтралитет в конфликте с Оно [Манабэ, 1968, с. 16]. После этого Манабэ был освобожден и присоединился к прихожанам Сергиевской церкви, хотя отошел от активной деятельности. Так, не без помощи оккупационных властей епископу Вениамину удалось подавить оппозиционное движение внутри самого Николай-до. Но это не решило проблемы с группой в московской юрисдикции.

В 1949 г. Оно и Такаи были исключены из клира Японской православной церкви. В этом же году Сергиевской церковью заинтересовался Совет по делам РПЦ - орган при Совете Министров СССР, контролировавший церковную деятельность. 11 апреля 1949 г. председатель Совета Г.Г. Карпов писал заместителю министра иностранных дел Ф.Т. Гусеву:

"Положение православной церкви в Японии, благодаря прямому вмешательству американской военной администрации, характеризуется расколом среди верующих. В то же время с Московской Патриархией иногда поддерживает связь проживающий в Токио епископ Николай (Оно Киити). Совет просит выяснить и сообщить, какой политической ориентации держится в данное время епископ Николай, пользуется ли доверием среди духовенства, церковных деятелей и верующих православной церкви, а также заслуживает ли он доверия, чтобы быть назначенным временно начальником духовной миссии православной церкви в Японии" [ГАРФ, оп. 1, д. 588, л. 84].

Составленная 26 апреля 1949 г. на основании донесений генерал-лейтенанта Дере-вянко и и.о. политсоветника Н.И. Генералова справка гласила:

епископ Николай "остается в настоящее время последовательным сторонником русской православной церкви. Он добровольно ведет церковные службы для верующих сторонников Московской Патриархии... Хотя среди верующих и духовенства большим авторитетом не пользуется, однако признающие Московскую Патриархию считают Николая своим единственным духовным наставником. Николай по своим личным качествам является слабохарактерным и нерешительным человеком. Так как кроме него нет других, подходящих на должность начальни

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком