научная статья по теме ЯЗЫК ПУБЛИЦИСТИКИ: КОНСТАНТЫ И ПЕРЕМЕННЫЕ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЯЗЫК ПУБЛИЦИСТИКИ: КОНСТАНТЫ И ПЕРЕМЕННЫЕ»

Язык прессы

Язык публицистики: константы и переменные

© Н. И. КЛУШИНА, кандидат филологических наук

В языке публицистики можно выделить некоторые инвариантные черты, те константы, которые в том или ином виде обязательно присутствуют в любой исторический период. К таким публицистическим универсалиям относятся шкала ценностей, оценочностъ, идеологема и образ автора.

Шкала ценностей (термин был предложен Ю.В. Рождественским) основывается на семантической оппозиции "свое" / "чужое". Эта шкала играет решающую роль в выборе и распределении оценочных средств в текстах массовой коммуникации. С ее помощью в языке публицистики складываются оппозиции, включающие в себя слова, близкие по значению, но резко противоположные по вызываемому ими стилистическому впечатлению: "наши" союзники / "их" приспешники, "наша" убежденность / "их" фанатизм и т.п.

Шкала ценностей подвижна. И в определенные моменты развития общества под воздействием экстралингвистических факторов (одним из которых становится и общественная переоценка прежних реалий) происходит "перезагрузка" семантических областей "свое" / "чужое" в зависимости от типа оценочности (общесоциальной, классовой, групповой, индивидуальной).

Например, после Октябрьской революции в СМИ укоренилась двухполюсная шкала ценностей, в основу которой была положена классовая оценка: все "чужое", капиталистическое, имело знак "минус", а "свое", социалистическое, - "плюс". Это свидетельствовало об упрощении картины мира, ее деформации из-за идеологических фильтров.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов произошел резкий слом старой, устоявшейся шкалы ценностей. Ранее негативно описываемая се-

мантическая область "чужого" меняет стилистическую маркировку на положительную. Напротив, область "своего" приобретает не свойственную ей отрицательную оценку. В языке массовой коммуникации складываются новые оппозиции: "их" цивилизованные страны (+)/ "наша" сверхмилитаризованная страна (-); "их" развитая демократия (+) / "наш" тоталитаризм (-) и т.п.

На современном этапе шкала ценностей опять претерпевает изменения: область "своего" (= "российского") снова наполняется позитивным смыслом. Критерием социальной оценки слов становится новая дифференциация "своего" и "чужого", осуществляемая теперь на основе более частных признаков (социальная группа, партийная принадлежность, исповедуемое мировоззрение и др.). Таким образом, шкала ценностей становится более многомерной. И если рассматривать в целом современную "публицистическую картину мира" (Г.Я. Солганик), то можно увидеть, что она усложнилась по сравнению с предшествующим периодом, т.к. стала включать в себя все виды оценки: общесоциальную (например цивилизованный мир/террористы), классовую (демократы/коммунисты), групповую (правительство/оппозиция и т.п.), индивидуальную (нравится/не нравится). Причем в языке массовой коммуникации знаки оценки находятся в полной зависимости от позиции издания, в каждом конкретном издании сегодня существует собственная шкала ценностей.

Таким образом, шкала ценностей в языке публицистики представляется универсальным способом отбора и создания речевых средств для выражения авторской мировоззренческой позиции.

Тесно связана со шкалой ценности и такая публицистическая универсалия, как оценочностъ. Она не ограничивается пределами лексической системы данного стиля, а пронизывает все ярусы публицистических текстов.

Оценочность как основной стилеобразующий фактор публицистических материалов начинает играть свою роль на начальной стадии создания текста. Она проявляется в отборе и классификации фактов, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах.

Оценочность бывает открытой и скрытой. Отличительной чертой новейшей журналистики стал отказ от открытой пропаганды. На смену ей пришло умело завуалированное манипулирование массовым сознанием. Образцы открытой пропаганды можно найти, в основном, в оппозиционных изданиях, ориентирующихся на консервацию советской риторической традиции. Большинство же современных средств массовой коммуникации отошли от прямого идеологического давления на адресата, используя скрытые языковые механизмы формирования оценки.

Скрытая оценка может быть имплицитной, т.е. заложенной в значение слова (это оценочные метафоры, эвфемизмы), и эксплицитной, присущей не конкретному слову, а его употреблению, когда оценка закладывается в контекст, в квазисинонимическую ситуацию, в квазицитату.

Еще одна константа языка публицистики - это идеологема. Идео-логема предполагает целенаправленное воздействие со стороны адресанта, или отправителя речи, на сознание адресата с помощью заранее заданной идеи. Такая идея носит обобщенный характер и ориентирует массовое сознание в заданном направлении с помощью стереотипных номинаций.

Идеологемы носят личностный или социальный характер. Личностные идеологемы складываются, например, вокруг руководителя государства, начиная с образа "царя-батюшки" и заканчивая образом президента. Подобные идеологемы укореняются в массовом сознании с помощью стереотипов, тиражируемых СМИ, например: "вождь мирового пролетариата" (о Ленине), "верный ленинец" (о Брежневе) и т.д. Знаки оценки данных стереотипных номинаций зависят от шкалы ценностей, принятой в каждом конкретном издании.

Социальные идеологемы отражают установки и ориентиры общества на конкретном отрезке его развития. Так, советские социально-политические стереотипы задавались лозунгами: "Мы придем к победе коммунизма", "бескризисная плановая экономика" и др.

Среди множества заданных номинаций, являющихся проводниками определенной политики, можно выделить группу концептуальных, независимых от периодов социального развития публицистических идеологем, формирующих, например, "образ врага" (внешнего/внутреннего: террористы, боевики); "образ друга" (ранее - страны СЭВ, теперь - цивилизованные страны); "светлое будущее" (социализм/капитализм), "светлое прошлое"; "образ политического лидера". Поскольку нет строя, который мог бы обходиться без идеологии, постольку идеологемы представляются константами, универсалиями публицистического стиля.

Образ автора - также неотъемлемая черта публицистической речи, ее организующее начало. Несмотря на то, что образ автора - категория универсальная, очень разнообразная в своих проявлениях и присущая текстам разных типов, тем не менее наиболее отчетливо она проявляется только в художественных и публицистических текстах. Причем образ автора не совпадает в этих двух стилевых разновидностях языка. Если в языке художественной литературы образ автора принципиально не тождественен создателю художественного произведения, то в публицистике наблюдается изоморфизм творца и творимого.

Категория автора в публицистике подробно разработана Г.Я. Со-лгаником, который выделяет автора как коллективного ритора и как

частное лицо. Каждой эпохе соответствует определенный образ автора. В постсоветский период сформировался свой тип адресанта: не носителя бюрократического авторитета, а творческой индивидуальности. Следовательно, решающее значение приобретают культурный и профессиональный уровень журналиста, его мировоззренческая и нравственная позиция.

Таковы константы публицистического стиля. Но есть и переменные, т.к. в конкретный исторический период на первый план выдвигаются одни характерные особенности, в то время как другие остаются в тени.

Ведущими "переменными" современного языка публицистики стали интертекстуальность, ирония, языковая игра, выступающие в роли стилеобразующих черт публицистического дискурса, а не просто стилистических приемов. Выдвижение на первый план именно этих "переменных" свидетельствует о возросшей в целом экспрессивности данного дискурса, в котором реализуется установка современного автора-публициста на творчество, а не на стереотип.

Следует отметить, что эти "переменные" в современном языке публицистики выполняют две текстовые функции. Во-первых, они могут быть стилистическим приемом (например, интертекстуальность проявляется в аллюзиях, реминисценциях, намеках; языковая игра - в каламбурах, графических окказионализмах; ирония - в различных тропах, таких, как антифразис и др.).

А во-вторых, пронизывая весь публицистический дискурс (начиная с рубрик, заголовков), эти "переменные" создают вертикальный контекст, усложняющий речевое произведение журналиста, порождая двуплановость или многоплановость текста.

Таковы константы и переменные современного языка публицистики, именно они определяют его развитие и оказывают непосредственное воздействие на развитие литературного языка в целом.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком