научная статья по теме ЮБИЛЕЙНЫЙ ТОМ О К. ЛЕВИ-СТРОСЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЮБИЛЕЙНЫЙ ТОМ О К. ЛЕВИ-СТРОСЕ»

Ф. Бертран. Юбилейный том о К. Леви-Стросе

55

Lévi-Strauss 1955 - Lévi-Strauss C. Tristes Tropiques. P.: Plon, 1955. Lévi-Strauss 1958 - Lévi-Strauss C. Anthropologie structurale. P.: Plon, 1958. Lévi-Strauss 1961 - Lévi-Strauss C. A World on the Wane. N.Y.: Criterion Books, 1961. Lévi-Strauss 1963 - Levi-Strauss C. Structural Anthropology. N.Y.: Basic Books, 1963. Lévi-Strauss 1966 - Lévi-Strauss C. The Savage Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1966. Lévi-Strauss 1969 - Lévi-Strauss C. The Elementary Structures of Kinship. Boston: Beacon Press, 1969. Lévi-Strauss 1970 - Lévi-Strauss C. The Raw and the Cooked. L.: Jonathan Cape, 1970. Lévi-Strauss 1971 - Lévi-Strauss C. L'Homme Nu. P.: Plon, 1971.

Lévi-Strauss 1972 - Lévi-Strauss C. Structuralism and Ecology. Gildersleeve Lecture, delivered at Barnard College, March 28, 1972 // Barnard Alumnae. 1972. Lowie 1948 - Lowie R. Primitive Religion. N.Y.: Liveright, 1948.

Marx, Engels 1938 - Marx K., Engels F. The German Ideology. N.Y.: International Publishers, 1938.

Radin 1957 - Radin P. Primitive Religion. N.Y.: Dover, 1957.

Rothenberg 1972 - Shaking the Pumpkin / Ed. J. Rothenberg. N.Y.: Doubleday, 1972.

Sartre 1948 - Sartre J.-P. Anti-Semite and Jew. N.Y.: Schochen Books, 1948.

Sartre 1966 - Sartre J -P. Interview of Bernard Pingaud with Jean-Paul Sartre // L'Arc. 1966. < 30.

Spengler 1926 - Spengler O. The Decline of the West. Vol. 1. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1926.

Перевод с английского C.B. Соколовского

ЭО, 2008 г., № 6 © Ф. Бертран

ЮБИЛЕЙНЫЙ ТОМ О К. ЛЕВИ-СТРОСЕ

Написание рецензии на книгу всегда дело непростое. В данном же случае, учитывая большое количество и чрезвычайное разнообразие текстов, собранных в столь объемистом томе, это почти подвиг. Среди авторов - более пятидесяти представителей структурализма со всего мира, в числе которых коллега из Санкт-Петербурга А. Островский.

Рецензируемый сборник (Claude Lévi-Strauss / Dir. M. Izard. P.: Editions de l'Herne, 2004. 482 p.) заметно отличается от многочисленных ранее опубликованных во Франции и за ее рубежами трудов, посвященных Клоду Леви-Стросу (р. 1908). И не только по своему объему (около 500 с.). Книга, изданная в престижной серии "Cahiers de l'Herne", предлагает читателю впечатляющее многообразие взглядов на личность и творчество ученого, столетний юбилей которого мы отмечаем в этом году.

Задуманный как своего рода подведение итогов, сборник организован не по хронологическому, а по тематическому признаку, что оставляет широкое поле для диалога между авторами, каждый из которых представляет "своего" Леви-Строса. Из совокупности

Фредерик Бертран (Bertrand) - преподаватель Университета Бордо-2 им. Виктора Сегале-на (Франция, г. Бордо).

56

Этнографическое обозрение < 6, 2008

текстов вырисовывается многоликий и сложный портрет, в котором особенно заметны красота и гармоничность, столь присущие жизни и творчеству ученого. В действительности структурализм как учение давно живет и развивается независимо от своего создателя. Гл. 8, озаглавленная "Распространение учения", рисует интересную картину проникновения идей структурализма в США, в разные страны Европы, Азии и Латинской Америки и перевода трудов Леви-Строса на соответствующие языки. А. Островский в своей статье рассказывает французскому читателю о том, как были приняты труды Леви-Строса в СССР, и о своей роли в их популяризации.

Чтение рецензируемого труда неминуемо породит в научной среде, все более подверженной прагматизму и рефлексивности, размышления о будущем структурализма и в целом о правомерности философского подхода в антропологии и о важности изучения структур родства. Его можно рассматривать как последнюю попытку подтвердить жизнеспособность и полезность структурализма. Это намерение явно просматривается в свидетельстве преподавательницы философии одного из лицеев парижского пригорода (р. 108-110), которая рассказывает о том, как увлекают ее учеников произведения Леви-Строса, и особенно - его трактовка экзотизма. Несмотря на это, возникшие сомнения сохраняются, и к ним примешивается еще один вопрос. Структурализм на протяжении десятилетий соперничал во французской антропологии с марксизмом, влияние которого сегодня практически сведено к нулю. В этой ситуации есть ли еще смысл в сегодняшней Франции объявлять себя "структуралистом"? В то время как сам Леви-Строс уже обеспечил себе статус бессмертного в результате его избрания во Французскую академию в 1973 г., задача передачи и сохранения его наследия кажется не менее, если не более важной, чем проблема его соответствия современному состоянию практической антропологии.

"Как пережить Леви-Строса?" - задавался дерзким вопросом антрополог-океанист Жан Гияр в 1965 г. (Journal l'ARC. 1965. P. 61-64), уже тогда предвидя конец эры международного признания французской антропологии и осознавая необходимость готовить новые поколения ученых к неизбежным переменам в сфере организации и финансирования научных исследований. Вопрос о практической пользе науки вновь возник в ходе недавних оживленных дебатов на Сессии французских антропологов (Париж, декабрь 2007). В этих условиях становится проблематичным сохранение гуманистической составляющей, столь характерной для структурализма Леви-Строса. Безусловно, недавнее открытие Музея на набережной Бранли создает для этого беспрецедентные условия, но тем не менее нельзя забывать о том, что исследовательская и преподавательская деятельность в сфере антропологии занимает сегодня во Франции маргинальное положение.

Структурализм был нетипичным течением; тем не менее он заложил общий фундамент теоретических и практических основ, разделяемый, хотя и в разнообразных интерпретациях, несколькими поколениями антропологов как во Франции, так и за рубежом. В последние годы он в значительной мере утратил свою жизнеспособность, и есть серьезные основания полагать, что ему будет нелегко приспособиться к новым финансовым условиям преподавания и научной деятельности, которые все более ориентируются на выполнение практически значимых, чтобы не сказать прикладных, задач.

Structuralism Yesterday and Today: Toward the 100th Anniversary of C. Lévi-Strauss

The selection of essays opening this issue of the journal is meant to acknowledge the 100th anniversary of Claude Lévi-Strauss, a scholar whose name is nearly synonymous with the idea of structuralism in anthropology. In aiming to help reassess the pro and contra of structuralism as a research paradigm for the present day generation of anthropologists, the selection makes available for the Russian-language audience seminal essays by Stanley Diamond (1974) and Terence Turner (1990) who offered insightful analyses of various facets of Lévi-Strauss's theoretical and methodological approach. A contribution by David Koester revisits the famous Asdi-wal story to demonstrate the potential and relevance of structuralist analytic tools for the study of myth. A review by Frédéric Bertrand acquaints the reader with a commemorative festschrift volume dedicated to Lévi-Strauss.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком