научная статья по теме ЮЛДУЗ-ТАШУВИ И ПАВОДОК ПЛЕЯД История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЮЛДУЗ-ТАШУВИ И ПАВОДОК ПЛЕЯД»

© 2015 г.

Вестник древней истории 2015, № 2, с. 140-150

С. Б. Болелов, Г. Ю. Колганова, М. Г. Никифоров

ЮЛДУЗ-ТАШУВИ И ПАВОДОК ПЛЕЯД

В статье исследовано происхождение названия майского паводка Амударьи «Юлдуз-ташуви» и возможность соотнесения времени начала паводка с первой утренней видимостью Плеяд.

Ключевые слова: Хорезм, сельскохозяйственный календарь, майский паводок Амударьи, Плеяды, Звезда, пространственная ориентация Кой-Крылган-калы.

Основой хозяйства Древнего Хорезма являлось ирригационное земледелие, которое в большей или в меньшей степени сочеталось со скотоводством. Первые, весьма примитивные ирригационные сооружения появляются на территории южной Акчадарьинской дельты (Правобережный Хорезм) уже в эпоху бронзы (Тазабагьябская культура). На участках (10 х 10 м, 10 х 6 м), огражденных земляными валиками, выращивали ячмень, пшеницу и просо. Эти небольшие поля орошались из арыков, выведенных из затухающих дельтовых протоков Акчадарьи1. В конце VII в. до н.э. на территории Хорезма благодаря мощному культурному влиянию из южных областей Средней Азии происходят коренные изменения в культуре и хозяйстве. Население области быстро осваивает навыки высокоорганизованного ирригационного строительства, появляются первые большие магистральные каналы. Наиболее значительные из них2 были длиной до 50 км и шириной не менее 30 м. Начиная с середины I тыс. до н.э. Хорезм был одной из древнеземледельческих областей Среднего Востока с высокоорганизованной ирригационной системой.

Будучи расположенным в равнинной части засушливой зоны Евразии, в окружении двух великих азиатских пустынь Кызылкумы и Каракумы, Хорезм, как ни одна другая область Средней Азии, зависел от водного режима Амударьи, который определяется ее снежно-ледниковым питанием. Режим реки исключительно благоприятен для поливного земледелия, так как период максимального подъема полностью совпадает с периодом вегетации. По этой причине для успешного хозяйствования на орошаемых водами Амударьи землях первостепенное значение имели астрономические знания древних, при помощи которых регулировалось время посева основных сельскохозяйственных культур, напрямую зависевшее от режима паводков Амударьи.

Болелов Сергей Борисович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Государственный музей искусства народов Востока;

Колганова Галина Юрьевна - научный сотрудник Института Востоковедения РАН; Никифоров Михаил Геннадьевич - кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 Рапопорт, Неразик, Левина 2000, 18.

2 Андрианов 1969, 156-157.

Целью настоящей работы являются исследование названия майского паводка Амударьи «Юлдуз-ташуви» и возможность соотнесения начала времени паводка с первой утренней видимостью Плеяд. Исходя из этнографических сведений, собранных начальником Хазараспского водхозотдела Хорезмской области Республики Узбекистан Б. Атабаевым, Я.Г. Гулямов утверждает, что третий паводок Амударьи назывался «Юлдуз-ташуви» («паводок Плеяд»): «Третий [паводок] -"Юлдуз-ташуви" (паводок созвездия Плеяды) - приходится на середину мая. Хорезмцы приурочивают этот паводок к появлению созвездия Плеяды»3.

Происхождение названия объясняется тем, что начало майского разлива в древности совпадало с гелиакальным восходом Плеяд. Сведения о режиме паводков Амударьи и их названиях цитировались в работах Б.В. Андрианова4 и М.С. Булатова5. Мы не обнаружили ни одного источника, где информация Гулямова подвергалась бы сомнению. Однако Булатов при обсуждении майского паводка Амударьи приводит название «Юлдуз-ташуви» (здесь - «паводок звезды») и не упоминает о связи с Плеядами. В работах М.Г. Воробьевой и др.6 была впервые исследована пространственная ориентация Кой-Крылган-калы с астрономической точки зрения. В результате авторы выдвинули предположение об использовании звезды Фомальгаут (а Южной Рыбы) для предсказания разлива реки, при этом режим паводков Амударьи исследован не был.

Опираясь на данные Я.Г. Гулямова, М.С. Булатов предпринял попытку устранить этот пробел. Поэтому замена названия «паводок Плеяд» на обезличенное название «паводок звезды», сделанная им, может быть объяснена попыткой привязки гелиакального восхода Фомальгаута к паводковому режиму реки. Дальнейшие исследования показали, что ориентация основной оси центрального здания Кой-Крылган-калы была определена неправильно в результате ошибки при пересчете магнитного направления на север к направлению на истинный север7. Поэтому выдвинутая авторами гипотеза основывается на неправильно определенной пространственной ориентации сооружения и является ошибочной. Отсюда автоматически следует, что Фомальгаут не мог быть использован для предсказания майского паводка Амударьи. Наши расчеты показывают, что основная ось сооружения ориентирована на азимут А = 80°, который соответствует гелиакальному восходу Плеяд.

Название «Юлдуз-ташуви» дословно переводится как «паводок звезды», что не эквивалентно смысловому значению «паводок Плеяд». В первой интерпретации речь идет о некоторой звезде вообще, во второй дается отождествление с конкретным объектом. В «Своде тюркских слов» (Диван лугат ат-турк) Махмуда ал-Кашгари под словом «Юлдуз» (= Йулдуз) понимается звезда в общем смысле этого слова, а Плеяды имеют собственное название - «Улкар»8. Отметим, что в

3 Гулямов 1957, 237-238.

4 Андрианов 1969, 97; 1991, 109.

5 Булатов 1978, 51.

6 Кой-Крылган-кала 1967; Воробьева 1969, 27-28.

7 Колганова, Никифоров, Рейджс 2014. Архитектор М.С. Лапиров-Скобло (Кой-Крыл-ган-кала 1967, 23) приводит величины магнитного и истинного азимутов: 74°30' и 69° соответственно. Хорезм имеет восточную поправку магнитного склонения 5 = 5°30'. Чтобы получить истинный азимут, необходимо к величине магнитного азимута прибавить эту поправку в случае восточного склонения и вычесть в случае западного.

8 ал-Кашгари 2005, 772.

группе тюркских языков, «звезда» везде обозначается словом «Юлдуз»9. При этом Я.Г. Гулямов под названием «Юлдуз-ташуви» понимал именно Плеяды, а М.С. Булатов, заимствовав его информацию, предложил иную интерпретацию без каких-либо комментариев. Отсюда логически следуют два вопроса - есть ли расхождение в позициях Гулямова и Булатова, и если есть, то чья интерпретация названия паводка является правильной.

Возможно также, что между наименованиями «Юлдуз» и «Улкар» нет противоречия. Так Я.Г. Гулямов пишет:

Однако в календаре ирригаторов Хорезма до сих пор сохранились названия периодических паводков на Аму-Дарье, связанные с названиями рыб (например, белорыбица - «ок балык ташуви») и созвездий (Плеяды - «Хулкар ташуви»)10.

В этом тексте дается отождествление «[паводок] Плеяд» = «Хулкар ташуви», что эквивалентно «Улкар ташуви», а в предыдущей цитате Гулямова11 приводится «паводок Плеяд» - «Юлдуз-ташуви». Отсюда следует, что применительно к паводкам Амударьи справедливо отождествление «Юлдуз-ташуви» - «Улкар ташуви». Однако мы не располагаем никакой информацией, которая независимо подтверждала или опровергала бы такое отождествление.

Сведения, собранные Б. Атабаевым и представленные на страницах книги Я.Г. Гулямова, вероятно, являются компиляцией и переосмыслением данных нескольких информаторов. Особенность сложившейся ситуации состоит в том, что из представленных данных мы не можем выделить точные показания свидетелей и сослаться на соответствующие записи в полевом дневнике.

В процессе обработки сообщений информаторов в единые сведения, приводимые Гулямовым, могли быть реализованы два варианта интерпретаций. Майский паводок Амударьи действительно назывался в древности «паводком Плеяд», и информаторы Атабаева уверенно связывали данный паводок с Плеядами. Но, возможно, все было наоборот. Атабаев мог записать устное название паводка «Юл-дуз-ташуви», а затем самостоятельно соотнести его с Плеядами. Целью настоящего исследования является проверка правомерности отождествления названий «Юлдуз-ташуви» и «паводок Плеяд».

КАК НАЗЫВАЛИСЬ ПЛЕЯДЫ В ДРЕВНОСТИ

Хорезмская культура в своей основе - иранская, это касается религиозных и астрономических представлений. С другой стороны, математика и астрономия древнего Ирана трудно отделимы от научного наследия Месопотамии. Поэтому параллели между астрономическими представлениями Месопотамии и Хорезма выглядят оправданными.

Известно, что в Месопотамии собственным наименованием Плеяд были «Звезды»:

MUL.MDb, вар. чтения: ши1М^; вар. записи названия: М^2.М^2 (ТЕ.ТЕ), МиЦ^.МиЦ, (АВ2.АВ2,), М^4.М^4, = zappu■; шум. "звезды", акк.

"щетина"...12

9 Дондокова 2003, 30.

10 Гулямов 1957, 10.

11 Гулямов 1957, 237.

12 Куртик 2007, 338.

Анализ клинописных текстов допускает возможность двойного прочтения термина MUL.MUL. Обычно он использовался во множественном числе - «Звезды» - и отождествлялся с семеркой божеств (ши1.ши1 й1шт.Ы Ш^1г.те§ ga1.mes -"звезды, Семеро богов, божества великие"13). На практике под этим названием понимались шесть наиболее ярких звезд Плеяд, которые образуют характерный ковшик астеризма. Однако существуют аргументы в пользу интерпретации первого из двух знаков MUL в качестве детерминатива: mu1MUL. В этом случае термин будет подразумевать единственное число - «Звезда». Кроме того, в списках нормальных звезд термин MUL.MUL используется для Альционы (п Тельца), являющейся самой яркой звездой Плеяд14. Из анализа данных о гелиакальных восходах звезд, описанных в вавилонских текстах, следует, что момент видимости Плеяд определялся началом видимости Альционы15, т.е. одной самой яркой звезды.

В «Книге вразумления начаткам науки о звездах» (Китаб ат-тафхйм ли' ава'ил сина'а ат-танждйм) в разделе, посвященном звездной астрономии, объясняя, что такое стоянки Луны (вопрос 164), Бируни пишет:

Третья стоянка [Луны] - Плеяды Это шесть звезд, собранных подобно кисти ви-

нограда. Это горб Тельца. В народе, особенно среди поэтов считается, что их семь, но они не правы. Плеяды, как отдельное от них, называются Звездой.

Четвертая стоянка - Альдебаран. Это яркая красивая звезда в восточном глаз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком