научная статья по теме ЮЙ ГУАНЪЮАНЬ И КИТАЙСКАЯ ШКОЛА ДИАЛЕКТИКИ ПРИРОДЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЮЙ ГУАНЪЮАНЬ И КИТАЙСКАЯ ШКОЛА ДИАЛЕКТИКИ ПРИРОДЫ»

Юй Гуанъюань и китайская школа диалектики природы

© 2015 Бао Оу

В статье рассматривается влияние Юй Гуанъюаня на формирование китайской марксистской школы философии науки и техники («диалектики природы»). Выявлен его вклад в создание исследовательских институциональных структур, научной периодики, системы подготовки кадров, перевод научной литературы и марксистской классики. Проанализированы трактовка Юй Гуанъюанем специфики китайской школы диалектики природы, его идей «рукотворной природы» и «социальной природы».

Ключевые слова: Китай, марксизм, философия науки и техники, природа, социальная природа, диалектика природы, взаимосвязь естествознания и обществоведения

Известный китайский ученый и организатор науки Юй Гуанъюань (1915-2013) внес заметный вклад в развитие философии науки и техники. В Китае эта область исследований получила наименование «диалектики природы». На склоне лет Юй Гуанъюань заявил: «От начала и до конца моей исследовательской сферой была диалектика природы»1.

Его коллега по работе в структурах ЦК КПК и изучению философии профессор Гун Юйчжи отметил: «Особенностью Юй Гуанъюаня была широта научных познаний. Она состояла не только в том, что обычно называют постижением китайского и западного либо древнего и современного, но и в глубоком изучении двух научных сфер — естественных наук и общественных наук. Он стал членом отделения АН Китая по философии и общественным наукам. Однако его корнем были естественные науки»2.

Физика стала для Юй Гуанъюаня исходной точкой в изучении диалектики природы. В 1934-1936 гг. он учился на физическом факультете Университета Цинхуа, по результатам экзаменов его зачислили сразу на третий курс. Его соучениками в студенческой группе были будущие знаменитые физики-ядерщики Цянь Саньцян и Хэ Цзэхуэй, оптик Ван Дахэн. Одним из наставников был выдающийся исследователь механики и теоретической физики Чжоу Пэйюань. Он передал выпускную работу Юй Гуанъюаня о теории относительности самому Эйнштейну, который сделал исправления и рекомендации по работе молодого китайского студента.

Однако в это время в центре внимания Юй Гуанъюаня уже находился марксизм. Во время учебы в университете в 1936 г. он посещал курс философии профессора Чжан Шэньфу — одного из основателей КПК. Юй Гуанъюань прочитал на английском языке

Бао Оу, Ph.D., доцент Института науки, техники и общества Колледжа общественных наук Университета Цинхуа (Пекин). E-mail: baoou@tsinghua.edu.cn.

«Анти-Дюринг» Энгельса и «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина: «Эти две книги значительно повысили мое понимание науки марксизма. До прочтения этих двух книг я воспринимал марксизм как учение о социально-политической революции. Я верил в его правильность, и оно очень соответствовало моим помыслам. Однако я не знал, что его философия так обширна и глубока. Эти две книги сразу же привлекли меня, в науке полностью покорили меня, открыли для меня новый горизонт»3.

Летом 1936 г. Юй Гуанъюань после окончания университета отправился в Шанхай. Там он принимал участие в работе созданного философом-марксистом Ай Сыци Общества изучения естественных наук, проводившего обсуждения проблем диалектики природы. Это помогло Юй Гуанъюаню расширить философский кругозор, ознакомиться с идеями диалектики природы Энгельса. После начала в 1937 г. широкомасштабной японской агрессии против Китая центр марксистских исследований переместился в Яньань, где с 1935 г. располагался ЦК КПК. Юй Гуанъюань находился в Яньани с 1939 до 1945 г., там он занимался организационной, исследовательской и преподавательской работой.

В 1938 г. в Яньани было создано Новое философское общество, его членами стали Мао Цзэдун и Чжан Вэньтянь. Со временем к работе Общества присоединился Юй Гуанъюань, он соединил свои достижения в изучении диалектики природы с реальными общественными проблемами. Классическим примером стало использование Юй Гуанъ-юанем идей диалектики природы для разъяснения взглядов Мао Цзэдуна.

В 1938 г. Мао Цзэдун выступил с речью «О затяжной войне». Он предсказал, что Война сопротивления Японии будет состоять из трех этапов — обороны, равновесия (сяндай) и контрнаступления. В 1939 г. авторы некоторых статей в «Синь Чжунхуа бао» и «Синьхуа жибао» заявили, что война уже вошла в «стадию равновесия сил». Среди них были те, кто называл эту стадию «переходной». Они считали, что на переходной стадии китайские силы и силы японских агрессоров стали равными и потому вошли в стадию равновесия. Юй Гуанъюань считал, что эта точка зрения не соответствует действительности .

21 июня 1940 г. в годовом собрании Нового философского общества участвовали Мао Цзэдун, Чжан Вэньтянь и только что прибывший с линии фронта Чжу Дэ. В своем выступлении Юй Гуанъюань указал, что выдвинутая Мао Цзэдуном «стадия равновесия» не означает стадии соответствия с силами противника, предложив философскую трактовку проблемы: «Если сущность вещи определяет единственное внутреннее противоречие, тогда после решения противоречия вещь из старого состояния скачкообразно перейдет в новое состояние, она не будет существовать в переходном состоянии или стадии. Если сущность вещи определяют многие противоречия, может возникнуть такая ситуация: когда противоречия уже некоторым образом разрешены, по этой причине в старой сущности происходят изменения, одновременно некоторые противоречия еще не разрешены, по этой причине старая сущность не изменилась полностью. В последнем случае между старой сущностью и новой сущностью может возникнуть переходное состояние или переходная стадия». Чтобы разъяснить идею «переходной стадии», Юй Гуанъюань использовал примеры воды и стекла: «Химическое содержание воды сравнительно простое, поэтому между твердым и жидким состоянием воды нет переходной стадии, а компоненты стекла сравнительно сложные, поэтому при переходе стекла к полностью жидкому состоянию может быть заметное или незаметное переходное состояние»5.

Мао Цзэдун обратил повышенное внимание на это выступление Юй Гуанъюаня. Ученый вспоминал, что разговор был продолжен за едой после заседания философского общества: «Я как раз оказался за одним столом с Мао Цзэдуном, сидел рядом с ним. Он

спросил меня: "Ты что изучал? Естественные науки?". Я ответил: "Да. Изучал физику, окончил физический факультет Университета Цинхуа". Он продолжал обсуждать со мной проблему перехода. Он сказал: "Занимаясь философией, нужно также заниматься естественными науками, общественными науками, потому что многие вопросы связаны вместе. Например, в вопросе перехода ты, исходя из естественных наук, рассказал об общественных науках, это очень хорошо". Его слова о том, что философия — это общие законы мышления о природе и обществе и что немалому числу исследователей философии следует больше изучать естественные науки, вдохновили меня продолжать прилагать усилия в области диалектики природы»6.

5 февраля 1940 г. ЦК КПК учредил в Яньани Общество изучения диалектики природы приграничного района Шэньси—Ганьсу—Нинся. Председателем общества стал Сюй Тэли. Это общество создало исследовательскую группу диалектики природы, за организацию ее учебы отвечал Юй Гуанъюань.

Главным пособием служила книга Энгельса «Анти-Дюринг». Чтобы сделать учебу группы более глубокой, Юй Гуанъюань начал переводить на китайский язык «Диалектику природы» Энгельса. В то время по совместительству Юй Гуанъюань был директором Библиотеки Сунь Ятсена в Яньани, по хранившемуся в ее фондах изданию 1935 г. «Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса» на немецком языке он перевел часть «Диалектики природы». Переводы черновика общего плана «Диалектики природы» и работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» были опубликованы в приложениях к «Цзефан жибао» — журналах «Кэсюэ юаньди» и «Чжунго циннянь»7.

После образования КНР Юй Гуанъюань попросил известного переводчика Цао Баохуа и советского специалиста по философии Н.Г. Сенина сверить его перевод «Диалектики природы» Энгельса по русскому изданию 1941 г. В 1955 г. этот перевод «Диалектики природы» был опубликован издательством «Жэньминь чубаньшэ». В 1985 г. данное издательство выпустило обновленный вариант перевода, который был исправлен Юй Гу-анъюанем по тексту т. 20 «Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса» на немецком языке 1962 г. издания. Философ Чжа Жуцян и другие коллеги помогли сверить перевод с немецким и английским изданиями. На сегодняшний день это самый полный по содержанию, самый строгий и снабженный наибольшим количеством указателей китайский перевод «Диалектики природы» Энгельса.

Чтобы повысить качество подготовки студентов Яньаньского университета, в 1944 г. Мао Цзэдун предложил создать обязательные курсы для преподавателей и студентов всего учебного заведения. Он сказал: «Нужно создать большой курс, включающий три части: историю развития природы, историю развития общества, реальные теоретические и идейные проблемы. Курс истории развития природы можно дать читать Юй Гуанъюаню»8.

После этого курс истории развития природы в китайских университетах, наряду с изучением диалектики природы, стал важной составной частью образовательной программы. Чтобы создать на философском факультете Пекинского университета курс «Природа и история развития природы», в 1955 г. Юй Гуанъюань собрал группу авторитетных ученых, среди которых были Чжоу Пэйюань, физики Ван Чжуси и Хуан Кунь, химик Сюй Гуансянь, биолог Шэнь Тун. В наши дни в китайских вузах «история развития природы» включает содержание обязательного для магистрантов курса «диалектика природы».

В 1950-е годы в качестве руководителя сектора науки отдела пропаганды ЦК КПК Юй Гуанъюань занимался разработкой государственных научных планов. В 1956 г. под его руководством был подготовлен «Проект плана исследований диалектики приро-

ды (философские проблемы в математике и естествознании) на двенадцать лет (19561967)». В этом документе «диалектика природы» впервые обозначала название научной дисциплины и исследовательской сферы внутри марксистской философии.

Последующие практические шаги по реализации данного плана неразрывно связаны с именем Юй Гуанъ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком