научная статья по теме ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИММАНУИЛА ГЕРМАНА ФИХТЕ Философия

Текст научной статьи на тему «ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИММАНУИЛА ГЕРМАНА ФИХТЕ»

Забытая страница немецкого идеализма: философская теология Иммануила Германа Фихте

В.В. ЗОЛОТУХИН

Статья посвящена рассмотрению философско-теологических взглядов немецкого философа XIX в. Иммануила Германа Фихте, создавшего монументальную спекулятивно-теистическую концепцию, которая строится вокруг учения об Абсолютном. Философская теология И.Г. Фихте тесно связана с системами Шеллинга и Гегеля, отталкивается от них, полемизирует с ними и рассматривается в контексте немецкого идеализма как завершающая стадия немецкой классической философии.

The article is devoted to Immanuel Hermann Fichte's philosophical theology. Fichte was a German philosopher of the XIXth century who elaborated the monumental speculative theistic conception built around doctrine of the Absolute. The philosophical theology of Fichte connects with Schelling's and Hegel's systems: it departs from them and enters into a controversy with them. Thereby it may be viewed on in a context of German Idealism as a final stage of the German classical philosophy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Имм.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, философская теология, спекулятивный теизм, спекулятивная теология, Бог, Абсолютное, природа.

KEY WORDS: I.H. Fichte, F.W.J. Schelling, G.W.F. Hegel, philosophical theology, speculative theism, speculative theology, God, Absolute, nature.

Первая половина XIX в. - необыкновенно плодотворное время в том, что касается метафизики. Едва ли не каждый год в немецкоязычном мире (а центром метафизической мысли тогда был именно он) рождались новые онтологические и философско-теологиче-ские системы1. Их создателями были не только великие немецкие идеалисты И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель, но и ряд менее известных сегодня авторов.

Одним из них является единственный сын Иоганна Готлиба Фихте - Иммануил Герман Фихте, или Фихте-младший (1796-1879). Метафизические системы Фихте-младшего и близкого к нему философа Христиана Германа Вайссе (1801-1866), изложенные в ряде объёмных программных работ и в философской периодике того времени, впоследствии получали разные названия: неошеллингианство (О. Пфляйдерер), теизм (Э. фон Гартман),

© Золотухин В.В., 2015 г.

а также этический теизм, спекулятивный теизм и т.д. [Лезе 1929, 6-8]. Известный немецкий теолог и историк философии Курт Лезе обозначает эти системы как "поздний идеализм" [Там же]2. По ряду причин мы считаем, что самый удачный термин, позволяющий метко охарактеризовать мировоззрение Фихте-младшего и Вайссе, употребляли Г. Франк и Т.К. Остеррайх3: "спекулятивный теизм". Его мы и будем использовать в данной статье.

К сожалению, на русском языке о спекулятивных теистах написано крайне мало. И даже в Германии число исследований, посвящённых им, невелико4. Возможно, это объясняется тем, что они оказались "в тени" великих старших современников - Гегеля и Шеллинга.

Возникает вопрос: можно ли отнести Фихте-младшего к самому немецкому идеализму, в частности, к его спекулятивному направлению? На наш взгляд, для решения этого вопроса достаточно обрисовать его ключевые идеи, которые, во-первых, позволяют понять контекст его философствования, а во-вторых, показывают, на кого из предшественников и в какой степени он опирался.

Понять идеи Фихте-младшего в отрыве от его творческого взаимодействия с Шеллингом и Гегелем очень трудно, поэтому нам придётся рассмотреть, в том числе, и его взгляды на творчество двух великих предшественников. Мы сосредоточимся: на сути его философии - учении об Абсолютном - и на ключевых моментах критики философско-теологи-ческих взглядов Шеллинга и Гегеля, которые, как мы увидим, являются одновременно исходными пунктами философии Фихте-младшего.

Стоит сказать, что на немецком философском небосклоне Фихте-младший присутствовал более полувека: его первая книга "Тезисы к подготовительной теологии" увидела свет в 1826 г. [Эрет 1986, 54], а публиковаться философ не прекращал вплоть до самой смерти. Как ранние, так и самые поздние его работы посвящены философской теологии -эта тема беспокоила и занимала его всю жизнь. В данной статье мы рассмотрим только ключевые тексты мыслителя, относящиеся к 40-м гг. XIX в. Именно в этот период Фихте-младший выпускает фундаментальный труд "Спекулятивная теология, или Всеобщее учение о религии" (1846), а также ряд тематических статей в издаваемом им "Журнале философии и спекулятивной теологии" (1839-1844)5.

Философия Фихте-младшего - один из поздних образцов построения всеобъемлющей монументальной системы. Главные её положения изложены в трёхтомном труде "Основные черты системы философии".

Первая его часть, "Познание как самопознание" (1833), описывает становление человеческого Я от непосредственной чувственной данности до мышления и самопознания. Я, раскрыв себя как чистую духовность, приходит к заключению о том, что мышление есть Божественное Откровение [Эрет 1986, 64-65]. Абсолютное оказывается "единственным содержанием всякого мышления и познания" [Фихте 1836, 515].

Вторая часть, "Онтология" (1836), содержит учение о системе категорий и в его составе - учение о монадах. Целью онтологии является спекулятивное обоснование "абсолютной формы действительности", Абсолютного [Там же]. Итак, вся фихтевская система "теоцентрична". Она стремится спекулятивно вывести из человеческого сознания и мышления не просто идею Бога, но идею личного Бога.

Предметом нашего непосредственного интереса является последняя часть трилогии, посвящённая собственно спекулятивной теологии. Под ней Фихте-младший понимает "особую часть метафизики, а именно - учение об абсолютном духе" [Фихте 1840, 91]. Спекулятивная теология - это новая наука о сущности Абсолютного, которая должна, как утверждает Фихте, развенчать представление о божественных свойствах (о самосознании, мышлении, волении и т.д.) как о чём-то конечном и, следовательно, ограничивающем Бога [Фихте 1840, 159-160; Фихте 1841а, 1030]. В этом заключается сущностное расхождение сына с отцом. Фихте-старший считал, что Бог теизма является "в корне мёртвым" и, будучи наделённым земными качествами бытия во времени и воли, представляет собой ещё одно ограниченное существо [Фихте 1834, 147].

Итак, в третьей части - "Спекулятивной теологии, или Всеобщем учении о религии" (1846) - Фихте-младший выстраивает теистическую концепцию Абсолютного. У его те-

изма есть личные мировоззренческие основания. Воспитанный в благочестивом христи-анско-мистическом духе Фихте-младший сетует на утрату современниками "живого Бога как в познании, так и в чувстве" [Фихте 1846, VII]. При этом он осознаёт, что прежняя конфессиональная религиозность во многом утратила свои позиции, и её следует заменить новыми формами религии, возникающими на основе философского познания. Прежде, говорит мыслитель, и теология, и спекуляция превращали Бога в далёкую от реальности мысленную абстракцию, и, таким образом, Он выпадал из действительности [Там же, V]. Вот тут и возникает вопрос о соотношении природы и Бога, который уже был предметом спора на повышенных тонах между Якоби и Шеллингом.

Якоби, защищавший в этом споре теистическую позицию, считал, что природа - лишь "совокупность конечного" [Якоби 1811, 164], подчинена механическим законам, действующим по принципу необходимости [Там же, 167], и сама по себе необъяснима [Там же, 168]. Согласно Якоби, природа - творение, и путь от неё к Богу лежит только через религиозное чувство человека. Теист Фихте-младший думает иначе: природные законы и процессы помогают высветить их духовное основание - самосознающий божественный дух. В этом отношении Бог созерцаем, доступен человеческому познанию [Фихте 1846, Х]. Трансцендентность Бога и имманентность Его миру диалектически взаимосвязаны. Одна из задач спекулятивной теологии как раз и состоит в изучении этого соотношения [Фихте 1841б, 213].

Теоретическим ориентиром для Фихте-младшего во многом является философская теология Шеллинга 1800-х гг., вписывавшая природу в божественную реальность. В текстах мыслителя рассыпаны одобрительные отзывы и ссылки на Шеллинга, причём как на его философию тождества, так и на более поздние построения. Фихте-младший заявляет: даже сами начала спекулятивной теологии заключаются в шеллинговских "Философских исследованиях о сущности человеческой свободы" (1809)6. Он солидаризируется с Шеллингом по вопросу о природе и утверждает необходимость признания таковой в божественной реальности [Фихте 1842, 34]. Однако понимание Фихте-младшим природы отличается от Шеллингова.

По мнению Фихте-младшего, в божестве содержится "бесконечное богатство образов". Эти образы в высшей степени реальны, но ещё не вполне сформированы. Их онтологический статус как бы подвешен: они "и есть, и не есть", так как пребывают в нерасчленимом единстве божественной сущности [Фихте 1846, 279]. Духовная составляющая в божественной природе неотделима от материальной: наличие образа/идеи подразумевает её материальную реальность7. Природа - универсум духовно-материальных и реально существующих в божественной полноте эйдосов - оказывается "реальным основанием и источником жизни" для всего тварного, конечного мира [Фихте 1846, 311, 327]. И именно природа вписывает Бога в мир материальных взаимодействий, без таковой, говорит мыслитель, Бог лишь непонятная абстракция [Там же, 280]. Это не следует понимать как облечение Бога телесностью: Бог - это нетелесный абсолютный дух.

Как теист Фихте-младший полемизирует с Гегелем, отождествляя позицию последнего с пантеизмом. Стоит отметить, что учение самого Фихте-младшего, как и его постоянная полемика с Гегелем, имеет тот же понятийный контекст, что и спор Якоби с Шеллингом в 1811-1812 гг. [Яшке (ред.) 1999, VII]. Однако Фихте-младший не обрушивается на пантеистическую установку так, как это делал Якоби, но отмечает, наряду с критикой, её эвристические моменты.

Одной из заслуг Гегеля Фихте-младший считает то, что тот оспорил критико- агностическую установку [Фихте 1846, 197]. Себя же Фихте-младший считает продвинувшимся дальше Гегеля: последний наметил связь бесконечного и конечного, а он упрочил эту связь благодаря св

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком