научная статья по теме ЗАГАДКИ КАМНЕРЕЗНЫХ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУРОК» ФАБЕРЖЕ. К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛНОГО СПИСКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАГАДКИ КАМНЕРЕЗНЫХ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУРОК» ФАБЕРЖЕ. К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛНОГО СПИСКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ СКУРЛОВ

историк ювелирного искусства, эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, консультант-исследователь по Фаберже Аукционного дома КРИСТИ, ученый секретарь Мемориального фонда Фаберже (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 327 75 65. E-mail: valentinskurlov@mail.ru

В статье исследована история создания камнерезных человеческих фигурок Фаберже -второй, после императорских пасхальных яиц, ценной по художественному значению группе изделий фирмы Фаберже, положившей начало направлению современного камнерезного искусства. Цель статьи - составить список этих произведений. Приводятся подлинные названия из счетов фирмы, инвентарных книг и страховой описи, сведения о первом изображении и выставках, определены направления дальнейших поисков. Ключевые слова: Фаберже, фигурки из камня, список произведений.

ЗАГАДКИ КАМНЕРЕЗНЫХ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФИГУРОК» ФАБЕРЖЕ. К ВОПРОСУ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЛНОГО СПИСКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

История фирмы Фаберже хранит в себе много тайн, несмотря на библиографию, насчитывающую к 1993 г. 1772 публикации1. За последние 17 лет количество публикаций по теме выросло в несколько раз, в том числе и в Интернете. Многие из тайн могли бы быть раскрыты при наличии архивных документов. В марте 1919 г. Петрокоммуна констатировала: «Хозяева бежали, спрятав инструменты и документы»2. Не найдена до сих пор ни одна инвентарная книга ни одной ювелерной фирмы.

В феврале 1919 г. московская Чрезвычайная комиссия потребовала от головного отделения фирмы Фаберже в Петрограде прислать инвентарные товарные книги3. В этих книгах вели учет проданных товаров и клиентов. В женевском архиве Татьяны Фаберже, правнучки Карла Густавовича, сохранились две книги лондонского магазина. В них зафиксирована продажа 5500 предметов для 1100 клиентов в 1906-1917 гг. Чекисты охотились за такими книгами ювелирных фирм. С их помощью изымали золото. Согласно «Декрету о золоте» от 15 января 1918г., гражданам запрещалось владеть золотыми предметами общей массой более 16 золотников (67,16 г). Фирма Фаберже за период 1842-1890 гг. исполнила около 40 000 предметов, а с 1891 по 1917 г. - более 210 000 (расчеты автора).

До начала 1990 г. большинство материалов о Фаберже опубликовано в англоязычных странах. Публикации на русском языке исчислялись единицами, что связано с негативным, классовым подходом к фигуре Фаберже как придворному ювелиру. До 1988 г. литература о Фаберже находилась в комнатах «для служебного пользования». Первая выставка Фаберже в СССР состоялась в Ленинграде только в 1989 г.4 После 1990 г. отечественные исследователи последовательно вводят в научный оборот материалы о Фаберже из российских архивов. История российского фабержеведения исчисляется 20-ю годами. Массивы архивов ждут изучения. Термин «фабержиана» более широкий и означает совокупную коллекцию изделий фирмы (базис) и всего надстроечного аппарата (история, эскизы, литература, кино, концепции, мифы и т.д.).

«Человеческие фигурки», как их назвал главный мастер фирмы Франц Бирбаум, являются второй, после императорских пасхальных яиц, группой наиболее художественно значимых произведений Фаберже. Как отмечал первый биограф фирмы Фаберже Г.Ч. Бэйнбридж в 1949 г., «...представляется правдоподобным, что всего было изготовлено не более 40-50 статуэток. Это ограниченное количество, а также уникальное качество делают их чрезвычайно ценными экспонатами коллекции из-за их художественной и материальной ценности»5. Самая дорогая по цене фигурка - «Камер-казак Кудинов» (2300 руб.) исполнена в декабре 1912 г., самые дорогие по цене императорские пасхальные яйца в 1913 и 1914 гг. стоили 25 000-30 000 руб. Империя перед своим распадом самовыразилась, достигнув в искусстве изготовле-

ния фигурок апогея, как и в искусстве императорских пасхальных яиц.

«К категории скульптур, - пишет в 1919 г. Ф.П. Бирбаум, - нужно отнести многочисленные изображения животных и людей (курсив наш. - В.С.) то в реалистической трактовке, то в юмористической или стилизованной. Эти миниатюрные скульптуры имели значительный успех среди клиентов до самого последнего времени. Успех их объясняется их забавностью, а также тем, что, не будучи исполненными из драгоценного материала, они прекрасно выполняют роль подарков в тех случаях, когда стоимость подарка не должна быть заметна. Мания коллекционирования также способствовала их распространению. Многие высокопоставленные лица составили себе коллекции этих фигурок, и окружающие знали, что новые экземпляры этих коллекций будут приняты благосклонно»6. Отметим незаменимость фигурок в качестве подарков, когда «стоимость подарка не должна быть заметна». Вторая особенность - «составление коллекций этих фигурок». Этот принципы действует и сегодня.

Франц Бирбаум указывает на «выдающиеся камнерезные изделия» и авторство шести фигурок, две из которых - по модели Б.О. Фредмана-Клюзеля (Поп и Маляр) и четыре - Г.К. Савицкого (Уличный торговец-татарин. Мальчик - торговец лимонадом, Ледовоз, Запасного солдата 1914 года (правильнее 1915 г., поскольку запасные батальоны начали формироваться в 1915 г. - В.С.)7.

Информация о фигурках, так же как и о пасхальных яйцах, поступает в научный оборот с разницей в 30-70 лет после исполнения произведений. При жизни первоначальных владельцев (членов царской семьи, Нобеля, зарубежной аристократии и т.п.) эти предметы не рассматривались как шедевры, были семейными предметами, подарками, их не демонстрировали публично. Впрочем, опыт выставок императорских пасхальных яиц был: 1900 г. в Париже и в доме фон Дервиза в 1902 г. (публикация в журнале «Столица и Усадьба» в 1916 г.8). Причина отсутствия информации - традиционная закрытость сферы ювелирного искусства.

В статье предпринята третья попытка составления Списка камнерезных «человеческих фигурок», предыдущие состоялись в 2005 и 2008 гг. Из архивных документов выясняется, что есть фигурки, которых никто не видел: Поп, Гренадер, Дядя Сэм, Королева Виктория, Сумашедшийшляпник, Мальчик-посыльный. Также из 50 императорских пасхальных яиц пять известны только по архивным документам, Никто не видел фигурки, о которых упоминает биограф фирмы Г.Ч. Бэйнбридж: персонажи книги Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: Алиса, «лондонские типы»: Йоман (Дворцовый стражник), Бобби9. Некоторые фигурки к моменту закрытия фирмы в 1918 г. не были закончены, в том числе по заказу Э.Л. Нобеля, который собирал серию «народных» и «городских»

типажей. Первым заказчиком «человеческих фигурок» был Николай II. В архиве Павловского музея-заповедника имеется список на 21 экз. фигурок10. Журнал «Столица и Усадьба» в № 9 за 1914 г. сообщает новость: «...Одна из петербургских ювелирных фирм изготавливает статуэтки из цветных (не драгоценных) камней: нефрита, яшмы, оникса и даже гранита. Между прочим, по заказу государя императора изготавливаются военные формы (фигурки в военных формах. - В.С.), и эти фигурки будут храниться в архивах, как наиболее прочные документы <...>. Эти каменные документы, понятно, не красятся, а подбираются камни нужных цветов и из них составляются статуэтки»11.

В главе «Статуэтки Фаберже из русских драгоценных камней» первой биографии Карла Фаберже, ставшей классической, но до сих пор не изданной на русском языке, Г.Ч. Бэйнбридж напоминает, что одна из главных целей книги - объяснить, почему «изделия Фаберже такие привлекательные». И дает ответ, что лучше всего это объясняется словосочетанием русская сущность Эта сущность, по Бэйнбриджу, лучше всего выражена в фигурках из цветных камней:

«Так мы подходим к статуэткам из разных цветных камней - это национальные русские типы. Я убежден, что, рассмотрев иллюстрации, все как один скажут: "Они-то совершенно русские!" Могу предположить, что вид этих фигурок представляет собой то, что ассоциируется с Россией. Эти образцы так привычны, что их безошибочно узнают»12.

«Я хотел бы напомнить читателям, - продолжает Бэйнбридж, - что повторы - русская черта. Как будто Россия всегда знала, что она трудна для восприятия и что никто не сможет понять ее с одного раза». Это замечание позволяет объяснить повторы некоторых фигурок Фаберже: несколько Извозчиков, два Маляра, два Лихача, два Солдата, два Джона Буля. Идея одна, но фигурки различаются. Сколько было Гармонистов? Одного в начале 1914 г. подарил царю великий князь Николай Михайлович13, другой появился на антикварном рынке с указанием «Из коллекции Нобеля»14.

Бэйнбридж объясняет историю появления фигурок: «В 1937 г. во время нашего совместного с Агафоном Фаберже пребывания в Хэмпстеде, мы говорили об этих статуэтках. Вот что выяснилось в результате этих бесед. История их аналогична появлению других работ Фаберже, а именно: сначала идея возникла в голове одного из заказчиков, в данном случае великого князя Николая Николаевича. Он заказал шарж на королеву Викторию. Фаберже выразил сожаление по поводу того, что не сможет сделать этого, но, поскольку ее величество маленького роста, он мог бы сделать ее пониже и, возможно, потолще, а голову можно увенчать короной. Эту маленькую фигуру из жадеита я видел много лет назад в витрине одного из лондонских магазинов, но потом потерял ее из виду. Интересно, где она теперь? Возможно, тот, кто сейчас ею владеет, сможет узнать ее по описанию, если прочтет эти строки. Затем Фаберже пришло в голову, что статуэтка будет выглядеть привлекательней, если изготовить ее из разноцветных камней, а не вырезать из одного камня. Вот так возникли русские национальные типы - предмет рассмотрения в данной главе. Исполнив свой замысел, Фаберже сделал фазу в русской истории камня»15.

Бэйнбридж дает подробное описание восьми фигурок, указывая названия камней для каждого элемента (блока) фигурки. Еще для трех фигурок: Казака (Черкеса), Извозчика и Разносчика описание минимально - «из сибирских камней». В тексте упоминаются еще восемь фигурок без всякого описания, итого 19 «типов», включая «английские»16.

«Агафон Фаберже, - продолжает Бэйнбридж, - рассказал мне о двух фигурках, Крестьянин и его Жена (Крестьянка. - В.С.), по ег

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком