Россия и мир
© 2015 г.
В.И. ЖУРАВЛЕВА
ЗАОКЕАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С.Н. СЫРОМЯТНИКОВА, ИЛИ КАК УБЕДИТЬ АМЕРИКАНЦЕВ ИЗУЧАТЬ РОССИЮ
«Мы так мало знаем о России, а то, что мы знаем, по сути, деформирует представление о ней и не отражает действительности. Мы осведомлены о шпионах, секретной полиции, погромах, ссылке в Сибирь, еврейском вопросе, взяточничестве бюрократов... Мы знаем Россию в "интерпретации бульварной прессы". Три четверти населения Российской империи являются славянами, а большую часть наших иммигрантов таковыми назвать нельзя, а потому их невозможно рассматривать в качестве ее реальных представителей. Они настроены к России враждебно, в то время как девять десятых истинно русских, часть из которых приезжает к нам, не просто испытывают к ней дружественные чувства, но именуют ее "Святая Русь" и верят в нее. Более того, большая часть американцев, отправляющихся в Россию, чтобы по возвращении представить о ней информацию. это жаждущие приключений журналисты, нацеленные на создание сенсационного образа таинственной России, подходящего для киносценария, и авантюристического склада коммерческие агенты, не умеющие говорить по-русски»1, - писал в 1916 г. военный корреспондент, адвокат, политический деятель и впоследствии дипломат Р. Чайлд. Он доводил до сведения своих сограждан мнение русских о том, что "американцам следует быть терпимыми к их нетерпимости" в таких вещах, как, например, "еврейский вопрос", если они заинтересованы в развитии сотрудничества. А русских призывал уточнять свое знание о Соединенных Штатах, чтобы отказаться от упрощенных представлений о "стране дымящих заводов" и "нации делателей денег".
Подобные призывы стали звучать все чаще по обе стороны Атлантики в период Первой мировой войны, открывшей новую страницу в истории российско-американских отношений2. Именно тогда в условиях расширявшегося торгово-экономического, военно-политического и гуманитарного сотрудничества между странами впервые в повестку дня их двусторонних отношений был поставлен вопрос о разрушении стереотипов взаимовосприятия и развитии академического изучения друг друга. Возникли специальные организации, такие как, например, Американо-русская
Журавлева Виктория Ивановна - доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета. Руководитель научно-образовательной программы по американистике РГГУ.
1 ChildR.W. Potential Russia. New York, 1916, p. 186-187.
2 История российско-американских отношений в годы Первой мировой войны нашла отражение в следующих обобщающих работах: Лебедев В.В. Русско-американские экономические отношения (1900-1917 гг.). М., 1964; Ганелин Р.Ш. Россия и США. 1914-1917: очерки истории русско-американских отношений. Л., 1969; Greyson B.L. Russian-American Relations in World War. New York, 1979; Saul N.E. War and Revolution: The United States and Russia, 1914-1921. Lawrence, 2001.
торговая палата и "Общество сближения между Россией и Америкой", призванные способствовать развитию деловых и общественных российско-американских связей, а также распространению разноплановой информации о стране-партнере3.
Среди тех, кто вносил свой вклад в этот непростой и непрямолинейный процесс взаимного сближения и взаимного узнавания, оказались и русские, и американцы, люди разных взглядов, общественного положения и профессиональной принадлежности, те, кто специально занимался изучением другой страны и другого народа, и те, кто ратовал за расширение достоверных знаний друг о друге, исходя из национальных интересов - геополитических, социально-экономических, культурных.
Об одном из таких людей, принимавшем участие в процессе переосмысления образа России в США в годы Первой мировой войны, и пойдет речь в данной статье.
СЫРОМЯТНИКОВ: ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ
Сергей Николаевич Сыромятников (1864-1933/1934) - русский публицист, писавший под литературным псевдонимом Сигма, мыслитель и общественный деятель консервативного толка, ученый-востоковед и путешественник-разведчик.
В 1890 г. он окончил Санкт-Петербургский университет со степенью кандидата права, но еще раньше, с 1888 г., начал заниматься журналистской деятельностью в качестве сотрудника газеты "Неделя". В 1893 г. Сыромятников был принят в штат газеты "Новое время" и как ее корреспондент в 1897 г. отправился на Восток в составе миссии Эспера Ухтомского. Миссия посетила Китай, Японию, Корею, Приморскую и Амурскую области и через Америку вернулась в Россию. Итогом поездки стал составленный Сыромятниковым "Очерк современного положения Кореи". В 1898 г. он принял участие в комплексной научной экспедиции в северную Корею, где занимался обследованием Чембоксанского хребта и проведением маршрутных съемок. Экспедиция обобщила свою работу в капитальном труде "Военный обзор Кореи". В 1900 г. на берегах Персидского залива Сыромятников изучал возможности по продвижению русских товаров в Южную Персию и Месопотамию. Во всех этих поездках он выступал не только в роли журналиста и ученого-востоковеда, но и занимался сбором ценной информации военного и дипломатического характера, за что впоследствии получил правительственные награды4.
Именно тогда укрепилась вера Сыромятникова в то, что России необходимо выстраивать грамотную политику на азиатском направлении (в Корее, Маньчжурии и на территориях, прилегающих к Персидскому заливу), что положение Российской империи в Европе зависит от ее положения в Азии. По его мнению, Россия представляла собой восточный тип цивилизации, для которого не характерны рационализм, индивидуализм и материализм, и поэтому в противостоянии Востока и Запада она должна стать защитницей первого5. Во взглядах Сыромятникова второй половины 1890-х годов проступают и "восточничество" Эспера Ухтомского, и рассуждения об угрозе панмонголизма русского философа и поэта Владимира Соловьева6.
После возвращения из поездок по Востоку Сыромятников принял участие в создании "Русского собрания", считая главной целью этой организации определение национальных ценностных ориентиров русского общества, формирование представлений
3 Saul N.E. War and Revolution, p. 26-31; Журавлева В.И. Понимание России в США: образы и мифы. 1881-1914. М., 2012, с. 997-1111.
4 Сыромятников Б.Д. "Странные" путешествия и командировки "СИГМЫ" (1897... 1916 годы): историко-документальная повесть-расследование. СПб., 2004, с. 10, 50; его же. У истоков отечественного корееведения. Забытые имена: Сергей Николаевич Сыромятников. - Вестник Центра корейского языка и культуры. СПб., 2005, с. 113-117, 122-129.
5 Сыромятников Б.Д. "Странные" путешествия и командировки "СИГМЫ", с. 107.
6 Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу Восходящему солнцу: как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М., 2009, с. 70-94, 341.
о необходимости сверять настоящее и будущее России с ее историческим прошлым. Публицист стал представителем левого крыла организации и, оставаясь монархистом, призывал к проведению реформ с целью уничтожения всевластия бюрократии и распространения законосовещательных органов. Свои взгляды Сыромятников изложил в 1901 г. на страницах книги "Опыты русской мысли". В 1903 г. в результате произошедшего в руководстве "Русского собрания" раскола и конфликта Сыромятникова с одним из лидеров этой организации В. Величко - поэтом, публицистом и общественным деятелем крайне националистического направления - Сыромятников не был вторично избран товарищем председателя7.
В июле 1904 г. он вышел из редколлегии "Нового времени" и отправился на театр боевых действий в Маньчжурию, выполняя обязанности чиновника особых поручений при наместнике на Дальнем Востоке. В это время Сыромятников, уже не склонный преувеличивать значение "желтой угрозы", призывал к прагматическому отношению как к Западу, так и к Востоку8.
После возвращения из Маньчжурии Сыромятников сотрудничал с газетой "Русское слово", а в 1906 г. после личного знакомства с премьер-министром П.А. Столыпиным был назначен редактором правительственного официоза газеты "Россия". С этого времени он стал активным сторонником столыпинских преобразований вообще и аграрной реформы, в частности, разъясняя их смысл широкой общественности. Сыромятников ратовал за свободный выход "крепких хозяев" из общины, выступая против сохранения этого "обреченного на гибель института". По его мнению, в России должен был доминировать сельский уклад, что отвечало ее традициям и способствовало бы сохранению основ русской культуры, а город призван был стать помощником в создании села нового типа - "с библиотекой, музеем и химической лабораторией"9.
Итоги русско-японской войны и тесное сотрудничество со Столыпиным привели к изменению геополитических взглядов Сыромятникова. Его больше не занимал вопрос о культурном значении России в Азии, он отказался от мысли о противостоянии Западу при помощи Востока и теперь в духе переселенческой программы премьер-министра предлагал бросить все силы России на освоение Сибири.
Сыромятникова критиковали и либералы, и консерваторы. Первые - за его национализм и антизападничество, вторые - за неприятие радикального национализма и симпатию к евреям, и все вместе - за непоследовательность взглядов и убеждений. Сам же он называл себя "прогрессивным националистом", приверженцем "истинного, государственного консерватизма", ориентированного на "сохранение живого и жизнеспособного в народе", "развитие исторически необходимого", "защиту испытанного своего против неиспытанного чужого посредством воспитания общественной мысли и чувства". При смене ориентиров и новой расстановке акцентов неизменным в идейной системе Сыромятникова оставалось представление о самодержавии как об оптимальной форме правления для России, которая должна стать "свободной демократией со свободным царем", заботящимся обо всех подданных. Этот консервативный мыслитель связывал будущее Российской империи с переходом к "земскому государству", где существовали бы выборные советы при губернаторах и министрах10.
7 Кирьянов Ю.И. Русское собрание, 1900-1917. М., 2003, с. 25, 28, 34
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.