научная статья по теме ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМИЗМ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ УСИЛИВАЕТСЯ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМИЗМ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ УСИЛИВАЕТСЯ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 200S, № 2, с. 94-103

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМИЗМ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ УСИЛИВАЕТСЯ © 2008 г. В. Носенко

В последнее время угроза исламизации Западной Европы все больше тревожит местные правящие круги и общественность. Обретение исламом доминирующего положения на европейском континенте в не столь уж отдаленном будущем, превращение Европы в придаток мусульманского мира расценивается как возможный и чуть ли не неотвратимый вариант. Еще в начале 90-х годов американский ученый С.Хантингтон предрекал неизбежность грядущей схватки цивилизаций. В июле 2004 г. зловеще прозвучало предсказание патриарха западного исламоведения, американского профессора Б.Луиса: не позже конца нынешнего столетия Европа станет исламской1. Это мнение сегодня разделяется рядом политологов, предупреждающих о высокой вероятности утраты Западной Европой своей идентичности. Даже если отбросить заведомые перегибы в оценках масштабов мусульманского внедрения в Европу и оперировать только фактами, все равно придется признать обоснованность возникшего беспокойства.

ИММИГРАЦИОННЫЙ НАПЛЫВ

В исламистском натиске на Европу просматриваются два аспекта - демографический и политический. Общины выходцев из мусульманского мира стремительно разрастаются за счет притока новых иммигрантов и высокого уровня деторож-даемости. Статистика не дает точной численности европейских мусульман, а оценочные цифры колеблются от одного до нескольких десятков миллионов человек. Большинство исследователей согласны с условной оценкой 15-20 млн. на середину текущего десятилетия.

Западная Европа широко открыла двери для иммиграции с Ближнего Востока, из Южной Азии и Африки в 50-х годах прошлого века, когда нуждалась в рабочей силе для удовлетворения потребностей быстрорастущей экономики. Выполнив эту миссию, иммигранты предпочли остаться в Европе, где даже на низших ступенях социальной лестницы они чувствовали себя комфортнее, нежели на родине. Образованию постоянных об-

НОСЕНКО Владимир Иванович, бывший посол России в Омане.

1 См.: Die Welt. 28.07.2004.

щин способствовали сравнительно упрощенная система получения гражданства иностранными рабочими, программы воссоединения семей, содействие формированию иммигрантских объединений, поощрение и отчасти финансирование сети образовательных учреждений и религиозных центров.

Хотя европейская экономика давно прошла период бурного послевоенного роста, спрос на рабочую силу не исчез, в том числе из-за укоренившегося среди европейцев нежелания выполнять черную работу. В результате приток иммигрантов сохраняется. Оказавшись в Европе, они могут рассчитывать и на пособия, и на содействие в трудоустройстве. Меняется социальный состав мусульманской иммиграции. Развитие образования, включая высшее, в ближневосточных государствах при ограниченном числе рабочих мест для квалифицированных специалистов ведет к возникновению прослойки образованных людей, не имеющих возможностей для самореализации и достойного существования на родине. Привлекают многих переселенцев и демократические свободы, создающие атмосферу раскованности, о которой они прежде не имели представления.

Численность мусульман в Европе стремительно растет из-за высокого уровня рождаемости. В мусульманских семьях традиционно положено иметь несколько детей, тем более что шариат запрещает аборты и использование противозачаточных средств. Уровень фертильности европейской мусульманки уже достиг 4.2 ребенка. У европейской женщины он снизился до 1.4. Между тем для поддержания имеющейся численности населения требуется не допускать падения данного показателя ниже 2.1. Совет Европы с тревогой отмечал, что в 2003 г. на континенте смертность коренных жителей превысила их рождаемость. Сегодня во Франции из каждых трех новорожденных один происходит из мусульманской семьи. При сохранении этой тенденции мусульмане к середине нынешнего столетия возобладают среди французского населения2. Для Франции, где численность мусульман сегодня превышает 10 млн. человек, такая перспектива представляется ре-

2 См.: Chesnoff R. The Arrogance of the French. N.Y., 2006.

Р. 141-142.

альной. Та же проблема, хотя и не столь остро, стоит перед другими государствами. По оценке британского журнала "Экономист", даже без учета иммиграционного потока, исходя только из естественного прироста, можно ожидать увеличения численности мусульман в Европейском со-

з

юзе к 2025 г. до 30 млн. В сугубо демографическом плане данная перспектива еще не создает угрозы исламизации континента. Ее можно устранить путем разработки и внедрения комплексной программы целенаправленной интеграции иммигрантов не только в экономическую, но и в социальную и политическую жизнь. Раскрывая двери для иммиграции, общество ради самосохранения должно создавать условия, способствующие превращению переселенцев в законопослушных, усваивающих местный образ жизни граждан. Однако западноевропейские государства взяли курс на автономию общин, что неизбежно вело к их фактической изоляции от остального общества, замыканию на собственных интересах. Возобладала концепция мульти-культурализма (культурного многообразия), считавшаяся до последних лет единственно верной основой взаимоотношений с общинами.

Мировой опыт дает иные примеры взаимодействия с иммигрантами, обеспечивающего их полноценную интеграцию и исключающего опасность подтачивания государственных и общественных устоев даже при масштабной иммиграции. Таковым является американский вариант: общество, возникшее из потомков иммигрантов, выработало для переселенцев реестр принципов. Принимая их, вновь прибывшие сравнительно быстро вливаются в общественную среду принимающей страны, постепенно обретают мировоззрение и поведенческий стиль стандартного американского гражданина. Во главу угла ставится терпимость к любым религиозным культам, порой весьма экстравагантным. Государство защищает все прижившиеся в стране религии; у них нет необходимости самим противостоять враждебным нападкам.

Американское общество пришло к осознанию важности политкорректности, которая, в частности, прививает гражданам уважение ко всем переселенцам, застраховывает от национальных и религиозных расколов, а, значит, обеспечивает внутреннюю стабильность. К любому индивидууму принято подходить прежде всего как к гражданину США со всеми его правами и обязанностями. Американцы возвели в культ свободу слова, но публичное отрицание основ либеральной демократии воспринимается обществом как выпад против его устоев. Неприятные межнациональные инциденты случаются, и нередко, но в целом

3 См.: The Economist. 22.06.2006.

система адаптации иммигрантов работает достаточно успешно. Именно поэтому американцы не боятся пускать в страну новых переселенцев, если только они не создают угрозу безопасности своими идеологическими убеждениями или участием в подрывных организациях. И в США есть радикальные исламистские группы, например Совет по американо-исламским отношениям. Однако они находятся под таким пристальным контролем правоохранительных органов, что им не под силу свободно распространять свои идеи.

Что касается Западной Европы, то, сделав ставку на мультикультурализм, она сама создала для иммигрантов изолированные "национальные квартиры". В результате общины оказались в значительной мере отгороженными от общества, а принятие местных правил поведения стало вопросом индивидуального выбора. Врастание в европейский уклад жизни дает определенные преимущества, но не гарантирует подъем по социальной лестнице. Для переселенцев в первом поколении, еще не забывших условия существования на родине, даже скромное положение на новом месте представляется достаточно благополучным, что и определяет отношение к принимающему государству. Но сейчас в иммигрантских общинах поколения, родившиеся в Европе, уже составляют большинство. Согласно полученной только во Франции статистике за 1999 г., общая численность легальных иммигрантов достигала 13.5 млн. человек, причем на первых переселенцев пришлось 4.4 млн., а остальную, подавляющую часть составляли их дети и внуки (соответственно 5.5 млн. и 3.6 млн. человек4). Хотя эти данные устарели, но они дают общее представление о развитии демографической ситуации в иммигрантской среде.

Потомки иммигрантов практически незнакомы с повседневной жизнью в странах своих предков, но и не питают иллюзий насчет возможностей достичь там благополучия. Отдалившись от культуры и традиций своей прародины, они не обрели в западноевропейских государствах новую родину, хотя здесь воспитывались, получали образование, адаптировались к местному быту, пробивались к сносной материальной обеспеченности. Несмотря на доброжелательное отношение властей к иммигрантам, они остаются для титульной нации чужаками. С выходом на высокий уровень политкорректности и толерантности в отношении иностранцев французы, немцы, да и другие европейцы не утратили амбициозную приверженность собственной национальной идентичности. Свою роль играет и неудовлетворенность иммигрантов материальным положением. Лишь небольшому числу их потомков удается вырваться

4 См.: De Beer P. France's Immigration Myths (http:// www.open-democracy.net. 09.02.2006).

из той низкой социальной страты, в которой провели всю жизнь их родители. Это характерно прежде всего для мусульман-арабов, они менее динамичны и предприимчивы, чем выходцы из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии.

В сотрясавших Францию в 2005-2006 гг. молодежных бунтах социального характера мусульмане часто выступали зачинщиками беспорядков в окраинных районах крупных городов, прежде всего Парижа, превратившихся в мусульманские анклавы (Клиши-су-Буа). Они организовали собственные комитеты, действовали слаженно и целеустремленно. Ошеломляющими для правительства и истэблишмента были ярость, воинственность, жестокость взбунтовавшейся молодежи в отношении полиции. Стало очевидно, что теперь предстоит иметь дело не с разбушевавшейся из-за обид по поводу плохих материальных условий молодежью, а с выходящей на арену прослойкой, откровенно враждебной правящему режиму, отвергающей существующие государст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком