научная статья по теме ЗАПАДНЫЙ БИЗНЕСМЕН И РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ) Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАПАДНЫЙ БИЗНЕСМЕН И РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ)»

О.Т. ПаламарчукЗападный бизнесмен и российский предприниматель (штрихи к портретам)

Западный бизнесмен и российский предприниматель (штрихи к портретам)

О.Т. Паламарчук

д-р филол. наук, доц., ректор Кубанского социально-экономического института (350007, г. Краснодар, ул. Камвольная, 3/1; e-mail: info@ksei.ru)

Аннотация. Рассматривается проблема соотношения бизнеса и предпринимательства; подчеркивается принципиальная особенность предпринимательства вообще и российского в особенности в сравнении с традиционным бизнесом; указывается на необходимость формирования высоко нравственной философии, идеологии и практики предпринимательства.

Abstract. The problem of correlation of business and enterprise is examined; principal peculiarity of enterprise in general and Russian enterprise in particular is emphasized in comparison with traditional business; it is pointed to the necessity of forming of highly moral philosophy, ideology and practice of enterprise.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, прибыль, меценатство

Keywords: business, enterprise, profit, patronage

БИЗНЕС (анг. business), предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода1

А.М. Горький в очерке «Один из королей республики», следуя классовой логике, талантливо изображает образ примитивного паука-миллионера. К нему приходит такой же примитивный рабочий - мещанин. Герой Горького полагает, что миллионер - это толстяк, который только и делает, что ест, пьет, носит сто костюмов, ездит на сотне автомобилей, одним словом, занят единственным делом - тратит свои миллионы. Какого же было его удивление, когда перед ним предстал сухонький старичок, который на личные нужды тратит всего несколько долларов в день.

1 Большой Российский энциклопедический словарь. -М.: Большая российская энциклопедия, 2003, С. 160.

Примечателен диалог между ними:

- Что Вы делаете?

- Делаю деньги.

- Для чего?

- Чтобы делать деньги.

- А для чего?

- Чтобы делать деньги.

- Но... для чего?

- Вы - идиот?!

- А вы?..2

Люди говорили на разных языках!

Представитель «революционного фанатизма» понимает под «деланием» денег смысл жизни бизнесмена, предпринимателя и ничего более. Поэтому для него делание денег, чтобы получить новые деньги, есть полный идиотизм.

2 Горький А.М. Избр. В 3- х т. Т.2., - М.: Худ. Лит-ра,

1968, С. 76-86.

Для представителя делового мира непонимание того, что деньги для рыночного производства все равно что вода для растений, есть законченный идиотизм. Другое дело, что для настоящего предпринимателя деньги (а без них в условиях рынка не обойтись) - не самоцель, а средство. Российский предприниматель, человек православно-славянской цивилизации, не будет делать деньги на несчастье людей, не будет заниматься грязным бизнесом. Он - человек чести, мессианский человек. Для него деньги заработаны собственным трудом, собственной энергией.

К сожалению, вся информационно-рекламная система традиционного бизнеса направлена на удовлетворение не столько духовных, сколько физиологических потребностей человека, воспитание человека - потребителя, манипулирование его запросами. Западный менеджмент, и в первую очередь в американском варианте, ставит первичную цель: делать деньги, деньги, деньги... руками других. Не случайно в русском варианте менеджмента мы делаем четкое разделение собственников:

- на бизнесменов;

- на предпринимателей.3

С вступлением России в рынок интерес россиян к бизнесу, к его практике, к его идеологии, к его нравственности резко возрос; в начале девяностых годов XX века между учеными-обществоведами в начале девяностых годов развернулась дискуссия: продолжать ли нашей евро-азиатской стране идти своим самобытным путем (правда, уже не к коммунизму) или переходить на рельсы рыночной цивилизации XIX -XX веков. Как тут не вспомнить «старую песню о главном» - спор между славянофилами и западниками о судьбах и перспективах России, начатый, по сути, ещё при Петре I, но не законченный по сей день.

Применительно к предпринимательству смысл дискуссии сводился к следующему: являются ли бизнес и предпринимательство социальными синонимами, сиамскими близнецами, рожденными от матери - частной собственности и отца - рынка, или это принципиально разные явления.

Одни, «западники», полагали (и не без основания), что законы рыночной экономики универсальны для всех стран с товарно-денежными отношениями. Поэтому, «что в лоб, что по лбу!» - не суть важно, как назвать человека, производящего товар, - бизнесменом или предпринимателем. Как говорится, бизнес, он и в Африке бизнес. Для бизнесмена главное что? Правильно, прибыль. Поэтому, ничтоже сумня-шеся, словарь-справочник по рыночной экономике 1992 года выдал установку: «Предприниматель - лицо, организовавшее какое-либо предприятие с целью получения прибыли»4. А «Универсальный бизнес-словарь» 1997 г. вообще ставит знак равенства между бизнесменом и предпринимателем5. Наконец, Большой Российский энциклопедический словарь опять же подчеркивает, что предпринимательством занимаются с целью получения дохода, прибыли6. Вот так, дорогой россиянин, ищущий «русскую идею», - только прибыль, одна прибыль и ничего, кроме прибыли.

Другие, «славянофилы», к соотношению «бизнес-предпринимательство» подходили с позиции Федора Ивановича Тютчева, что у России «особенная стать». Поэтому незачем на нашу российскую почву тащить иноземные явления и иностранные слова вроде «менталитет», «электорат», «консенсус», «менеджмент», «бизнес» и так далее и тому подобное. Вот уж поистине, «у российского электората такой мен-

Паламарчук О.Т., Молочников Н.Р. Основы менеджмента. Теория и практика, - Краснодар, 2000, С. 30-39.

Словарь-справочник по рыночной экономике, - М.; 1992, С. 23.

5 Лозовский Л.Ш. и др. Универсальный бизнес-словарь. - М.: ИНФРА-М., 1997, С. 56.

6 Большой Российский энциклопедический словарь. -М.: Большая российская энциклопедия, 2003, С. 1239.

талитет, что консенсуса долго не будет!». В этой связи сторонники самобытности Руси подчеркивают, что есть старое доброе русское слово «предприниматель», о котором В.И.Даль еще в шестидесятых годах XIX века писал: «предпринимать - это значит решиться исполнить какое-либо новое (! - О.П.) дело, приступить к свершению чего-либо значительного» (! -О.П.), «предприимчивый - смелый, решительный, отважный на дела»7.

Таким образом, для современных «западников» предпринимательство - это бизнес с целью получения прибыли. Для сегодняшних «славянофилов» предпринимательство - это свершение чего-либо нового на пользу общества без прямой связи с прибылью.

Есть и третья точка зрения, пытающаяся примирить крайности в споре славянофилов с западниками по методу эклектики: «С одной стороны, да, белое, но с другой стороны - нет, черное». Суть этой позиции отражена в статье В. Ульянова «Дело начинается в семье», написанной ещё в 1996 году. Автор утверждает, что предпринимательство «к себе испытывало двоякое отношение. С одной стороны, выражалось уважение и понимание пользы для общества от деятельности предприимчивых людей; с другой - появилась зависть к их успеху и благополучию. Достаточно сказать, что древнегреческий бог Гермес был покровителем атлетизма, коммерции и воровства8. В XVIII веке Наполеон оскорбительно называл англичан нацией лавочников (что не помешало ему создать «Кодекс Наполеона» - основу буржуазного права - О.П.). Позднее в глазах многих европейцев, не говоря уже о советских идеологах, американцы представля-

7 Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., Т. 3. - М.: Русский язык, П., 1980, С. 338.

8 Правда, БРЭС утверждает, что Гермес в греческой мифологии сын Зевса, вестник Олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и при-

были, но отнюдь не воровства.

лись как хваткие, ловкие, безнравственные коммерсанты »9.

Крайние точки зрения всегда односторон-ни, но искать истину по методу «золотой середины» не всегда верно. Мудрый Гёте по этому поводу говорил: «Некоторые полагают, что между двумя взаимоисключающими понятиями лежит истина. Ошибаетесь! Между ними лежит ПРОБЛЕМА». А проблема заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос, что для предпринимателя важнее - прибыль или польза обществу?

В этом месте очень хотелось, чтобы читатель, который не является ни руководителем, ни хозяином, а простым наемным работником (у ЧП, у ТОО, у ООО, у АО, у кооператива, у государства, т.е. у собственника), все-таки при всем своем советском предубеждении к буржуа-эксплуататору попытался понять отличие российского предпринимательства от бизнеса в старом классическом исполнении.

Кто же такой настоящий российский предприниматель, каковы его качества, каково его нравственное кредо?

На наш взгляд, во-первых, это человек дела, внешне тот же бизнесмен, но. не нарушающий юридических и нравственных законов общества. Прежде всего, это высоконравственный человек. Как-то в начале 90-х годов прошедшего столетия, когда страна переходила к рынку через первоначальное дикое накопление капитала, краснодарская краевая газета «Кубань-бизнес» с горечью вспоминала практику русских купцов «Не обманешь - не продашь». Но ведь такая психология формировалась по той простой причине, что личная инициатива, коммерция, частное предпринимательство пробивали себе дорогу под тяжким прессом государства, свинцовой российской бюрократии. И все же уже к концу XIX века кредо российских предпринимателей был моральный принцип: «Прибыль доро-

Наука и жизнь, № 1, 1996, С. 5.

же всего, но честь дороже прибыли!» Честность в деле для россиянина - это не просто нравственное человеческое качество, это и экономическая категория доверия к человеку дела, это и гарантия надежности в сотрудничестве, это и важнейший фактор делового успеха.

Во-вторых, и предприниматель, и бизнесмен - это собственник средств производства: земли, предприятия, оборудования, денежного, интеллектуального капитала, прогрессивной социально-экономической идеи и пр. Другими словами, предприниматель, как и бизнесмен, не наемный рабочий, а хозяин, кузнец собственной судьбы. Но если не каждый бизне

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком