научная статья по теме ЗАСАДА НА ДОРОГЕ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА В МОГОЛЬСКОЙ ИНДИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЗАСАДА НА ДОРОГЕ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА В МОГОЛЬСКОЙ ИНДИИ»

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИЯ

ЗАСАДА НА ДОРОГЕ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА

В МОГОЛЬСКОЙ ИНДИИ1

© 2013 Е. Ю. ВАНИНА

Статья исследует убийство крупнейшего политического деятеля, историка и мыслителя Могольской Индии Абу-л Фазла Аллами. Современные и относящиеся к более позднему времени источники позволяют не только проанализировать разнообразие трактовок и реконструкций этого события в интересах различных политических группировок империи, но и рассмотреть данное происшествие в контексте такой проблемы, как движение и власть в позднесредневековой Индии.

Ключевые слова: империя, государство, территория, движение, власть, моголы, раджпуты, экспансия, феодализм, присвоение пространства.

12 августа 1602 г. недалеко от города Нарвар (современный штат Мадхъя-Прадеш) был убит один из крупнейших государственных деятелей, мыслителей и писателей Могольской Индии, министр и личный друг падишаха Акбара Абу-л Фазл Аллами. Довольно крупный вооруженный отряд, посланный раджпутским князем Биром (Ви-ром) Сингхом Бунделой, устроил засаду на дороге, по которой Абу-л Фазл с горсткой телохранителей ехал в Агру. Несмотря на свою малочисленность, министр и его спутники приняли бой, отважно сопротивлялись, но силы оказались неравны, и Абу-л Фазл был убит. Его отрубленную голову отправили подлинному заказчику убийства - сыну и наследнику Акбара Салиму, который три года спустя воссел на могольский трон под именем падишаха Джахангира.

Имя Абу-л Фазла Аллами (р. 1551) хорошо известно каждому, кто изучает историю империи Великих Моголов. Выходец из знатной семьи шейхов, известных высокой образованностью и вольномыслием2, он был представлен Акбару своим младшим братом Абу-л Фаизом Файзи, который к тому времени уже служил при дворе3. Разнообразные дарования, интеллект и кругозор Абу-л Фазла были оценены Акбаром, кото-

Статья выполнена в рамках проекта "Движение и покой в истории и культуре Южной Азии" программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Традиции и инновации в истории и культуре".

2 В автобиографической части трактата "Установления Акбара" Абу-л Фазл поведал о духовной и педагогической карьере своего отца, о его публичном выступлении в защиту еретиков-махдистов и преследованиях, которым он за это подвергся вместе со всей семьей [Abu-l Fazl Allami, 1977-1978, III, p. 478-509]. См. об этом также: [Антонова, 1952, с. 223-224].

3 Файзи стал одним из крупнейших персоязычных поэтов своего времени. Его поэма "Наль и Даман", в основу которой лег один из сюжетов "Махабхараты", была переведена на русский язык Г. Плисецким и Г. Алиевым [Файзи, 1982].

рый приобрел в молодом шейхе одно из "девяти сокровищ"4 своего двора - политика, администратора, военачальника, историографа и, что редко бывает с государями, искреннего и верного друга5. Занимая различные посты в могольской администрации, Абу-л Фазл достиг высокой должности вазира6; в 1592 г. получил придворный ранг (мансаб) двухтысячника7; три года спустя ранг был повышен до двух с половиной тысяч, а в 1600 г. - до четырех; выше в придворной иерархии находились только принцы крови.

Влияние Абу-л Фазла при дворе, равно как и на самого императора, было огромно. Он по праву считается одним из идеологов реформ Акбара, направленных на достижение надконфессиональной консолидации мусульманской и индусской феодальных элит и превращение Могольской империи в сильное централизованное государство8. К сожалению, научной биографии этого выдающегося деятеля в мировой индологии до сих пор нет. Исследователей гораздо больше интересовали сведения по аграрной системе, налогам и административному устройству Могольской империи, содержащиеся в главных произведениях Абу-л Фазла - хронике "Книга Акбара" (АкЪаг Наша) и трактате "Установления Акбара" (А'гп- г АкЪагг), чем личность и мировоззрение автора9.

Гибель Абу-л Фазла не была первым политическим убийством в истории средневековой Индии. Источники свидетельствуют о том, что подобные преступления против власть имущих были обычной практикой. Так, например, согласно китайскому путешественнику Сюань Цзяну, еще в середине VII в. император Харшавардхана чуть не стал жертвой убийцы, подосланного брахманами, которые были недовольны политикой государя-буддиста: сострадательный монарх отпустил убийцу, а заказчики покушения отделались ссылкой [Веа1, 1906, р. 220-221]. В 1167 г. Биджджала, правитель южноиндийского княжества Кальяни, был убит сторонниками реформаторской секты лингаятов, отомстивших таким образом за расправу над своими собратьями; результатом было массовое истребление членов секты [2уе1еЫ1, 1984, р. 148-149]. В 1325 г. делийский султан Гийяс уд-дин Туглак погиб под руинами павильона, сооруженного собственным сыном и наследником, который затем короновался под именем Мухам-мад-шаха Туглака10. В 1564 г. жертвой покушения стал сам Акбар: неизвестный ранил его стрелой в плечо и был схвачен стражниками; император с мрачной иронией приказал казнить его на месте, но не допрашивать, ибо допрос мог бы выявить причастность к покушению слишком многих придворных [АЬи-1 Faz1 Л11аш1, 2000 (1907), р. 312]. Убийство Абу-л Фазла выделяется в этом списке как самими обстоятельствами, так и результатами, позволяющими проанализировать важные закономерности развития могольского государства.

4 К числу "девяти сокровищ" двора Акбара традиция причисляет, кроме Абу-л Фазла и Файзи, министра финансов Тодара Мала, военачальников Мана Сингха, Абдула Рахима Ханханана и Мирзу Азиза Коку, музыканта Тансена, острослова Бирбала и муллу по имени Две луковицы, полуфольклорный комедийный персонаж, идентифицировать которого исследователи не могут до сих пор.

5 Об особых отношениях между Акбаром и Абу-л Фазлом свидетельствует, например, тот факт, что император дважды приезжал в дом Абу-л Фазла, чтобы поддержать его в личном горе - сначала после кончины матери, а потом у смертного одра Файзи.

6 Миссионеры-иезуиты, прибывшие ко двору Акбара в 1582 г., называли Абу-л Фазла то "премьер-министром", то "капелланом" (последнее, видимо, из-за его активного участия в религиозных диспутах) и подчеркивали высочайший авторитет "Абдулфасилиуса" при дворе. См. подробнее: [Мошеп^е, 1922, р. 57].

7 О могольской системе служебных рангов (мансабов) см. [Антонова, 1952, с. 146-149; Алаев, 2003, с. 166].

8 См. подробнее: [Ванина, 1993, с. 33-45, 64-82].

9 Внимание исследователей привлекли лишь историософские концепции Абу-л Фазла. См. подробнее: [Олимов, 1996; МиШа, 2001, 2002].

10 См. подробнее: [Вак^епа, 1970, р. 476].

МОГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ: ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Империя Великих Моголов возникла в результате завоевания Индии среднеазиатскими и афганскими феодалами во главе с правителем Ферганы, тимуридом Бабуром. Его поход на Индию стал кульминацией постоянных перемещений сначала внутри ферганского домена, который нужно было завоевывать и защищать от амбициозных соперников, потом в Герат, куда разбитый кочевыми узбеками Бабур был вынужден бежать; за этим последовали захват Кандагара и Кабула, два похода на Панджаб и, наконец, в 1526-1527 г. - завоевание относительно небольшой части Северной Индии. Когда Бабур умер в 1530 г., его владения в Индии включали Панджаб, территорию между Дели и Агрой; на востоке - часть Бихара, на юге границей империи был Гвали-ор [Richards, 2000, p. 8-9]. Сын и наследник Бабура Хумаюн, которому отец завещал индийские владения, сначала попытался расширить свой домен за счет раджпутских княжеств и Гуджарата, но затем был разбит братьями-соперниками и афганцами во главе с Шерханом Сури и бежал: долго скитался по Синду, а потом нашел убежище в Иране. Его смерть в 1556 г., через год после возвращения в Дели, возвела на трон Акбара, подлинного создателя Могольской империи, при котором основной частью государственной политики стало присвоение и освоение географического и культурного пространства Индии.

Акбар начал с утверждения своей власти в Раджпутане. Браком с дочерью Бхармала Качхвахи, правителя княжества Амбер, император предложил раджпутам почетную и выгодную роль вассалов-родственников, что вполне соответствовало их собственным традициям, согласно которым клан невесты становился вассалом клана жениха11. Тех раджпутских князей, которые, подобно влиятельному клану Сисодия из Мевара, не пожелали войти в союз с Моголами, пришлось покорять силой; в этом Акбару охотно помогали раджпуты из числа его новых союзников. Затем, подавляя попутно восстания старой узбекской и афганской знати, недовольной союзом Акбара с раджпутами, император завоевал Малву в Центральной Индии и Гуджарат с его богатыми городами и стратегически важным портом Суратом (1572-1573). После этого настала очередь еще одного богатого региона - Бенгалии (1574-1575); под власть Моголов попала и значительная часть соседней Ориссы. В 1586 г. Акбар присоединил к империи "земной рай" - Кашмир.

В конце 90-х гг. XVI в. Акбар начал расширение своей империи на юг. В 1596 г. под могольский контроль попал Берар - регион на севере современной Махараштры, сейчас известный как Видарбха. В 1600 г. пало княжество Ахмаднагар, управляемое воинственной регентшей Чанд Биби: ее гибель в результате заговора придворных облегчила Моголам победу. Затем после упорной и кровопролитной войны пало княжество Кхандеш: могольская армия сначала захватила его столицу Бурханпур, а потом, после многомесячной осады, - считавшуюся неприступной крепость Асир [Антонова, 1952, с. 226-233; Richards, 2000, p. 16-57]. Абу-л Фазл непосредственно участвовал в этих войнах, командуя армиями12 и одновременно принимая меры к тому, чтобы не допустить раздоров между могольскими военачальниками и объединения деканских правителей против империи. Именно за военные и дипломатические успехи он получил ранг четырехтысячника. В результате деканской кампании к концу царствования Акбара южная граница Могольской империи проходила по северу Махараштры.

11 Примеру амберских раджей последовали правители ряда других княжеств региона: раджпутская конница стала основой могольской армии; перед элитой региона открылись невиданные возможности придворной карьеры (например, Ман Сингх

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком