научная статья по теме ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ В ПРОЗЕ И. БУНИНА И С. КЛЫЧКОВА, Л. АНДРЕЕВА И А. ПЛАТОНОВА Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ В ПРОЗЕ И. БУНИНА И С. КЛЫЧКОВА, Л. АНДРЕЕВА И А. ПЛАТОНОВА»

Зимний пейзаж в прозе И. Бунина и С. Клычкова, Л. Андреева и А. Платонова

© Н. Д. ИВАНОВА, кандидат филологических наук

Зимняя природа привлекает писателей не только своей красотой, но и скрытыми в ней образно-символическими ассоциациями. В прозе И. Бунина и С. Клычкова, Л. Андреева и А. Платонова круг представлений, связанных с зимой, очень различен.

"Большая, содрогающаяся изумрудом, звезда"; "Большая Медведица бриллиантом висела по небу..."; "Треугольником дрожащего расплавленного золота висела там Венера"; "алмазно-голубые глаза звезд." С мотивом драгоценностей в изображении звезд зимой у Бунина соседствует мотив огня звезд, их холодного горения: "мелкие звезды содрогаются острыми синими огоньками; "звезды огнем горели на черном чистом небе"; "стекла холодно играют разноцветными огоньками, точно мелкими драгоценными камешками". Закономерно возникает мотив драгоценных тканей, материалов: "парча снега"; "красноватый парчовый луч солнца"; "ухабы дороги, отшлифованные, как слоновая кость".

Для изображения фактуры льда и снега используется мотив блеска: "блестящее, как золотая слюда, поле"; "блестит. золотистою слюдою крепкого наста"; "Словно квадраты светлых горных хруста-лей, сияют они [льдины на пруде] на солнце, играя зеленоватыми и синими переливами".

Разнообразны звуки зимнего пейзажа: "снег пел и визжал под санями"; "полозья визжат, как поросенок"; "ветер, как огромное стадо

птиц, с шумом и свистом проносится...". Они сравниваются со звуками музыкальных инструментов: "гул леса вырывается из шума вьюги, как гул органа"; "лес гудит, точно ветер дует в тысячу золотых арф".

Одним из характерных мотивов зимнего пейзажа у Бунина выступает "запах холода", острота морозного зимнего воздуха: "Воздух был чист и остер как эфир"; "Свежо и остро пахло тем особенным воздухом, что бывает после вьюги с севера".

Образная архитектоника зимнего пейзажа иная, чем летнего или осеннего: в зимнем пейзаже исчезают преграды для обозрения, сглаживаются подробности, выпрямляются линии, открываются новые пространства. Изобразительная доминанта такого пейзажа - его горизонтальность, зимняя картина членится по горизонтали на живописные планы разной степени удаленности от рассказчика. Бунин передает характерные для зимы оптические эффекты пейзажа: элементы зимнего ландшафта кажутся более отдаленными. Этим обусловлено ощущение одиночества, изоляции, как, например в рассказе "Ермил": "Лес от села недалеко. Когда нет ни метели, ни поземки, он виден с гумна; бледно сереют поля, склоняется к горизонту низкое небо, по горизонту висит сумрачная полоса тумана, а под ней залегает синеватая полоса леса. Но кажется она далекой - как все зимою. Если же поселиться среди этих волчьих и заячьих оврагов, окруженных лесными островами, в старой избе среди рыжих дубков и кустарников, торчащих из белых пушистых сугробов, то с непривычки будешь чувствовать себя за сто верст от людей".

Звуковая картина зимнего пейзажа у Бунина складывается из образной антитезы: зимней бури и сменяющей ее полной тишины обычного зимнего ландшафта. "Было так тихо, как может быть только в поле в зимние ночи". Господство тишины подчеркивают слабые звуки, в других условиях обычно незаметные.

В зимних пейзажах Бунина тишина ассоциируется не просто с отсутствием звуков, но со скудностью всех разнообразных впечатлений: красок, форм.

Приведем описание зимы из "Жизни Арсеньева", в котором проявляется весь круг мотивов зимнего пейзажа: "Прекрасна - и особенно в эту зиму - была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь. Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад. На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо щурясь от слепящего веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам".

Главная эмоциональная доминанта зимнего пейзажа у Бунина -мотив бодрости, радости связан с яркостью, блеском, чистотой красок и линий.

Напротив, мотив смерти - главный в зимнем пейзаже Андреева. С зимней ночью, со смертью природы у него связаны состояния уныния, страха, ужаса: ".внизу уже густел мрак зимней долгой ночи. Куда только хватало глаз, - серело поле, окованное крепким, жгучим морозом. Зажглись уже звезды, и ночной мрак окутал холодным саваном замерзшую землю. Слышно было вверху, как от мороза потрескивали деревья, распластавшие свои ветви, отягченные сыпучим, мелким снегом. Из темной дали донеслись до галки унылые, жуткие звуки волчьего воя, протяжного, дикого".

У Леонида Андреева стойкость ассоциации зима-смерть в пейзажах поддерживается системой тропов. В таких описаниях образные акценты часто делаются на сравнениях, раскрывающих тему смерти, похорон: "Над ним была тьма, и вокруг него была тьма, густая, неподвижная, молчаливая, но оно [поле] сияло, сияло своим собственным светом, как лицо мертвеца во мраке."; "слушал он и унылое снежное поле, с бугорками застывшего навоза, похожего на ряд маленьких, занесенных снегом могил, и синие снежные дали.".

Мотив смерти присутствует во всех зимних пейзажах у Андреева, по-разному конкретизируясь: «И сад вдруг сделался прост и обыде-нен: в холодной ласке спокойного снега исчезла отчужденность и одиночество, которым томились деревья, наступил сон, тихие грезы. Только одно портило и нарушало мягкий покой: большие деревянные футляры, которыми Норден одел от мороза дорогие южные деревья. (.) мне были неприятны эти высокие, сразу непонятные, словно пустые, деревянные ящики; некоторые из них смутно напоминали большие гробы, ставшие на ноги перед началом какой-то процессии. "Точно прерванное воскресение мертвых, - подумал я"».

Общий мотив для этих писателей, - явление снегопада. Этот образ несет эмоциональную нагрузку у Андреева: ".я поспешно выбрался на берег и ахнул: моря не было. Если б мир был нарисован на бумаге, то можно было бы подумать, что здесь позади меня кончается рисунок, а дальше идет еще не тронутая карандашом белая бумага".

У Бунина тема первого снега связана с мотивом чистоты и оптического изменения пространства: "Потом стал порошить снег, убеляя мерзлую грязь точно сахарной пудрой, и усадьба, и видные из нее поля стали сизо-белы и просторны".

Мотив сна зимней нелюдимой природы свойствен Платонову: "Было позднее время года, уже наступила зима, и снег улегся в полях мирной пеленой, укрыл землю на долгий сон, до весны"; "Он оглядел небо и землю, но там теперь повсюду дул холодный нелюдимый ветер ранней зимы".

Традиционный мотив "зимней смерти" у Платонова видоизменен: на первый план в его картинах выступает тема разрухи, намеренного уничтожения, убийства, плена. Новизна таких образов в том, что речь идет не о метафорически представленном уничтожении жизни в природе с приходом зимы, а об уничтожении рукотворном, связанном с войной (в отрывке ниже - образы рассеченных ветвей, дома, "убитого и умершего"): "Был декабрь месяц. Голые плодовые деревья остыли на зиму и занемели в грустном сне, и протянутые ветви их, державшие в осень плоды, теперь были рассечены очередями пуль и беспомощно повисали книзу на остаточных волокнах древесины, и лишь редкие ветки сохранились в здоровой целости. Многие же деревья были вовсе спилены немцами прочь как материал для постройки обороны. Дом лежал раскрошенный в щебень и мусор, убитый и умерший, выдуваемый ветром в пространство".

Характерное для зимних пейзажей Платонова изображение неубранной, но уже засыпанной снегом нивы, своеобразно проводит тот же мотив смерти: "но поверх снега стояли омертвелые колосья некошеного хлеба, добрая рожь, родившаяся в то лето напрасно".

В прозе Клычкова тема зимы обладает большим кругом ассоциаций, связанных и с народно-поэтическими образами. Здесь и мотив покрова, одежды, ткани: "дубленая шуба зимы"; "белые подолы метели"; "овчинный тулуп месяца"; "белые рукава яблонь"; "белые платья" деревьев; "белые полотенца" подоконников изб; "скатерть снега". Здесь и мотив дорогих уборов: "жемчужна и бисерна кика" на деревьях; "звездные бусы" на шее у зимы; месяц развешивает на ветви "янтарные нитки".

С зимой в образной системе Клычкова связана идея скудости: "худые ребра крыш"; "рубища соломенных крыш".

Есть в зимних пейзажах писателя и мотив смерти, но он лишен мрачной и устрашающей экспрессии: "землянка, запорошенная снегом, издали похожа была на могилу"; "спит земля сном белопушис-тым и сладким, словно вот покойник - теперь его обрядили в беленый холст и убрали по чину."

Одним из важнейших пластических мотивов зимы у Клычкова выступает тема "перепланировки" пространства: "перемещение" дорог, возникновение завалов, препятствий: "завалило по ворот лес, дороги с летника ссунуло в бок на лужайки. засело в лебедином пуху Черту-хино по самые уши, где уж тут из дома идти бог знает в какую даль, в сарай едва пролезешь за сеном!"

В зимних пейзажах у Клычкова и Бунина проходит общий мотив блеска снега и уподобления его сахару: "по берегу искрится не то снег на морозе, не то рассыпан искристый сахар".

Общий мотив у этих авторов - красота зимней лунной ночи: "месяц по целым ночам обливал село Чертухино, не сходя с середки синего неба".

В картинах зимы в прозе Клычкова особенно сильно выступает тема мифологического олицетворения стихий природы, которые превращены в зимних пейзажах в живые персонажи: "в саду яблони стоят, закинувши ножку за ножку"; "месяц после метели словно не нарадуется, что выдрался из овчинного тулупа". Этот антропоморфизм образов обретает и ветер в картине разгула зимних стихий: "протяжно выли голодные волки, на селе им подвывали собаки. ветер голосил на разные лады, то бегая босыми ногами по крыше и громыхая железом, то болтая из озорства на углу барского дома отставшей от стены водоотводной трубой и забрасывая оконные стекла морозным снегом, словно с лопаты." Сама зима персонифицирована в виде фигуры женщины в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком