научная статья по теме ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД. АЛЕКСАНДР И ЕКАТЕРИНА СЕРЕБРЯКОВЫ. ИЗ СОБРАНИЯ FONDATION SEREBRIAKOFF, ПАРИЖ Геофизика

Текст научной статьи на тему «ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД. АЛЕКСАНДР И ЕКАТЕРИНА СЕРЕБРЯКОВЫ. ИЗ СОБРАНИЯ FONDATION SEREBRIAKOFF, ПАРИЖ»

щ

культура

Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы

Из собрания Fondation Serebriakoff, Париж

pr@tretyakov.ru

Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967), принадлежавшей к плеяде художников-мирискусников «второй волны», представительницы прославленной художественной династии Бенуа-Лансере, - значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи.

ZINAIDA SEREBRIAKOVA. PARIS PERIOD. ALEKSANDER SEREBRIAKOFF AND YEKATERINA SEREBRIAKOVA. FROM SEREBRIAKOFF FOUNDATION COLLECTION, PARIS

Great event in Tretyakov gallery's practice is exposition prepared for 130th anniversary of Zinaida Eugen'evna SEREBRIAKOVA (1884 - 1967) - painter and graphic artist belonging to «Second wave» galaxy of world masters-painters, representative of prominent art dynasty Benois-Lancere.

Keywords: Z. Serebriakova, A. Serebriakoff. Ye. Serebriakova, painters, Russians abroad, Paris

Драматические события начала ХХ века вынудили уехать в эмиграцию целую плеяду талантливых мастеров. Показ их наследия в России - попытка создать целостное представление о русском искусстве прошлого столетия.

С тех пор как в 1910 г. полотно «За туалетом. Автопортрет» (1909)было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, З.Е. Серебрякова стала одним из самых любимых публикой живописцев.

Более половины жизни, начиная с 1924 г., З.Е. Серебрякова жила во Франции. Первая крупная выставка ее произведений в СССР, включавшая французские работы, была устроена при участии художницы в

1965 - 1966 гг. в Москве, Киеве и Ленинграде. Большинство привезенных из Парижа работ было приобретено крупнейшими музеями страны, в том числе в Третьяковскую галерею поступила серия великолепных пастелей. В нынешней экспозиции представлено более 70 работ Серебряковой, никогда ранее не выставлявшихся в нашей стране.

Серебрякова росла и формировалась как художник в кругу большой семьи, членами которой были архитекторы, живописцы, графики, скульпторы, теоретики искусства, во многом определявшие пути русской культуры; в усадебном доме, окруженном деревенским пейзажем; в соприкосновении с наследием классики, воспринятым ею в поездках с матерью и

З.Е. Серебрякова. Русская баня (триптих). 1926. Холст, масло

культура

Живопись Зинаиды Серебряковой близка не только коллекционерам...

З.Е. Серебрякова. Пейзаж с видом на внутренний двор дома в городе Фес. 1932. Бумага, темпера. 48 x 63

дядей, А.Н. Бенуа, по Италии. Недолгое обучение в художественной студии княгини М.К. Тенишевой, студии О.Э. Браза в Петербурге и Академии Гранд-Шомь-ер в Париже обогатило ее навыками работы с натуры.

Трагические события 1917 г., смерть мужа, разорение родовой усадьбы Нескучное, отсутствие средств к существованию стали причиной отъезда Серебряковой во Францию в надежде на заработок. Однако поездка, запланированная как временная, оказалась пожизненной эмиграцией. Двоим из ее четверых детей, Александру и Екатерине, удалось переехать к матери; старших - Евгения и Татьяну - Серебрякова увидела только через сорок лет.

На выставке представлены все жанры, характерные для французского периода творчества художницы: портрет, пейзаж, натюрморт и один из наиболее любимых ею - ню.

Из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты, а также стремясь к быстроте исполнения, художница стала много работать в графических техниках - пастелью, цветными карандашами, акварелью, достигнув в них исключительной виртуозности.

Начиная с 1926 г, Серебрякова смогла позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды - в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. В написанных маслом «Булочнице с улицы Лепик» (1927) и «Торговке овощами в Ницце»

З.Е. Серебрякова. Портрет Екатерины. 1929. Холст, масло. 73 x 60

Е.Б. Серебрякова (род. 1913). Цветы в круглой вазе. 1952. Бумага, акварель. 42,5 x 33

Серия «Марракеш» просто замечательная!

(1931) Серебряковой удалось точно передать характерность французских типажей.

Особое место в наследии художницы занимает цикл работ, созданных во время двух коротких поездок в Марокко в 1928 - 1929 и 1932 гг. Яркие, эмоциональные, отличающиеся редкой живописной ма-эстрией, произведения наполнены восхищением красотой восточной жизни: экзотическими пейзажами, людьми и жанровыми сценами на улицах и базарах Марракеша, Феса, Сефру. Марокканский цикл, свидетельство наивысшего подъема в зарубежном творчестве художницы, в первый раз представлен зрителю столь широко.

Показ произведений Серебряковой дополнен впервые привезенными в Россию работами ее детей - Александра (1907-1995) и Екатерины (род. 1913, сейчас ей уже 101 год!). Они сформировались как художники в атмосфере парижской мастерской своей матери; обоих отличает дар миниатюристов, совершенное владение акварельной техникой. Их произведения являют пример соединения европейских и русских художественных традиций, присущего творчеству всех поколений Бенуа-Лансере-Серебряковых. ■

Ключевые слова: З. Серебрякова, А. Серебряков, Е. Серебрякова, художники, русское зарубежье, Париж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком