научная статья по теме ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Юй Фань, старший преподаватель Сианьского научно-технического университета (Китай) Чжао Цзяньбо, старший преподаватель Сианьского шиюнского университета (Китай)

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А.В. Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений».

Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина. С творцом «Капитанской дочки» его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта), и поздние произведения. В «Герое нашего времени» путевые записи странствующего офицера явно перекликаются с «Путешествие в Аразум». Однако Лермонтов жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая это, Белинский писал: «Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина». «Безвременье» положило на Лермонтова тяжелую печать, но не сломило его. Лермонтов возненавидел аристократическую среду умом беспощадного аналитика и сердцем, пламенно устремленным к справедливости. Но поэт не видел для себя твердой социальной опоры. Все это определило трагические мотивы его творчества. НЕ веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего.

Своим беспощадным критицизмом Лермонтов явно сближается с Гоголем, но превосходит его силой социально-политического протеста и глубоким интеллектуализмом. Продолжая традиции декабризма, писатель в своих последних произведениях («Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени») проявил и более глубокое понимание исторических событий. Это превратило его творчество в «соединительное звено между декабристами и демократической русской культурой, формировавшейся в 30-х и 40-х годах» и еще шире между дворянско-революционным и революционно-демократическим периодами русского освободительного движения.

Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма.

Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершились. Лермонтов — последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма.

Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или, грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.

Подлинное истолкование творчества Лермонтова — самобытного писателя, ознаменовавшего новый этап в развитии русской литературы, дана революционными критиками, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне 30-х годов «без соперников по величине и блеску».

Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.

Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад. Но только в советское время идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и последующим литературным процессом предстали во всей полноте и конкретности.

Животворное воздействие Лермонтова ощутили на себе и советские писатели: В. Маяковский, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Е. Винокуров, Е. Исаев, С. Наровчатов, Н. Рыленко, А. Твардовский, В. Федоров и многие другие.

«Лермонтов—прозаик, — заявил в 1939 году А.Н. Толстой, — это чудо».

Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. «Мцыри» и «Демон», «Герой нашего времени» и многие другие его произведения — это высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, но и мировой литературы. Влияние Лермонтова испытывали и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многих других народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. История русской литературы XIX века. Первая половина. А.И. Ревякин.

2. Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком