научная статья по теме ЗНАКОМЬТЕСЬ И «НЕ СУДИТЕ СТРОГО»: ИМАН НАСИРИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗНАКОМЬТЕСЬ И «НЕ СУДИТЕ СТРОГО»: ИМАН НАСИРИ»

ЗНАКОМЬТЕСЬ И «НЕ СУДИТЕ СТРОГО»:

ИМАН НАСИРИ

C.B. ПРОЖОГИНА

Доктор филологических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: современная марокканская художественная литература, Иман Насири, сборник новелл «Не судите меня строго», дихотомия «традиция-современность», «Восток-Запад»

Первый сборник новелл Иман Насири так и назван - -«Не судите меня строго» (Imán Naciri. Ne me jugez pasl Casablanca, 2012). Словно обращаясь к своему читателю, начинающий автор надеется на снисхождение к его литературному мастерству, - ведь Иман Насири (р. 1976) по профессии своей, казалось бы, далека от художественного творчества: она - «магистр маркетинга в сфере коммуникаций», т.е. из среды интеллигенции, скорее «технологической», чем гуманитарной. Но очевидно не только, что Иман Насири - из поколения тех «новых женщин» Марокко, которые полагают, что образование для них так же насущно в современном мусульманском обществе, как и для мужчин, и что работать женщине важно и для себя, и для своей семьи, своих детей, что ее «общественное предназначение» открывает и ее собственную дорогу в мир и ее саму - для него.

Иман Насири - еще один яркий пример тех умных и талантливых женщин Марокко (и наш журнал уже имел честь представить немало их имен*), которые пополняют ряды современных литераторов, поскольку для них именно их основная профессия (социолог, архитектор, адвокат,

* Подробнее см.: Азия и Африка сегодня. 2001, № 3; 2008, № 10; 2009, № 4; 2011, № 4.

врач и пр.) дает возможность для наблюдений и осмысления происходящего в близком им и постоянно меняющемся мире, приводит к желанию запечатлеть те его моменты и образы, в которых отражено не только уходящее или неизбежно наступающее новое время жизни, но и остающиеся неизменными атрибуты ее национальной традиции и менталитета марокканцев.

Посвящая книгу своей семье -родителям, мужу, детям, родственникам и друзьям, Иман Насири в предисловии к одной из новелл своего сборника написала в январе 2012 г.: «Марокканское общество изобилует сюжетами для литературы. Повсюду встречаешь людей самых разнообразных: и безработных, и забияк, и правоверных, и целомудренных, и мечтателей, и оппортунистов, и экстремистов, и поэтов, и безумцев, и ленивцев, и эгоистов, которые попадаются и среди молодежи, и среди стариков. Они есть везде, во всех обществах.

Но только в Марокко люди любят жить между двумя мирами. Думать о том, что «здесь», но и о том, что «там». Размышлять по-мароккански, но хотеть жить по-европейски. Мы очень дихото-мичная страна. Нас мучат и разум, и страсть. Желание быть «другим» и в то же время необходимость оставаться таким же, «как все» (с. 6).

В основном все короткие рассказы из сборника Иман Насири, так или иначе, показывают эту «дихотомию», в которой она видит основную примету современной жизни своей страны.

Всего несколько «зарисовок» этой жизни из двух десятков, включенных в сборник, которые мы предлагаем читателям журнала («Адиль Гевара», «С хорошим настроением», «Наследник»), на наш взгляд, свидетельствуют не только о незаурядном психологическом мастерстве начинающего автора, избравшего малую повествовательную форму (одну из самых трудных в литературе!) для «коммуникации» своего свидетельства об окружающем мире.

Главное в этом свидетельство-вании - пристальный и небезразличный взгляд на жизнь своих современников, реалистически острая типизация примет и старого, и нового, искреннее чувство и любви, и понимания, и сострадания, и иронии к своим соотечественникам, что связывает Иман Насири с теми поистине смелыми и даже отважными марокканками, которые определяют лицо современной художественной словесности Марокко, в творчестве которых запечатлен сегодня образ этой удивительной страны во всей своей полноте и специфике.

ИМАН НАСИРИ

(Марокко)

АДИЛЬ ГЕВАРА*

Мне девятнадцать лет. Я выхожу на улицу и вместе со всеми скандирую лозунги, резкие, как кинжал, которым мы хотим уничтожить все отвратительные пороки нашего общества. У нас нет нефти, да, мы не столь богатая страна, как страны Ближнего Востока, но мы, молодые, хотим работать и что-то делать для нашей страны. А нам не позволяют участвовать ни в политической жизни, ни находиться во властных структурах. И вот я кричу еще громче, выкрикиваю лозунги так, чтобы все меня слышали, чтобы было слышно всех нас, молодых. Меня тошнит от этих богатеньких сынков, и я не хочу стать богатым только для того, чтобы учиться в частной школе. И не хочу использовать свои немногочисленные знакомства, чтобы лечиться в частной клинике.

Скоро я получу свой диплом. И надо будет искать работу. Но как? Не знаю, кто мог бы мне помочь. Да во мне и нет ничего такого особенного. И во Францию я не хочу слинять. Потом ни здесь, ни там своим тебя считать не будут. Хотелось бы купить квартирку. Но очень дорого. Надо бы обзавестись и машиной. Но это вообще немыслимо, какие деньги... А так хочется попутешествовать! Но даже мечтать об этом не приходится. Просто задыхаюсь от всех этих невозможностей. Вот и борюсь каждый день. Выхожу на демонстрации. Мои соратники зовут меня Адиль Гевара. Потому что я тоже хочу, чтобы моя страна, Марокко, вышла на дорогу прогресса, чтобы сумела освободиться от тех своих язв, которые покрыли наше общество. Хочу, чтобы все перестали лицемерить. Хочу, чтобы все - и парламентские депутаты, и министры, и чиновники, ну все-все почувствовали свою ответственность, чтобы смогли объяснить, откуда берутся все наши беды...

Я полагаю, что «наверху» думают об этом, размышляют, что и как

* Ас1И Сиеуага // 1тапе Ыас'!п. Ые те ]идег раэ! СаэаЫапса, 2012.

лучше сделать... Но когда же мы дождемся изменений? Сколько еще нам терпеть?

Позавчера встретился со своим товарищем Хамзой. Он всегда стоит в одном ряду со мной на демонстрациях. Сказал мне, что хочет меня видеть сегодня вечером, в восемь часов ровно, у себя дома. «Не в кафе», - повторил он несколько раз. А именно у него дома. Наверное, он что-то придумал новенькое, хочет с нами поделиться, подготовить наш новый «бросок». Я и сам уже подумывал над тем, что можно изменить в нашей тактике. Может быть, и нам стоит пойти всем прямо к парламенту, расставить везде тележки, которые используют торговцы овощами, кочуя с рынка на рынок в разных кварталах города, потом зажечь на них факелы, чтобы напомнить о том, как началась тунисская революция*, дать там всем понять, что мы постоим за себя, что нас не так просто сломить... Да, именно так. Пойти всем туда, но не для того, чтобы умереть, а чтобы жить... Нам надо оживить дух нашего настоящего патриотизма, напомнить о тех марокканских борцах за независимость, которые отдали свои жизни делу освобождения, которых ссылали, убивали, но целью которых было спасение нашей страны. Во имя свободы мысли...

«Не в кафе!» Да, наверное, речь пойдет о подготовке какой-то серьезной операции, которая должна пока быть секретом. Ох, поскорее узнать бы!..

19 час. 40 мин. Я уже стою около его подъезда. Поднимусь к нему ровно в восемь. Не хочу, чтобы он думал, что я слишком нетерпелив. Надо себя контролировать. Умерить пыл своих эмоций.

19 час. 50 мин. Что-то набираю на своем мобильнике без всякого смысла. Не могу сконцентрировать

* В Тунисе молодой безработный, унаследовав от покойного отца тележку зеленщика, пошел торговать овощами в центр столицы, но его прогнали полицейские. Тогда он в знак протеста облил себя бензином и сгорел, как факел, что стало сигналом к восстанию молодежи в 2010 г. (прим. С.П.).

внимание. У меня мурашки уже бегают по телу. Я начинаю дергаться. Прохожие могут подумать, что я сбежал из сумасшедшего дома.

19 час. 52 мин. Я быстро заказываю стаканчик кофе с молоком в кафе напротив, но официант что-то медлит. Уже три минуты, как не несет мой кофе. Я начинаю нервничать. Кричу ему, что, если он не может побыстрее, я уйду, мне уже ничего не нужно! Он ехидничает, отвечает, что «вы, мол, здесь все куда-то очень спешите». Потом я замечаю, что у него на шее дрожит жилка, что он постепенно наливается гневом, но я сегодня вовсе не имею намерения ни драться, ни скандалить. Приду сюда завтра и разберусь с ним.

Кофе он принес в 19.55. Время показалось вечностью. Нескончаемые минуты. Я медленно начинаю пить кофе, потом опрокидываю его в горло одним глотком.

19 час. 58 мин. Ну, вот. Мне как раз хватит двух минут, чтобы подняться пешком по лестнице до квартиры Хамзы. Подняться, разумеется, не спеша. Так, чтобы не задохнуться, чтобы хватило дыхания на предстоящий важный разговор.

20 час. Звоню в дверь. Один, потом два раза.

Слышу голоса. Гениально, значит, нас много, не я один. Объединим наши усилия. Странно, что он мне не сказал пароль. Но это не важно. Наверное, там все свои.

Внимательно прислушиваюсь. Не хочу пропустить ни одного слова, ни единого звука. Надо знать, о чем они там дискутируют. Я всегда бдителен, всегда настороже. На лестничной площадке, стены которой когда-то были белыми, раздается эхо их голосов. Слышу голос Хамзы, который мне кричит, что дверь открыта... Я толкаю ее и вхожу в комнату, не страшась, что навстречу мне, как в сказке, выскочит волк... Улыбаюсь... Прохожу дальше. В спальню. Там Хамза сидит один. Я скромно и робко приближаюсь к нему. Жду, когда он начнет свое сообщение. А он предлагает мне выкурить сигарету. Мне кажется, что он играет со мной. Я краснею, как мак. От нетерпения. От

гнева. От обуявшей мою душу революционной страсти. Я ведь уже как бы погрузился в ситуацию, вошел в роль бойца...

А Хамза вынимает какой-то листок из ящика своего письменного стола. Наверное, это генеральный план действий, отпечатанный на пишущей машинке. И в нем - о той роли, которая отведена именно мне... Но я замечаю в уголке листа какой-то зеленый логотип. Что же это может быть за организация?! Уж не разыгрывают ли меня?! «Ну так как? Это тебя интересует?» -спрашивает Хамза. Я взглянул на лист бумаги. Это было предложение о найме на работу для оператора какой-то телефонной компании. Прочитал текст по диагонали. Быстро что-то подсчитал в уме. Мой диплом я должен получить через четыре месяца. .-

А он добавил: «Моя кузина там работает

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком