научная статья по теме ЗОЛОТОЕ ВЕРЕТЕНЦЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗОЛОТОЕ ВЕРЕТЕНЦЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2010, № 3, с. 37-43

ЗОЛОТОЕ ВЕРЕТЕНЦЕ © 2010 г. Л.И. Авилова

Институт археологии РАН, Москва (avilova@mail.ru) Ключевые слова: Ближний Восток, бронзовый век, орудия труда, семантический анализ.

The article considers a series of finds from several royal burials of the Bronze Age in Anatolia. The finds comprise spindles with spindle whorls, of bronze and precious metals. The author compares the objects in question and the replicas of carpenters' tools, also made of precious metals, which are known in elite complexes of the Near East. The precious "implements", unsuitable for practical usage, find their place among the supreme symbols of royal power (regalia, weapons and vessels). The sacralization of labor through making symbolic (non-functional) tool replicas of precious metals was an important feature of early stratified societies. Such objects had a strong semantic charge, visualizing the hierarchical structure of society. Their presence in burial complexes reflects a major notion of the cult of the dead, that the deceased ancestor (king-priest or queen-priestess) provide for the well-being of the living descendants, the family and, broader, of the community, the state, and the world order in general. The spindle is also included in the list of objects that have symbolic meaning: as a tool it belonged to the sphere of everyday women's activities, yet it was also part of the sacred aspect of these activities, being connected with procreation and magic healing practices.

Мне уже приходилось писать о сакральном значении некоторых орудий труда. Тогда речь шла репликах плотницких инструментов (топоры, тесла, пилы, долота), изготовленных из драгоценных металлов, которые были обнаружены в ряде элитарных комплексов бронзового века на Ближнем Востоке - в Месопотамии и Анатолии (Авилова, 2005) (рис. 1). Золотые, серебряные и бронзовые плотницкие орудия присутствуют в царских гробницах Ура, бронзовые - среди драгоценных изделий клада А в Трое II, а также в кладе на храмовом участке Телль Хазны (Северная Сирия).

Почему среди оружия, украшений и символов власти шумеры помещали в могилы царей и членов царской семьи наборы плотницких орудий? Если изготовление царских регалий и парадного оружия из золота вполне логично, то реплики ремесленных орудий из драгоценного металла, явно не предназначенные для практического употребления, имеют иной смысл.

Существование драгоценных орудий труда, непригодных для практического применения, предполагает обрядовое участие его владельцев в каких-то работах. Анализ контекста комплексов, содержавших реплики плотницких инструментов, изготовленных из драгоценных металлов, анализ древних письменных источников и изобразительных материалов позволяют утверждать, что начиная с ран-нединастического периода в Месопотамии и тесно связанной с ней общим направлением культурного развития Анатолии строительная деятельность

осмыслялась как важнейшая функция обожествляемого правителя - царя-жреца (термин П. Амье) - по поддержанию жизни конкретной городской общины и миропорядка в целом (рис. 2, 1). При этом ремесленные орудия, предназначенные для использования царем (и членами царской семьи) в религиозных церемониях, могли изготовляться из того же драгоценного металла, что и высшие символы царской власти, - оружие, диадемы, украшения и пр. - и включаться в круг таких символов (Авилова, 2008. С. 170-178). Плотницкие инструменты служили атрибутами божеств. Так, солнечный бог Шамаш изображался с пилой, с помощью которой он прокладывает себе путь через горы (рис. 2, 2).

Обратимся к другой группе предметов, обнаруженных в памятниках бронзового века на территории Анатолии.

Из нескольких богатых комплексов этого времени происходят интересные и редкие металлические находки. Это стержни 10-15 см длиной с надетыми на них дисками. Вещи изготовлены из металлов, в том числе драгоценных. Авторы раскопок однозначно определяют их как веретена с пряслицами. Все находки происходят из могильников элиты и датируются эпохой ранней бронзы III (средний бронзовый век историко-металлургической периодизации, середина - вторая половина III тыс. до н.э.).

Перечислю эти комплексы. Это три царские гробницы могильника Аладжахейюк в Центральной Анатолии: погребение L содержало серебряное веретено с верхней частью, обтянутой золотой фоль-

Рис. 1. Плотницкие орудия из памятников Месопотамии и Си- Рис. 2. 1 - царь Ура Ур-Намму в виде строителя. Прорисовка рии раннединастического времени. 1-4 - Царский некрополь изображения на стеле Ур-Намму (ХХ11-ХХ1 вв. до н.э.); 2 - от-

Ура; 5-8 - клад на храмовом участке Телль Хазны 1. 1, 3, 4 ■ золото; 2 - серебро; остальное - медь/бронза.

тиск цилиндрической печати аккадской эпохи, изображающий бога Шамаша с пилой в руке.

гой и диском-пряслицем овальной формы (Ko§ay, 1951. Р. 169. Tabl. 197, 1) (рис. 3, 1); в погребении H найдено такое же веретено, но из бронзы (Ko§ay, 1951. Р. 169. Tabl. 136) (рис. 4); в погребении A bis также было найдено бронзовое веретено (Ko§ay, 1944. S. 178. Abb. 21). По крайней мере часть погребений, из которых происходят перечисленные находки, можно идентифицировать как женские по набору инвентаря. Так, царская гробница H содержала комплекс вещей, включавший две женские статуэтки, золотой гребень с ажурной спинкой, несколько так называемых кастаньет - металлических дисков с полыми вертикальными ручками, обычно находимых парами, - их считают ударными музыкальными инструментами вроде литавр (рис. 3, 7; 4).

Два веретена происходят из разграбленного царского некрополя Хорозтепе (Центральная Анатолия). Одно изготовлено из электра, верх его обтянут золотой фольгой, стержень имеет форму уплощенного бруска с четко выделенной грибовидной головкой. На веретене находится диск -пряслице, овальная форма диска и его отверстия соответствуют сечению веретена. Длина предмета

16 см, диаметр пряслица 7 см (Ozgйc, Акок, 1958. ТаЬ1. 8, 2) (рис. 3, 3). Второе веретено бронзовое, оно состоит из круглого в сечении стержня с коническим утолщением на конце. Головка уплощенная, гвоздевидная, на стержне надето дисковидное пряслице. Длина веретена 14 см, диаметр пряслица 4.5 см (Ozgйc, Акок, 1958. ТаЬ1. 8, 3) (рис. 3, 2). Кроме того, из Хорозтепе происходит еще один дисковидный предмет, подобный описанному пряслицу, но без стержня, диаметром 7.8 см (Ozgйc, Акок, 1958. ТаЬ1. 7, 6) (рис. 3, 4). Среди находок из этого могильника также имеются музыкальные инструменты - "кастаньеты" (рис. 3, 7) и "систры". Последние представляют собой сложную конструкцию в виде рамы с поперечными стержнями, на которые надеты подвижные пластины или диски, звенящие при встряхивании (рис. 3, 6, 8).

В могильнике Караташ (Юго-Западная Анатолия) в богатом погребении 366 найдено бронзовое веретено другой формы: это тонкий стержень, заостренный с двух концов, форма пряслица здесь также иная: оно биконическое, совершенно аналогично средневековым пряслицам (МеШпк, 1969. ТаЬ1. 74, 23) (рис. 3, 5).

Представляется, что мы имеем дело с тем же явлением изготовления реплик орудий труда из ценных материалов - бронзы и драгоценных металлов, что и в случае с плотницкими инструментами (в быту веретена делали из дерева). Они являются своеобразным "женским" аналогом "мужского" набора символически насыщенных предметов, знаков высокого социального статуса, куда помимо веретен могли входить и музыкальные инструменты.

Изобретение прядения и ткачества относится к достижениям неолитической эпохи. Древнейшие находки тканей происходят из Чатал Гуюка, погребение в слое VI (Mellaart, 1965. Р. 88. Fig. 57). С тех пор и до Нового времени прядение было одним из основных занятий женщины в сфере домашнего производства и осмыслялось как таковое, причем эта идея была универсальной, она присутствует в идеологических представлениях разных эпох и культур. Разделение труда на мужскую и женскую сферы мыслится как изначальное, общечеловеческое явление, и в ней женщине отводится роль пряхи. Эта идея отражена в античном мифе о соперничестве Арахны с Афиной в искусстве прядения. Библия включает прядение и изготовление одежды в перечень занятий рачительной хозяйки дома: "Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчуга... Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды" (Притч 31: 10, 19, 21). Прядущей часто изображается прародительница Ева (рис. 5). Тот же взгляд на прядение как исконное женское занятие отражен и в лозунге повстанцев Уота Тай-лера: "Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда господином?"

Сфера трудовой деятельности человека определялась его полом с момента рождения, и этнография сохранила выразительные свидетельства в этом плане. "У новорожденной девочки пуповину почти всегда перерезают на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой; у мальчика перерезают пуповину на топоре." (Зеленин, 1991. C. 321).

Приведу описание инструментария и процесса прядения по материалам восточнославянской этнографии. "Веретена вытачивают из сухой березы. Длина веретена колеблется от 20 до 80 см. Утолщение в нижней части веретена играет роль маховика, усиливающего вращение веретена. Иногда, чтобы сделать веретено тяжелее, на нижний его конец надевают деревянный кружок или же металлическое или глиняное кольцо. Как показали археологические раскопки, такие кружки из глины или камня (пряслицы) употреблялись уже в далекой древности.

Рис. 3. Археологические находки из памятников бронзового века Анатолии. 1 - веретено из могильника Аладжахейюк (серебро, золотая фольга), погребение Ь; 2, 3 - веретена из могильника Хорозтепе (2 - бронза, 3 - электр и золотая фольга); 4 - пряслице из могильника Хорозтепе (бронза); 5 - веретено из могильника Караташ, погребение 366 (бронза); 6, 8 - "систры" из могильника Хорозтепе (бронза); 7 - "кастаньета" из могильника Хорозтепе (серебро).

Процесс прядения состоит в следующем: пряха садится за прялку, повернувшись к кудели на прялке. левым боком. Левой рукой она тянет за пучок кудели и вытягивает его в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком