научная статья по теме ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ»

НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА ШАФАЖИНСКАЯ

доктор культурологии, кандидат психологических наук, профессор кафедр «Прикладная психология», «Педагогика и психология» Института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского,

доцент. Педагог-психолог высшей категории (Москва) Тел.: 8 (985) 911-95-10; Е-mail: shafazhinskaya@mail.ru Содержание статьи посвящено наиболее значительному периоду в русской истории и культуре, золотому веку святости, ознаменованному деятельностью выдающихся церковных реформаторов и подвижников, святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. В историко-культурологическом аспекте золотой век русской святости, представленный трудами учеников и воспитанников уникальной школы преподобного Сергия Радонежского, внес выдающийся вклад в отечественную духовную культуру, наполнив ее богатейшей архитектурой, письменностью, иконописью, христианским просвещением, миссионерскими подвигами, культурой хозяйствования, сложившейся аграрной традицией, а также уникальной коммуникативной культурой, сформировавшейся на основе принципов общежитель-ства и духовного наставничества.

Ключевые слова: отечественная история, духовная культура, золотой век святости, монастыри Древней Руси, монашество, церковное искусство.

ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

Начавшийся со второй половины XIV и продолженный в XV столетии период обособления и самостоятельного развития Русской православной церкви ознаменован особым расцветом монашества и самобытным характером формирования православно-аскетической культуры. Отмечая симптоматичность отличия монашеского возрождения Московского периода от иноческих традиций Киевской эпохи, следует упомянуть о значительных идеологических и морально-этических трудностях в социальном служении монастырей и монашества, возникших во время монгольского владычества. С точки зрения Д.В. Поспеловского, в эпоху татарского ига уважаемые завоевателями епископы выполняли роль сдерживающих посредников между татарами и Русью. Такое положение неизбежно порождало необходимость лицемерия, дипломатических маневров и нравственных компромиссов, что мало соответствовало монашескому служению. Желая удалиться от подобных искушений и двойственного поведения, характерного для светского государства, подвижники постепенно начинают создавать монастыри вдалеке от городов, продвигаясь в дремучие леса севера и северо-востока1.

Говоря об изменении характера монастырской жизни со второй половины XIV в., Н.В. Синицына называет причины и факторы дальнейшего развития монашества: во-первых, было создано значительное число монастырей, основанных на общежительных принципах; помимо внутреннего устройства изменилась специфика связей монастыря с миром в результате возникновения монастырских приходов. Во-вторых, изменилось местоположение новых монастырей, их естественно-географическая среда: стали преобладать пустыни, расположенные вдали от города, часто в лесистой или заболоченной труднодоступной местности. В-третьих, основателями новых монастырей теперь гораздо чаще становились монахи-подвижники. Жизненный путь многих из них нередко сочетал пустынно-безмолвное отшельничество и пребывание в общежительном монастыре. Устроителями и духовными руководителями обители видные подвижники становились тогда, когда число иноков, поселявшихся рядом с их кельями, увеличивалось и новые иноки нуждались в духовном наставничестве. Через определенное время наставник вновь удалялся в пустыню и организовывал новую обитель. Уже в этот период под влиянием указанных обстоятельств началось движение пустынножителей, мощным импульсом которому послужила деятельность преподобного Сергия Радонежского, его учеников и последователей2.

«С XIV века начинается у нас лучшее время для монашества, - отмечает профессор П.В. Знаменский, - когда оно в полтора века успело воздвигнуть до 200 новых обителей, выставило из своей среды целый сонм высоких подвижников и проявило необыкновенную общественную деятельность»3. В качестве одной из главных причин та-

кого подъема монашества следует выделить более активное приобщение лучших представителей русского общества к христианской вере в период тяжелых историко-культурных и политических обстоятельств, которые мобилизовали религиозный дух народа и призвали его к поиску нравственных сил в Православии. Называя данное обстоятельство, П.В. Знаменский указывает на то, что возрождение русского монашества началось лишь со второй половины - конца XIV в. благодаря деятельности святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского, что совпало с началом возрождения Руси и преодоления ордынского ига.

Монашество расширялось и строило свои новые обители преимущественно в лесах Севера, где в это время господствующим явлением была колонизация новых земель: таким образом, колонизация земская и колонизация монастырская стали развиваться практически одновременно, направляя в северные территории лучших подвижников Руси после монгольской интервенции. Сюда же переместился и центр русского монашества. В то время как Киевская лавра находилась в развалинах и стала возрождаться только с 1420-х гг. под владычеством Литвы, ее былое могущество наследовала новая обитель преподобного Сергия, который стал тем же для Севера, чем были Антоний и Феодосий Печерские для Юга4. Наиболее почитаемый русский святой, основатель Троице-Сер-гиевой лавры и будущий реформатор русского монашества преподобный Сергий Радонежский, по сведениям, изложенным в «Житии Сергия Радонежского», написанном Епифанием Премудрым, родился в 1322 г. в семье благочестивых родителей: его отец - ростовский боярин Кирилл, при Иване Калите переселившийся из Ростова в московский город Радонеж, и мать по имени Мария. Младенец был назван в честь одного из апостолов Варфоломеем5. Духовная культура русской семьи, ее верность православной традиции были важнейшим условием рождения у благочестивой супружеской четы будущего светильника Руси: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника. Ведь нужно было, чтобы дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы <...> Только тем избранным родителям Бог его даровал, что и случилось: соединилось добро с добром и лучшее с лучшим»6.

«Блаженный отрок», как сказано у Епифания Премудрого, «проявил разум, достойный старца»: благочестие и строгий аскетизм, проявленные в раннем возрасте, укрепили решение юноши с годами стать иноком, и после смерти родителей Варфоломей, отдав все имение младшему брату, со старшим братом Стефаном, пострижеником Хотьковского Покровского монастыря, избирают пу-

стынножительство. Пустынники построили себе в лесу келью и деревянную церковь во имя Святой Троицы, однако вскоре Стефан, не выдержав тяжкого жительства, оставил брата, перейдя в Московский Богоявленский монастырь. Оставшись один, Варфоломей всей душой предался иноческим подвигам, претерпевая трудности пустынножительства, страх от зверей, искушения от бесов, являющихся порой «стадом бесчинно». Монашеский постриг с именем Сергий Варфоломей принял от приходящего священноинока в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха в возрасте 20 лет, что позволяет вести отсчет истории Троице-Сергиева монастыря с 1342 г.7

Постепенно молва о святом отшельнике и высоте его аскетизма привлекла к нему учеников. Около его кельи и храма поставлено было несколько избушек, в которых поселилось до 12 человек. Святой Сергий трудился на братию, как купленный раб: строил келии, рубил дрова, молол жито в жерновах, пек хлебы, шил одежды, носил воду, а ночь проводил без сна в молитве; питался только хлебом и водой. Сначала отношения его с вновь поселившимися здесь в собственных кельях (три или четыре из них были построены руками самого Сергия) монахами были подобны отношениям наставничества в ранних палестинских лаврах: преподобный не был еще поставлен в игумены, не имел священнического сана, следуя древнему монашескому правилу «зачало и корень есть санолюбия еже хотети игуменьства»8. Уже в этот период пребывание монахов приобретало черты общежительства. Ежедневно в обители совершались общие молитвы: «И повся дни пояше с братиями в церкви и полунощницу, и заутреню и часове - и третий, и шестой, и девятый, и вечерню, и нефимон»9. Литургию совершал приглашаемый священник или игумен. Было много совместных трудов: выращивание овощей, рубка дров, приготовление пищи и др.; сам преподобный часто «дрова на всех <...> сечаще, и тлъкущи жито <...> и хлебы печаше, и вариво варяше». Следовательно, братия имела и совместные трапезы. Кельи были ограждены тыном, и у ворот приставлен «вратарь».

Преподобный осознавал необходимость иметь игумена, но не хотел им становиться, говоря о своем «недостоинстве»; он согласился принять священнический сан и игуменство (1354) из послушания и смирения по настоянию владимиро-волынского епископа Афанасия, замещавшего в тот период митрополита, находившегося в Константинополе. В начале игуменства прп. Сергия, когда число братии составляло 12 человек, еще до перехода к общежи-тельству, в обители были те же порядки, что и ранее, переходные от особного жития к общежительству - общие труды, ежедневные совместные молитвы. Прп. Сергий вдохновлялся житиями «великих святил» монашества: прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Саввы Освященного, прп. Пахомия «аггеловидного», прп. Феодосия «общежителя». С именами двух последних святых иноков связано введение принципов общежительства: египетский подвижник IV в. прп. Пахомий Великий составил первый общежительный устав, а прп. Феодосий Великий преобразовал в киновии ряд палестинских лавр и создал новые киновии. Важно подчеркнуть, что, развивая особую коммуникативную иноческую культуру в русской аскетической традиции общежительного монастыря, прп. Сергий изначально придал ей духовно-личностный характер: его руководство состояло в наставлениях и п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком