научная статья по теме ЗООМОРФНАЯ БУТЕРОЛЬ ИЗ КУРГАННОЙ ГРУППЫ «СЕМИГОРЬЕ» И БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СЮЖЕТА СВЕРНУВШЕГОСЯ В КОЛЬЦО ХИЩНИКА В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОМ СКИФСКОМ ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ЗООМОРФНАЯ БУТЕРОЛЬ ИЗ КУРГАННОЙ ГРУППЫ «СЕМИГОРЬЕ» И БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СЮЖЕТА СВЕРНУВШЕГОСЯ В КОЛЬЦО ХИЩНИКА В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОМ СКИФСКОМ ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 10, № 4, 2014, стр. 85-95

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 904

ЗООМОРФНАЯ БУТЕРОЛЬ ИЗ КУРГАННОЙ ГРУППЫ "СЕМИГОРЬЕ" И БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СЮЖЕТА СВЕРНУВШЕГОСЯ В КОЛЬЦО ХИЩНИКА В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОМ СКИФСКОМ ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ

© 2014 г. А.Р. Канторович1, А.В. Шишлов2

Поступила 27.06.2014

В статье описана базовая тенденция в реализации одного из ключевых сюжетов скифо-сибирского звериного стиля - свернувшегося в кольцо хищника - в восточноевропейском варианте данного художественного направления в эпоху "скифской архаики" (У11-У1 вв. до н.э.). Впервые опубликовано и проанализировано относящееся к этой иконографической линии изображение кошачьего хищника на бутероли ножен меча из курганной группы "Семигорье" в окрестностях г. Новороссийска. Как показал морфологический анализ изображения, фигура на бутероли из Семигорья относится к серии двусторонних изображений на бронзовых и костяных бутеролях акинаков У11-У1 вв. до н.э., происходящих с территории Прикубанья, Центрального Предкавказья и лесостепного Поднепровья. Помимо этого изображения из Семигорья, имеется ряд близких аналогий среди изображений на предметах конского снаряжения и других категорий вещей.

Все эти изображения в совокупности составляют единый изобразительный тип (условно названный "келермесско-яблоновским"), представляющий кошачьего хищника, компактно свернутого, в динамичной центростремительной композиции, моделированного в высоком рельефе, порой практически в жанре круглой скульптуры. Изображение из Семигорья является несомненным искаженным подражанием эталонным образцам названного выше изобразительного типа. Данный тип отражает древнейшую (хронологические рамки, установленные по объективным показателям, 2-я четв. VII в. - 1-я пол. У в. до н.э.) и господствующую линию в иконографии свернувшегося в кольцо хищника в восточноевропейском скифском зверином стиле. Остальные изображения такого рода в ареале скифской, меот-ской и кобанской археологических культур в большинстве своем продолжают или модифицируют эту тенденцию, иногда сочетающуюся с композиционно-тематическими импульсами из других регионов (из зоны "савроматского" и сако-сибирского звериного стиля, в меньшей мере из переднеазиатского искусства).

Ключевые слова: археология, искусство скифо-сибирского звериного стиля, сюжет свернувшегося в кольцо хищника.

Изображение хищника, свернувшегося в кольцо, - один из ключевых сюжетов искусства скифо-сибирского звериного стиля, важнейший элемент знаковой системы данного художественного направления. Постоянное накопление материала в ходе раскопок обусловливает необходимость дальнейшей систематизации массива изображений "хищника в кольце".

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Lomonosov Moscow State University), 119991, г. Москва, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4, e-mail: kantoro-vich@mail.ru

2 Новороссийский государственный исторический музей-заповедник (Novorossiysk State Historical Museum-Reserve), 353000, Новороссийск, ул. Советов, 58.

В рамках классификации, разработанной А.Р. Канторовичем3 для систематизации образов, сюжетов и мотивов восточноевропейского скифского звериного стиля4, изображения свернувшегося в кольцо хищника составили определенный сюжетный таксон в пределах образного класса полно-

3 Об основных принципах классификации и типологии см.: [1, с. 34-37].

4 Охватывает территории степного, лесостепного и северокавказского локальных вариантов скифского звериного стиля. При этом под северокавказским вариантом подразумеваются в первую очередь многочисленные прикубанские изображения, выполненные в соответствующем духе (невзирая на то, были ли конкретные мастера скифами, меотами или кем-либо еще), а также уже весьма представительный массив изображений из Центрального Предкавказья, включая Ставрополье.

фигурных изображений хищников. Всего А.Р. Канторовичем было классифицировано 2169 оригинальных изображений (не считая копий и зеркальных отображений, как полнофигурных, так и pars pro toto), выполненных в канонах скифо-сибирского звериного стиля5 (см. подробнее: [2, с. 49-52]). В их числе было выявлено 581 изображение хищника, 66 из которых представляют хищника, свернувшегося в кольцо. В ходе классификации на основании многоуровневого применения образно-видовых, композиционных и стилистических критериев были дифференцированы образные классы, далее сюжетные группы и отделы и, наконец, изобразительные типы и (при необходимости) варианты. Критерием различения типов была совокупность особенностей моделирования изображения, трактовки анатомических деталей и декорирования изображений. Соответственно 66 изображений свернувшегося хищника образуют 9 типов, одни из которых отражают основные иконографические тенденции для данного сюжета, другие представляются тупиковыми ответвлениями от основной линии.

В данной статье описана базовая тенденция в реализации сюжета свернувшегося в кольцо хищника в восточноевропейском скифском зверином стиле на ранней стадии его развития (VII-VI вв. до н.э.). В этом контексте впервые публикуется и анализируется относящееся к этой иконографической линии изображение на бутероли ножен меча из окрестностей г. Новороссийска.

В апреле 2008 г. при осмотре сотрудниками Новороссийского исторического музея-заповедника (НИМЗ) А.В. Шишловым, А.П. Кононенко и И.И. Кузиным курганной группы "Семигорье" (расположена между хут. Семигорским и хут. Ленинский путь у г. Новороссийска) с целью постановки данного памятника на учёт на свежевспаханной поверхности кургана № 46 (диаметр 35 м, высота до 1 м), в непосредственной близости друг от друга, в радиусе 5 метров были обнаружены следующие предметы, ныне хранящиеся в НИМЗ6:

1. Акинак (кинжал) железный (фрагмент). Инвентарный номер НМ 11650/4.

5 Это практически все опубликованные до 2012 г. (включительно) изображения 2-й четверти VII - нач. III в. до н.э., отвечающие критериям скифского звериного стиля (о принятых критериях см.: [1, с. 29-38]). По возможности были учтены и публикации 2013 г. Кроме того, в состав источника вошел и ряд неопубликованных изображений, являющихся результатом собственных раскопок автора или же раскопок, соавтором которых он является (с любезного разрешения соавторов раскопок).

6 Авторы статьи благодарят А.В. Колпакову за фотофикса-

цию предметов из Семигорья, а А.А. Стульникову - за выполнение рисунков этих предметов.

Рис. 1. Бронзовые булавки и железный акинак из кургана № 46 курганной группы "Семигорье" (фото)

Сохранившаяся длина 13,3 см. Лезвие подтреу-гольной в плане формы, ромбическое в сечении, с ребром жёсткости, фрагментировано, остриё утрачено, сохранившаяся длина 10,0 см. Ширина у перекрестия 2,9 см. Рукоять подтреугольной в плане формы, уплощенная, подпрямоугольная в сечении, сохранившаяся длина 2,4 см. Перекрестие бруско-видное, длина сохранившейся части 3,4 см, ширина до 0,9 см (рис. 1, 3; 2, 3).

2. Булавки бронзовые (2 экз.) с плоским, листовидным в плане щитком, по которому проходит вертикальное ребро, являющееся продолжением стержня обломанной иглы. Типа Сукко (он же тип 3) по А.М. Новичихину [3, с. 63-64, рис. 92-95]:

Булавка № 1. Инвентарный номер НМ 11650/2.

Имеет навершие в виде двух антенных выступов с шишечками, соединенными перемычкой. Сохранившаяся длина 6,9 см, ширина 3,6 см (тип 3, вариант 1 - [см. 3, рис. 92, 1-3, 5; 93, 4; 94, 2, 4, 6, 8; 95, 1]). Деформирована, часть иглы утрачена (рис. 1, 1; 2, 1).

Булавка № 2. Инвентарный номер НМ 11650/3.

Деформирована, игла и навершие утрачены. Сохранившаяся длина 7,2 см, ширина 5,2 см (рис. 1, 2; 2, 2).

Данный тип булавок датируется, по А.М. Нови-чихину, в рамках VIII-VII вв. до н.э. [3, с. 63-64]. При этом исследователь не исключает их бытования и в VI вв. до н.э.7

3. Бутероль бронзовая. Инвентарный номер НМ 11650/1.

Размеры 3,1 х3 ,2 х 1,3 см, толщина стенки 0,1 см, на ребре до 0,3 см. Оформлена в виде двустороннего зооморфного изображения, выполненного

' Любезное сообщение А.М. Новичихина.

Рис. 2. Бронзовые булавки и железный акинак из кургана № 46 курганной группы "Семигорье"

Рис. 3. Бутероль с изображением хищника из кургана № 46 курганной группы "Семигорье" (фото до реставрации)

в скифском зверином стиле и представляющего свернувшегося в кольцо хищника (рис. 3; 4). С обеих сторон бутероли в основании хвоста хищника и на его лопатке прослеживаются небольшие заплывшие отверстия (с левой стороны они различимы лучше), очевидно, предназначенные для шпеньков, крепящих бутероль к ножнам (ср. описываемые ниже бутероли из окрестностей Майкопа (хут. Грозный) и из Майкопа - рис. 5, 2, 6).

Несмотря на схематичность изображения, здесь ясно различим хищник, свернувшийся в кольцо, с подогнутыми ногами, практически наложенными на туловище. Изображение моделировано в высоком двустороннем рельефе, анатомические детали отграничены желобками. Фигура как бы сложена из двух строгих профилей, вписана в полуовал.

Голова и туловище сформированы из геометрических фигур. Зверь показан с закрытой пастью, с ухом и глазом, находящимися на единой прямой линии. Ухо овально-подтреугольное, оформлено в виде подошвы конского копыта. Глаз округлый, относительно небольшой, сформирован выпуклостью в углублении. Носовая часть зауженная, овально-подтреугольная, ноздревое отверстие с левой стороны хищника прослеживается в виде каплевидной впадины, с правой стороны не просматривается. Пасть слита воедино с ноздрей. Щека маркирована овальным выступом. Шея, лопатка, бедро и лапы (т.е. окончания ног) мощные, гладкие. Хищник представлен с укороченными и утолщенными предплечьем и стопой, заходящими на шею и туловище, частично перекрывающими их. Лопатка трапециевидная. Лапы оформлены кружком с округлым отверстием посередине. Аналогично оформлено и окончание хвоста. Сам хвост проходит между задом и мордой, изгибается, подобно задней ноге, в результате чего завиток хвоста оказывается на одной линии с кружками лап передней и задней ноги.

Изображение на бутероли из Семигорья относится к серии двусторонних изображений на бронзовых и костяных бутеролях акин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком