научная статья по теме ЗООМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КЕРАМИКЕ ДРЕВНЕГО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗООМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КЕРАМИКЕ ДРЕВНЕГО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

АРХЕОЛОГИЯ

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ КРИВИЦКИЙ

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела Государственного

Эрмитажа (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: nestorklio@mail.ru В статье на основе археологических изысканий исследуются зооморфные изображения, сделанные на керамике мастерами Северного Кавказа в исследуемый период.

Ключевые слова: Северный Кавказ, художники, искусство, древние мастера, керамика, глина, изображения животных на керамике.

ЗООМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КЕРАМИКЕ ДРЕВНЕГО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Среди памятников ремесленного творчества в художественном и стилистическом отношениях большой интерес представляют зооморфные изображения, встречающиеся на керамике Северного Кавказа эпохи раннего железа I тысячелетия до н.э. (VII-VI вв. до н.э).

Какие же художественные приемы и изобразительные средства используются для создания этих образов?

Так, на глиняном сосуде станицы Урухской изображена перевозка сена1. Своеобразие отразилось и в декоре изделия, и в его построении, и в расположении всех фигур и элементов, из которых состоит композиция. Она нанесена по окружности тулова нарезными или прочерченными линиями. Изображенная сцена кажется нам непрерывной благодаря тому, что композиция состоит из трех близких и тесно смыкающихся друг с другом частей. Начало и конец ее разделялись ручкой. Каждая часть состояла из схематичного изображения животного, дерева с кроной и стволом, конусовидной фигуры, густо заполненной косо направленными вниз штрихами.

Хотя контур рисунка первого животного был выполнен предельно схематично, все же можно сказать, что это бык. Двойным контуром автор подчеркнул величину и мощь этого животного. Массивное тело быка нанесено двумя расположенными параллельно друг другу, дугообразно изогнутыми, узкими полосами. Слишком тонкие длинные ноги (по отношению к туловищу) представлены так же в виде четырех прямых, поставленных вертикально, параллельно друг другу, узких полос. Рога - две косые короткие узкие полосы. Рот, нос, уши, глаза и копыта отсутствуют. Упряжь обозначена короткими штрихами-насечками. Груз конусовидной формы, - «копна сена» - это также схематичный рисунок: вертикальная узкая полоса, от которой отходят частые, косо направленные вниз штрихи.

Следующие сзади три быка, везущие такой же груз, изображены подобно первому - предельно схематично: туловище представляет собой длинную узкую полосу, согнутую на концах (спереди - вверх). От головы отходят расположенные под углом две короткие узкие полосы -рога. Ноги представляют собой четыре длинные узкие линии, расположенные перпендикулярно горизонтальной полосе - туловищу. На изображении также расположены три дерева. Их стволы - узкие длинные полосы, которые завершаются кроной ромбовидной формы, заполненной вертикальными тонкими линиями. Видимо, эти условно изображенные деревья обозначают какое-то определенное, конкретное место - пейзаж, возможно, лес. Между первым быком и грузом находится предельно схематично переданное изображение антропоморфной фигуры: тело -длинная вытянутая узкая полоса, голова ромбовидной формы, глаза - два выпуклых кружка, руки - две линии. Вероятно, эта фигура представлена здесь не просто в качестве стаффажа, а является, главным образом, персонажем этой сцены. Бык в свою очередь олицетворял рабочую тягловую созидательную силу, также власть, могущество, вселенную, небесных божеств плодородия и

громовержцев. Помимо этого, данное животное имело солярно-астральное, небесное, хтоническое (земное) значение, а также было связано с небом, солнцем, плодородием, земледелием и скотоводством. В сознании людей бык также ассоциировался с подателем воды (т.е. жизни) и дождя2.

Также весьма условно изображена вереница козлов, прочерченная на глиняном сосуде из Терезинского могильника3. Животные имели трапециевидные фигуры, которые были геометризированы и состояли из прямых линий. Передняя часть туловища козла представляет собой широкую, прямую, слегка наклоненную вертикальную полосу, в которую как бы упирается туловище. Этой полосой одновременно обозначены передняя нога и шея; голова отсутствует, только наверху, в верхней части, рога обозначены двумя короткими штрихами. Внутри фигура заполнена косыми линиями. Между козлами помещен орнамент в виде квадратов, состоящих из мелких шрифтов. Таким образом, венчик этого сосуда представляет собой фриз, состоящий из следующих друг за другом в одном направлении (направо) козлов. Эти животные являлись олицетворением божеств плодородия, земледелия, скотоводства, громовержца, подателя небесной влаги и дождя. Их приносили в жертву для получения обильного урожая и увеличения поголовья мелкого рогатого скота4.

По манере исполнения, в художественном и стилистическом отношениях изображению козлов близка представленная на венчике миски из Кисловодского могильника вереница лошадей5. Композиция представляет собой фриз: группа трех вертикальных линий, пересеченных ломаными полосами, и трех вертикальных линий с мелкими штрихами чередуется со своеобразным орнаментом. Это не мешает восприятию всей композиции: животные хорошо сочетаются с узором, составляющим декор и оживляющим поверхность сосуда. Эти изображения также переданы условно и предельно схематично. Это чистая схема, чертеж. Все изображение контурное, состоит из прямых, прочерченных как будто по линейке линий. Туловище представляет собой вытянутый прямоугольник. Шея и голова, слитые воедино, состоят из двух согнутых линий. Уши обозначены двумя короткими штрихами. Ног не четыре, а две (нанесены полосами). Хвост напоминает ветку растения: длинная линия, от которой по бокам отходят короткие, косо направленные вниз штрихи. Внутри все изображение лошади заполнено косыми линиями. Образ коня в мифологии народов Северного Кавказа являлся воплощением скорости, олицетворением трех миров: небесного, водного и земного, был связан с солнцем, огнем, небом, водой, землей и загробным миром (преисподней)6.

Рассмотрим изображения оленей на сосудах из Ставропольского края, Пятигорска, Нальчика, Отрадненского и Серженьюртовского могильников7.

По манере исполнения, а также в художественном и стилистическом отношениях данные изображения имеют сходство с рассмотренными выше зооморфными рисунками: вереница следующих в одном направлении друг за

106

Археология

другом животных. Именно такой сюжет мы видим на поверхности кружки из Отрадненского могильника.

Животные вновь переданы схематично, весьма стилизованно: фигуры геометрические, линейные, плоскостные, контурные, силуэтные. Туловище изображено в виде преувеличенно вытянутого прямоугольника, в центре разделенного горизонтальной линией. Хвосты представлены в виде коротких отростков. Шеи неестественно длинные - в виде тонкой полосы. Головы слишком маленькие, прямоугольной формы, слегка вытянутые. Рот, нос и глаза отсутствуют. Уши намечены двумя короткими штрихами. Вновь мы видим лишь две ноги в виде коротких узких полос. Рога стилизованы, превратились в своеобразный растительный елочный орнамент (ветвь растения - длинная линия, от которой отходят направленные под углом вниз короткие штрихи). Все тело заполнено точечным узором.

Предельно схематично, еще более обобщенно передано рельефное изображение оленя на глиняном сосуде из Сержень-Юрта. Туловище, принявшее форму длинной узкой полосы, слегка вогнутой посередине, неестественно вытянуто. Шея довольно короткая, голова очень маленькая, трапециевидной формы. Четыре столбообразные ноги слишком коротки по отношению ко всему туловищу. Фигура приземиста - это ощущается благодаря коротким ногам. Акцент сделан на передаче изображения громадных по сравнению со всей фигурой рогов, распростертых по обе стороны. Они обрамлены только с одной стороны, зубчатые выступы, расположенные на них, направлены вниз, образуя своеобразный узор. На олене мы также можем видеть антропоморфную столбообразную фигуру.

Олени, представленные на глиняных сосудах Ставрополя, Пятигорска и Нальчика, хотя и нанесены так же условно и стилизованно, как и предыдущие, рассмотренные нами, в то же время отличаются от них изображениями животных. Это уже не статичные, застывшие на месте фигуры. Олени изображены динамично (бегущими). Пропорции нарушены и несколько гипертрофированы. Во всем рисунке чувствуется нарочитость форм, некоторое преднамеренное изящество. Преувеличенно вытянутые шеи постепенно сливаются с так же неестественно удлиненным туловищем. Головы резко запрокинуты назад, полностью слиты с шеей, морды, постепенно сужаясь, становятся похожими на птичьи клювы, пасти разинуты, губы преувеличенно удлинены. Все эти детали создают динамику картины.

Стройные тонкие ноги напоминают узкую полосу. Передние вытянуты, задние поджаты. Такая интерпретация придает изображению легкость, подвижность. Глаза представлены в виде маленького кружка, нос и уши не обозначены, хвосты либо отсутствуют, либо намечены вытя-

нутыми острыми углами-треугольниками. Ног вновь только две, копыта вообще отсутствуют. Бедра выделены во-лютообразными завитками или концентрическими кругами. Внутри тела заполнены короткими штрихами, елочным орнаментом и косой штриховкой, что создает иллюзию не плоскостного изображения, а рельефного.

Большие ветвистые рога оленей увеличены в размерах по отношению к телу. Они являются одной из характерных черт в облике животного. Именно поэтому мастер сосредоточил свое внимание на их передаче: в сознании людей того времени рога ассоциировались со священным деревом жизни. Олень - золотые рога, олень-солнце, воплощал образ солнечного божества в виде птицы - оленя, с рогами в виде священного дерева жизни, связанного с культом плодородия, земледелия. Также животное являлось символом воды, преисподней и небесной. Таким образом, олень имел космическое, солярное, небесное, а также хтоническое (земное) значения8. Сосуды, рассмотренные нами, были также дополнительно орнаментированы геометрическим резным рисунком: вертикальными, дугообразными, изогнутыми линиями, кругами, точками, а также большими заштрихованными треугольниками.

Итак, в изображениях,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком