научная статья по теме ЗВУЧАТ ВЕСЁЛЫЕ ДИВЕРТИСМЕНТЫ, ИЛИ В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ТВОРЧЕСТВУ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЗВУЧАТ ВЕСЁЛЫЕ ДИВЕРТИСМЕНТЫ, ИЛИ В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ТВОРЧЕСТВУ»

ЛЮДМИЛА ЧАДАЕВА

Звучат весёлые дивертисменты,

или В жизни всегда есть место творчеству

В ОТДЕЛЕ ИСКУССТВА я человек почти случайный. Почти. Имея филологическое образование, видела себя в библиотеке сотрудником отдела для читателей среднего и старшего возраста, где и проработала почти двадцать лет. Так получилось, что в течение года мне пришлось проработать в Отделе Искусства. Это была в основном работа по формированию фонда и привлечению читателей.

Несмотря на выгодное расположение отдела — рядом с гардеробом, — дети проявляли больше интереса к художественной литературе, к нам же заходить не решались. Приходилось придумывать разные уловки, иногда выходить в холл и приглашать. Если, на моё счастье забегали взрослые (как потом выяснялось, им нужно было сдать за своего ребёнка книгу, и они не знали, куда её нести), я с удовольствием рассказывала про отдел, его фонд, про то, чем здесь могут заняться дети. Что же такое современный отдел искусства в детской библиотеке?

Концертная деятельность

Сколько существует Отдел искусства, столько лет он сотрудничает со школами искусств города. И основная форма сотрудничества — концертная деятельность. Такое творческое сосуществование выгодно всем его участникам: воспитанники школ искусств на этих концертах демонстрируют своё мастерство (концертная деятельность является одной из важнейших составляющих воспитания юного музыканта или танцовщика в школе); зрители (неважно, дети это или взрослые) с удоволь-

ствием откликаются на приглашение прийти на бесплатный концерт.

Библиотека такие мероприятия рассматривает как одну из форм эстетического воспитания и как средство создания привлекательного имиджа. Особенность таких концертов в детской библиотеке — в них участвуют только дети.

Концерты мы проводим с целью привлечения детей в Школы искусств, и поскольку они являются частью какого-либо библиотечного проекта, их можно также классифицировать как проектные. Обычно они проходят во время и перед началом крупных библиотечных акций (например, во время «Биб-лиосумерек»). По форме своей это классические дивертисменты. Например:

• «Маленькие шедевры», концерт фортепианного отделения;

• Мини- концерт фортепианного отделения «Гвоздь программы» в рамках акции «Библиосумерки-2014»;

• Музыкальная гостиная «Шедевры фортепианной музыки». Праздничные концерты приурочены к какой-либо важной дате. Целевой аудиторией являются читатели микрорайона и города, школьники, ветераны и инвалиды микрорайона (нескольких микрорайонов), института РФЯЦ-ВНИ-ИЭФ.

Обычно концерты театрализованные и представляют собой композицию из музыкальных и танцевальных номеров. Если номера сложно выстроить тематически, составляется их подборка и продумывается текст конферанса.

Традиционными стали концерты ко Дню Победы, Международному Дню матери, Международному Дню инвали-

Сегодня в арсенале отдела искусств — самые разнообразные формы работы с детьми: концерты, литературно-музыкальные вечера, творческие мастерские, конкурсы и многое другое. Всё это будит творческую энергию ребёнка, стимулирует его тягу к созиданию

Людмила Ивановна Чадаева, заведующая отделом искусства МКУК «ЦГДБ им. А. С. Пушкина» г. Сарова Нижегородской области

15

#05 [239] 2015 Д ЛО^рЬ

дов, Международному Дню пожилых людей, Дню города.

Наиболее сложны в методическом плане театрализованные концерты, по-свящённые творчеству какого-либо композитора (их также можно назвать литературно-музыкальной композицией). Так, отделом был проведён концерт, посвящённый творчеству великого русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова. Библиотека и школа искусств заранее включили данное мероприятие в план работы: педагоги фортепианного отделения школы искусств определили, кем из воспитанников будет исполняться то или иное произведение, библиотека занялась сбором материалов. В итоге мероприятие получилось насыщенным и зрелищным. Зрители узнали много интересного о жизни и творчестве композитора, посмотрели видеозаписи с фрагментами знаменитых произведений композитора, увидели кадры любительской видеосъёмки Рахманинова и его близких. Юные музыканты исполнили этюды и пьесы композитора.

Обучающие концерты. Увы, многие дети не умеют себя вести на концерте. Бывает, что положительные эмоции юные зрители выражают не аплодисментами, а возгласами: «Вау!» или «Круто!» Так родилась идея мероприятия, в ходе которого можно обучиться зрительскому этикету. На таком концерте дети получают информацию о том, чем овации отличаются от аплодисментов, когда нужно аплодировать, если музыкальное произведение состоит из нескольких частей, когда уместно кричать «бис» и «браво», как и когда проходить на своё место, если опоздал. Проходят подобные концерты камерно, но не скучно, в тёплой, доброжелательной атмосфере, с играми и викторинами.

Творческие мастерские

В каждой детской библиотеке есть постоянные читатели, которые приходят в неё не только почитать, но и провести время. Для них в зоне открытого доступа всегда выставлены книги по методике рисования, на детском столике приготовлены бумага и раскраски, карандаши, восковые мелки и фломастеры. Уголок рисования в нашем отделе решено было сделать тематическим, и каждый месяц устраивать новые твор-

ческие мастерские. В ходе этих мастерских читателям предлагаются различные творческие задания, они знакомятся с разными приёмами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Подспорьем в этом мне стали книги по обучению рисованию и собственный опыт (имея за плечами свидетельство об окончании детской художественной школы, я до и во время учёбы в университете работала художником в местном драматическом театре и университете). Больше всего полюбились детям творческие мастерские «Я рисую море», «Раскрась рисунок — назови мультфильм», новогодняя творческая мастерская «Белорусские вытынанки», «Унылая пора, очей очарованье», «Люди всякие нужны» (профессии моих родителей) и Конкурс иллюстраций к произведениям Пушкина «Пушкин и его герои в технике силуэта» (по мотивам иллюстраций Гильмерсена).

О конкурсе хочется рассказать подробнее. Искусство силуэта с давних пор популярно во многих странах. Его история восходит к петроглифам — наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. Искусство силуэтного вырезания из бумаги появилось в Китае. В XIX веке вырезанные из глянцевой цветной бумаги картинки пришли в Европу. Художники-иллюстраторы, возвращаясь к традициям прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации к книгам, которые представляют собой плоскостное одноцветное изображение чёрной тушью фигур и предметов.

Конечно, наши читатели не профессионалы, поэтому мы решили за основу наших будущих работ взять силуэтные иллюстрации разных художников. Как нельзя лучше для нашего замысла подошли иллюстрации малоизвестного ху-

дожника-самоучки первой половины XX века Василия Гильмерсена к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Копирка, ножницы, бумага, клей, и, конечно, терпение — это всё, что понадобилось нам для создания наших силуэтных рисунков, которые, по сути, являлись копиями работ Гильмерсена. Читателей библиотеки увлёк процесс создания иллюстраций и портретов в этой технике. Некоторые сделали не по одной работе, тем более что во время творческого процесса под рукой постоянно был роман «Евгений Онегин» с многочисленными закладками на месте тех стихотворных фрагментов, которые мы иллюстрировали. Готовые работы были оформлены в паспорту, дополнены отрывками из романа и выставлены в окнах библиотеки. Интересно было наблюдать, как дети и взрослые знакомились с пушкинским словом, читая бессмертные строки. Дети из библио видеостудии даже сняли об этом видеоролик. В эти дни библиотекари отдела «Отрочество» с удивлением рассказывали, что один из четвероклассников пришёл к ним за романом «Евгений Онегин», а чтобы не получить отказ, привёл с собой дедушку.

Таким образом, благодаря творческим мастерским мы решаем несколько важных задач: привлекаем читателей в отдел; мотивируем их взять книгу, связанную с темой творческого задания; решаем основные задачи художественного воспитания и эстетического просвещения; детскими работами украшаем библиотеку.

Творческие мастерские в отделе прижились, и дети часто забегают к нам с вопросом: «А чем у вас сегодня можно заняться?»

Живопись и музыка на выставке

Ежегодно наш отдел готовит выставку, посвящённую творчеству художников-юбиляров. Предпочтение мы отдаём русским живописцам, а также ярким представителям зарубежного изобразительного искусства. Подготовка таких выставок обычно не вызывают затруднений, так как в нашем распоряжении имеется хороший фонд, позволяющий познакомить наших читателей с творчеством великих художников.

Сложнее с выставками, посвящённы-ми творчеству композиторов — их мы

Д Л О #05 [239] 2015

обычно готовим к Международному дню музыки. Понятно, что по парадным портретам композиторов, нотным партитурам и автографам невозможно представить себе красоту их творений. Эта проблема была решена созданием проекта выставка-информкиоск.

В 2014 г. выставка была посвящена творчеству И. Штрауса-отца, М. И. Глинки, А. И. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Шнитке, Д. Б. Кабалевского. Отдел не только подготовил экспозицию, но и собрал видеоролик (фрагменты наиболее популярных произведений и комментарии к ним). Ролик демонстрировался в холле библиотеки. Была разработана таблица-викторина, в которой нужно было соединить произведение с именем его создателя. Таким образом, нам удалось решить важную задачу: познакомить детей с жизнью и творчеством композиторов, научить узнавать популярные музыкальные произведения, запомнить их названия и имена сочинителей.

Иллюстрация в детской книге играет особую роль. Это не просто вспомогательный материал, а основное средство, в отсутствии которого ребёнок часто не может понять суть художественного произведения. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми как нечто единое. Именно поэто

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком