научная статья по теме «1000 МИЛЬ ЗА ПОЛТОРА ГОДА?» (КЕМ БЫЛО НАЧАТО ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««1000 МИЛЬ ЗА ПОЛТОРА ГОДА?» (КЕМ БЫЛО НАЧАТО ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ)»

МНЕНИЕ

Ключевые В.Б. Сукин, Д.

ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ СОЛОДКИН

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Нижневартовского государственного гуманитарного университета (Нижневартовск) Тел.: 8 (3466)243372; Е-mail:hist2@yandex.ru

В статье вопреки недавно высказанному взгляду (хотя и не вполне оригинальному) показывается, что вхождение сибирских земель в состав Московского государства началось не со времени экспедиций И.А. Мансурова, В.Б. Сукина и И.Н. Мясного, затем Д.Д. Чулкова, «поставивших» первые русские укрепленные поселения за Уралом, а благодаря походу казачьей «дружины» Ермака, сумевшей разгромить основные военные силы «Кучумова» ханства, почему в 1585— 1587 гг. отряды служилых людей почти не встретили сопротивления. В восприятии большинства современников того беспримерного похода он явился решающим эпизодом присоединения «Сибирского царства» к России. слова: Западная Сибирь, Московское государство, «Сибирское взятие», Ермак, Кучум, И.А. Мансуров, Д. Чулков, Дж. Горсей, сибирское летописание XVII в., титул московских государей.

«1000 МИЛЬ ЗА ПОЛТОРА ГОДА»? (КЕМ БЫЛО НАЧАТО ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ)

Многочисленные русские книжники конца XVI-XVII вв., и не только официальные, их современники - служилые люди восточных уездов России, в том числе «иноземцы», началом превращения бескрайней Сибири в новую окраину Московского государства единодушно считали «Ермаково взятие» «Кучумова царства»1. Так же думает и большинство (но не все, как представляется Ю.С. Худякову2) историков. Недавно, однако, Д.М. Володихин счел, что экспедиция Ермака закончилась разгромом, даже страшным, казачьего отряда и гибелью его вождя3 в 1585 г., с которой «русское дело в Сибири пало», и начало «государственного» присоединения этой бескрайней страны к России относится к более позднему времени»4. Тогда за Уралом появились отряды И.А. Мансурова (он добился «первого действительного успеха в Сибири», заложив Обской городок), В.Б. Сукина и И.Н. Мясного, основавших Тюмень, и Д.Д. Чулкова, «срубившего» Тобольск. При этом популярный московский историк ссылается на сочинение известного английского дипломата и предпринимателя Дж. Горсея «Торжественная и пышная коронация Федора Ивановича, царя русского», где читаем, что после венчания на престол и «богомольного» похода в Троице-Сергиев монастырь новый московский государь, следуя совету своего шурина Бориса Годунова, отправил войско в Сибирь, и оно «в течение полутора лет <...> завоевало 1000 миль»5. Заметим, что в другом произведении Горсея - «Путешествиях», -подобно многим русским источникам6 говорится о присоединении Сибири к «Московии» при царе Иване Васильевиче7.

По данным конца XVII в., от Тобольска до Соликамска было 323,2 версты8. Соотношение версты и мили выражается коэффициентом 0,67129, следовательно, в милях расстояние от сибирской столицы (с 1599 г.) до центра Прикамья составляло 216,93. Стало быть, говоря о завоевании войском «святоцаря» Федора 1000 миль, английский мемуарист допустил сильное преувеличение, это его известие должно считаться метафоричным. Вызывают сомнения и хронологические расчеты Горсея. По русским источникам, Федор Иванович посетил Троице-Сергиев монастырь не вскоре после коронации, состоявшейся 31 мая 1584 г., а в августе следующего года, когда переложил в новую раку мощи Сергия Радонежского10. Экспедиция же Сукина и Мясного, «поставивших» Тюмень на развалинах Чимги-Туры, началась, скорее всего ранней весной 1586 г.11, а Чулкова - год спустя. В таком случае повторное (вслед за «Ермаковым взятием») утверждение русских в центре Западной Сибири, и теперь уже навсегда, затянулось меньше чем на полтора года. И.А. Мансуров же, не достигший бывшей ставки Кучума города Си-

бири, где затем утвердился Али (Алей), потом Сейдяк (Сайид Ахмад бек Тайбугид или Саид-Ахмед б. Бек-Пу-лад) (поблизости от будущего Тобольска), а выстроивший Обской городок в устье Иртыша, вероятно, двинулся за «Камень» весной 1585 г. и примерно год спустя вернулся в Москву.

Заметим, что гибель Ермака следует относить к августу не 1585 г., как представляется Д.М. Володихину, а предшествующего года, следом же, видимо, осенью 1584 г., на помощь сильно поредевшему в боях казачьему отряду прибыли три сотни стрельцов под началом воеводы князя С.Д. Болховского, голов И.В. Глухова и И.С. Киреева. Эти «все присылные люди», согласно Погодинскому летописцу (далее - ПЛ), «померли в Старой Сибири з голоду» в первую же зиму, и «на лето, как вода вскрылась, пошел (Глухов. - Я.С) ис Сибири» на Русь, уводя с собой 90 «ермаковых казаков» (в живых остались и те сподвижники прославленного атамана, которые вместе с Киреевым сопровождали в Москву взятого в плен царевича Маметку-ла (Мухаммад Кули султана)12).

Как отмечали некоторые летописцы, с Глуховым из Сибири «руские люди вышли въсе», их там не осталось13, на что указывали и многие исследователи, начиная с Г.Ф. Миллера и Н.М. Карамзина14. Но уже в конце лета или в первые недели осени 1585 г. в бывших владениях Кучума (тогда значительная их часть принадлежала Сей-дяку) появилась рать И. А. Мансурова. По словам Саввы Есипова, когда воевода достиг Иртыша, «тотар же множество собрашася во уреченном месте <...> на брегу». Мансуров, «виде таково собрание поганых и слыша, яко казаки (ермаковцы. - Я.С) побегоша из града (Сибири. -Я.С), и [убояся]», поплыл вниз по Иртышу до Оби, над которой «против иртышьсково устья» «поставил» городок, следом осажденный множеством остяков15. Примечательно, что выражение «во уреченном месте» из этого рассказа, почти лишенного конкретных подробностей, имеется в синодике «ермаковым казакам» (далее - С)16, а про «собрание»17 или множество «поганых», множество «нечестивых» упоминается в есиповских «тетрадях» и ранее18. Не исключено, что (как и состоявшееся на Абалаке многочасовое сражение, приведение вольными казаками к шерти татар и остяков19, о чем поведал владычный дьяк), огромное войско, преградившее Мансурову путь к бывшей столице Сибирского юрта и осадившее Обский городок, - это «вымышленное обстоятельство» (по классификации Е.К. Ромодановской), и московский воевода, вряд ли располагавший крупными силами20, мог двинуться в Обь-Иртышье, узнав, что оставленный русскими город Сибирь находится в руках татар - или наследника Кучума Али, или изгнавшего его Сейдяка.

Любопытно, что в главах ЕЛ, посвященных основанию Тюмени и Тобольска, не упоминается о сопротивлении, оказанном местными «иноземцами» служилым людям21. По мнению Г.Ф. Миллера, Сибирь, завоевание которой русским приходилось начинать как бы сызнова, приходила в трепет при одном упоминании русского имени22. Но к 1586 г. ощущались и другие последствия неоднократных поражений, которые кучумляне понесли в ходе трехлетних боев с «дружиной» Ермака. Военные ресурсы распавшегося на отдельные улусы Сибирского «царства» в значительной мере были исчерпаны, тем более что в борьбу с ханом и его наследниками вступил Сейдяк.

Д.М. Володихин, как нетрудно видеть, фактически отрицает роль Ермака и его соратников в гибели «Кучумо-ва» юрта. Однако уже современники «ратоборного» атамана и их ближайшие потомки не сомневались в решающем значении «Сибирского взятия» первой половины 1580-х гг. для судеб «Закаменьской страны». Даже Ку-чум в 1597 г. писал царю Федору: «А от Ермакову приходу и по ся места пытался есмя встречно стояти»23. В 1622 г. в ответ на челобитную добивавшегося «порожнего места» атамана конного казака «Тюменского города» Г. Иванова была послана царская грамота, где утверждалось, что этот сподвижник Ермака, который провел с ним «и с иными атаманы» «на Поле» два десятилетия, «как с Ермаком Сибирь взяли, и Кучума царя скуреня збили, а царство Сибирское нам взяли», нес «многие службы», в частности, «ставил» Тюмень, Тобольск, Пелым, Тару, Томск, участвовал в пленении Али, разгроме его отца на Оби и «калмыцких людей» при боярине М. М. Годунове24, т.е. экспедиции Сукина и Чулкова перечисляются среди тех событий, которые последовали за переходом Сибири под власть московского государя. Уже в С сказано, что «За-каменьская страна» была «взята» не «славными мужами» - воеводами, выполнявшими царское повеление, а Ермаком «с товарыщи» (об этом читаем и в ЕЛ)25.

По мнению Д.Я. Резуна, согласно «концепциям» местных летописцев, «присоединение и освоение Сибири начинается не столько с похода Ермака, сколько с момента построения первых русских городов»26. Этому взгляду противоречат утверждения авторов С, ЕЛ и многих других тобольских «слогателей», что «Сибирская страна» «взята бысть от рускаго полка, собраннаго и водимаго атаманом Ермаком Тимофеевым»27. Сошлемся и на одно из авторских названий ЕЛ: «Сибирское царство и княжение, и о взятии, и о Тоболске граде»28. В изображении тобольских, да и многих московских книжников служилые люди, возглавляемые Сукиным, Мясным, Чулковым, являлись последователями ермаковцев, одолевших сибирского «салтана», владения которого еще при Грозном стали частью России (недаром, по выражению Есипова, Иван Васильевич послал Болховского и Глухова в Сибирь как в свою «державу»29).

Примечательно, что если Ермак и его соратники, завоевавшие «пресловущее царство»30, удостоились государева жалования (свидетельства по этому поводу, впрочем, не совпадают31), то был ли награжден Мансуров, «срубивший» первый русский острог в «Сибирской стране», можно лишь догадываться (воевода, по мнению летописцев, «убоялся» «поганых» и не высадился на берег при впадении Тобола в Иртыш, даже «ничего добра не учинил»32), Сукин же, Мясной и Чулков по возвращении из-за Урала подверглись опале.

С точки зрения С.М. Середонина, в 1586 г. началось вторичное завоевание русскими Северной Азии33. М.О. Акишин и Е.А. Рябинина в данной связи пишут о втором или повторном «Сибирском взятье»34. Предпочтительнее мысль Н.М. Карамзина, что в начале царствования «освятованного» Федора было «довершено» завоевание татарского ханства, раскинувшегося к востоку от Урала35. Ведь «ермаковы казаки», заслуги которых признавались московским правительством и в XVII в.36, не только сокрушили основные силы Кучума (гла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком