научная статья по теме 20 ЛЕТ ВОССТАНИЯ САПАТИСТОВ В МЕКСИКЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «20 ЛЕТ ВОССТАНИЯ САПАТИСТОВ В МЕКСИКЕ»

ОБЩЕСТВО

Л.Л.Попова

20 лет восстания сапатистов в Мексике

В статье рассматриваются основные этапы эволюции движения сапатистов, причины вооруженного восстания 1994 г., идеологическая платформа и социальная база сапатизма. Автор анализирует современное состояние движения, оценивает перспективы его развития.

Ключевые слова: Чьяпас, сапатизм, партизанское движение, индейские автономии.

В январе 2014 г. исполнилось 20 лет с момента вооруженного восстания Са-патистской армии национального освобождения (Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN)1 в Мексике. 1 января 1994 г. — в день вступления в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — несколько сот вооруженных людей в штате Чьяпас захватили четыре муниципальных центра, взяли в заложники их руководителей, а также губернатора штата2. Эти события, названные в прессе «первым постмодернистским крестьянским восстанием»3, по-прежнему недостаточно широко освещены в отечественной литературе4.

Индейские народы составляют около 13% населения Мексики, т.е. порядка 12 млн человек, проживают они преимущественно в южных штатах5. В Чьяпасе, расположенном на границе с Гватемалой, живут индейцы цоци-ли, чоли, цельтали, тохолабали, лакандоны. Занимаются они главным образом сельским хозяйством. Тяжелейший экономический кризис, охвативший Мексику в 80-х годах и имевший серьезные социальные издержки среди крестьянского населения, а также конституционная реформа, на основании которой разрешалось приватизировать общинные земли индейцев, стали причинами недовольства коренного населения. NAFTA открывала возможности для скупки крупными ТНК общинных земель, богатых природными ресурсами. Сокращение господдержки сельского хозяйства угрожало выживанию крестьян-индейцев. В 1993 г. более 80% индейского на-

Людмила Леонидовна Попова — аспирантка факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета (ludmila.popova2011@yandex.ru).

Въезд на территорию сапатистской автономии. «Для всех — все, для нас — ничего» — один из девизов са-патистов

селения жило за чертой бедности6. Ситуация с образованием в индейских районах также была неудовлетворительной: не хватало не только школ, но и учителей. Крайне неразвита была и транспортная инфраструктура.

Недовольство индейцев было связано и с дискриминацией. Существовавшие в Чьяпасе политические институты работали в интересах белого меньшинства. Ни одна из политических партий также не представляла интересы индейского населения, а индеанистские организации были созданы не снизу, а сверху, т.е. самим государством для контроля протестных настроений. Если учесть бедность и бесправие индейцев, неудивительно, что они с самого начала поддержали партизанскую армию EZLN.

EZLN, изначально выступавшая с леворадикальных позиций, не претендовала на роль «рупора» мексиканских индейцев. Партизанская армия состояла преимущественно из метисов, ее идеология основывалась на марксизме и идеях партизанской борьбы, распространившихся в Латинской Америке в 60—80-х годах7. Однако по мере эволюции партизанского движения руководство EZLN в поисках социальной базы обратилось к изучению обычаев и культуры индейского населения, которые впоследствии органично вплелись в идеологию сапатизма, основанную на критике неолиберальной глобализации и делавшей ставку на индейские автономии. Последние, по мнению сапатистов, должны были стать механизмом защиты не только культурных, но и социально-экономических прав индейцев, например, таких как право самостоятельно распоряжаться природными ресурсами, которыми богаты индейские земли, а также политических прав, в частности, функционирования местных традиционных органов власти. При этом сапатисты не идеализируют традиционный уклад индейских общин, в которых существуют и неравенство, и гендерная дискриминация. Значительную часть сторонников EZLN в 80—90-х годах составляли индейцы народа тохолабаль, населяющие муниципалитет Лас-Маргаритас в Лакан-донской сельве.

Вопреки стереотипу, навязываемому СМИ, сапатистское движение не является сепаратистским. Сапатисты считают себя мексиканцами, в ряду символов движения сапатисткий черный флаг с красной звездой стоит рядом с флагом Мексики. Сами партизаны подчеркивают, что индейские автономии нацелены не на отделение от Мексики, а, напротив, на включение индейцев в состав нации как равноправных граждан.

J

Последнее публичное выступление субкоманданте Маркоса, 24 мая 2014 г.

Стремясь нейтрализировать деятельность партизанской армии, правительство пошло на подписание в 1996 г. Сан-Андресских соглашений, которые, впрочем, так и не были выполнены властями, а принятый вскоре закон о правах индейских народов не отвечал достигнутым договоренностям. В период мирного урегулирования конфликта прямые вооруженные столкновения между EZLN и армией пошли на спад, при этом новыми участниками противостояния стали полувоенные формирования «парамилита-рес», периодически совершающие нападения на общины сапатистов и их сторонников. Постепенно сапатизм перерос в широкое гражданское движение, поддерживающее контакты со сторонниками антиглобализма не только в Мексике, но и за ее пределами.

При этом, исчерпав возможности конструктивного диалога с правительством, сапатисты перешли к новой стратегии, заключавшейся в создании «параллельных правительств»8, которые фактически взяли на себя функции неэффективных официальных структур — как федеральных, так и региональных: образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, строительство школ, больниц и др. Такие автономные de facto правительства в настоящий момент существуют в пяти муниципалитетах: Ла-Реалидад, Овентик, Ла-Гарруча, Морелиа, Роберто-Барриос. Автономные органы включают три уровня власти — местные, муниципальные и так называемые хунты. Общие проблемы обсуждаются в ходе ассамблей, для участия в которых от каждого муниципалитета выдвигаются делегаты9.

После проведения са-патистами в 2006 г. «Другой кампании», призывавшей не голосовать на президентских выборах того года ни за одного из кандидатов, EZLN практически ушла из публичной политики, сосредоточившись на устройстве автономных сапатистских муниципалитетов. Из последних крупных акций сапати-стов можно выделить марш 2012 г. по городам Чьяпаса, приуроченный к «концу Света», который якобы предрекали древние майя10. Существенно ограничив свое присутствие в медийной сфере, EZLN утрачивает рычаги воздействия на общественное мнение и возможность привлечь внимание к проблемам индейского населения. При этом, несмотря на нехватку средств и неофициальный статус автономных общин, сапатистам, по некоторым данным, удалось добиться определенных успехов в решении социальных проблем индейцев11. Власти штата связывают нерешенность ряда вопросов с тем, что сапатисты отказываются от получения государственных субсидий, при этом в целом ситуация в Чьяпасе, в том числе в несапатистских общинах, даже учитывая существенное увеличение бюджета на социальную сферу, остается тяжелой12.

Перспективы развития EZLN будут зависеть от двух ключевых факторов. Во-первых, от способности снова привлечь внимание международного сообщества и заручиться его поддержкой. Сделать это будет непросто, учитывая недавнее решение харизматичного субкоманданте Маркоса перестать быть лидером движения13. А во-вторых, от готовности сапатистов вернуться в публичную политическую жизнь Мексики, заключая тактические альянсы и ища сторонников внутри гражданского общества, а также активнее высказываясь по актуальным проблемам страны, таким как безопасность, реформа энергетики и системы образования.

Граффити на территории сапатистской общины Овен-тик, 2013 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 EZLN названа в честь национального героя Мексики, руководителя Освободительной армии юга страны в период Мексиканской революции 1910—1917 г. Эмилиано Сапаты (1879—1919). Под его руководством армия развернула борьбу против войск диктатора Порфирио Диаса.

2 Латинская Америка XX века: социальная антропология бедности. М., 2006, с. 239.

3 B.W e i n b e r g. Homage to Chiapas: The New Indigenous Struggles in México. Verso, 2002, p. 189.

4 См.: А.Л.Ч е р н ы ш е в. Борьба индейцев Мексики за землю и автономию. — Индейский мир перед вызовами XXI века. Сборник статей. М., 2011; О.Н.С о в а. Сапатисты XXI века: этапы, концепция и методы партизанской борьбы в Мексике. — Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2009, № 3, с. 179—183; Е.Л.К у л и н а. Антиглобализм. Сделано в Мексике. — Антиглобализм и глобальное управление: доклады, дискуссии, справочные материалы. М., 2006; А.Н.Б о р о в к о в. Чьяпас: потерянные возможности достижения мира. — Латинская Америка, 1998, № 4; Л.И.К о н д р а ш о в а. Штат Чьяпас. 1994 г. — Латинская Америка, 1998, № 11.

5 E.C l e a r y. Mobilizing Human Rights in Latin America. Kumarian Press, 2007, p. 53.

6 La pobreza en México, una evaluación de las condiciones, las tendencias y la estrategia del Gobierno. México, 2004, p. 30.

7 См.: R.D e b r a y. ¿Revolución en la revolución? La Habana, 1967; E.G u e v a r a. La Guerra de guerrillas. Ocean Sur, 2006.

8 Хунты хорошего правительства (Juntas de Buen Gobierno) были образованы в 2003 г. как альтернатива «плохим» — государственным — органам власти. Их основные принципы: подчиняться (ассамблее), а не править; представлять интересы народа; не принуждать народ к исполнению решений, а убеждать его и др.

9 W.A s s i e s, H.K r o l l. Gundermann. Movimientos indígenas y gobiernos locales en América Latina. Ocho Libros Editores, 2007, p. 220.

10 Se movilizan mas de 40 mil zapatistas en 5 municipios de Chiapas, 02.X.2014. — http://www.jornada.unam.mx/2012/12/22/politica/002n1pol

11 См. A.B u r g u e t e C a l y M a y o r. Una década de autonomías de facto en Chiapas (1994—2004): los límites. — Pueblos indígenas, estado y democracia. Buenos Aires, 2005.

12 Después de 17 años Chiapas sigue en la pobreza. 03.X.2014. — www.milenio.com/ negocios/Chiapas-coneval-p

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком