научная статья по теме A.A. БОГДАНОВ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Психология

Текст научной статьи на тему «A.A. БОГДАНОВ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 2, с. 104-105

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

A.A. БОГДАНОВ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия - Малиновский) родился 10 (22) августа 1873 г. в г. Соколка Гродненской губернии в семье учителя, по образованию он - врач-психиатр. А.А. Богданов - участник революционного движения в России (примыкал к большевистскому крылу российской социал-демократии с 1903 г.), избирался в состав социал-демократической фракции II Государственной Думы, участник первой русской революции. Известен как один из самых авторитетных российских философов-позитивистов начала XX века, писатель-фантаст, последователь К. Маркса в области социологии и политэкономии, один из лидеров общественной организации "Пролетарская культура", был в числе основателей "Социалистической академии", ученый-естествоиспытатель, организатор первого в России и в мире Института переливания крови в г. Москве (1926 г.). В 1928 г. он трагически погиб как участник рискованного опыта по переливанию крови.

А.А. Богданов известен также как автор философской концепции "эмпириомонизма" (19041906) и объект критики В.И. Ленина в его книге "Материализм и эмпириокритицизм" (1908 г.). Главный труд А.А. Богданова - "Всеобщая организационная наука (тектология)" (1913-1917; 1922; 1929; 1989). В настоящее время эта работа признана в качестве первого в истории мировой культуры систематического изложения идей теории систем (опередившая более чем на 20 лет работы Л. фон Берталанфи, а также Н. Винера).

Идеи А. Богданова нашли сегодня применение в философии культуры, искусствоведении, лингвистике, биологии, в управлении социо-техничес-кими, экономике, педагогике, синергетике, теории катастроф и в близких к ним науках. Творчеству А. Богданова (его тектологии в контексте истории развития организационных учений) была посвящена Международная конференция (Англия, Норвич, 1995; см. "Вопросы философии", 1995, № 8), а также Международная конференция "Тектология в XXI веке" (М.: РАГС, 2000). А.А. Богданов популярен в сети Интернет. С 1999 г. в Екатеринбурге действует Международный институт А. Богданова, с 1998 г. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова читается спецкурс, посвященный его творчеству. В 1999

г. в серии "Психологи отечества" изданы труды А.А. Богданова: "Познание с исторической точки зрения" (1901 г.) и "Наука об общественном познании" (1913 г.).

Идеи А.А. Богданова имеют важное значение для психологии: сюда можно отнести его небезуспешную попытку реализовать исторический метод К. Маркса в изучении развития психики в филогенезе; объяснение качественных особенностей проявлений общественного сознания людей на разных этапах человеческой истории; создание основ онтологической картины мира с опорой на единые - позитивистские критерии и методы познания; попытку рассматривать явления индивидуального и общественного сознания на основе организационной точки зрения и многое другое. Творчество А.А. Богданова должно стать объектом специальных исследований историков психологии, без этого невозможно полно и достоверно реконструировать истоки отечественной марксистской психологии.

Предлагаемая читателям статья А.А. Богданова "Собирание человека" была первой в серии из трех работ, опубликованных в московском журнале "Правда" в 1904 г. и затем вошедших в сборник "Новый мир" (1905 г.). В этой работе представлены основы его "Трудовой теории типологии культуры". Богдановская трудовая концепция порождения форм общественного сознания (и индивидуального сознания как его частного проявления) объясняет своеобразие психики новым организационным приспособлением, социальным по природе - речью. Типы мышления и познания в целом детерминированы способом организации коллективной трудовой деятельности. Эта теория не противоречит современной дея-тельностной теории психики и позволяет не только объяснять исторические феномены культурной жизни, но и ориентироваться в современных формах социального познания.

Литература о творческом наследии А.А. Богданова:

1. Кургунюк Ю.Г. "Материализм и эмпириокритицизм" и его критики // Вопросы философии. 1991. № 12.

2. Красный Гамлет. Опыт коллективного анализа творческого наследия Александра Богдано-

A.A. БОГДАНОВ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ва // Вестник Российской Академии наук. 1994. Т. 64. № 8.

3. Никитина H.H. Философия культуры русского позитивизма начала века: Учебник для вузов. М., 1994.

4. Носкова О.Г. А.А. Богданов и психологическая наука (к 125-летию со дня рождения) // Вест-

105

ник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1998. № 4; 1999. № 1.

5. Носкова О.Г. Тектология A.A. Богданова и прикладная психологи // Мир психологии. 1997. № 3.

В. Ä. Кольцова, О. Г. Носкова, МГУ, Москва

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 25 < 2 2004

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком