научная статья по теме А.А. ОРЛОВ. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА В ПРО- ЕКТАХ ВЕЧНОГО МИРА ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: МГГУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА, 2011, 142 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «А.А. ОРЛОВ. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА В ПРО- ЕКТАХ ВЕЧНОГО МИРА ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: МГГУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА, 2011, 142 С»

Ю.В. Кудрина показала, до какой степени Мария Федоровна стала центром притяжения русской эмиграции в Европе после революции и Гражданской войны, сколь значительным авторитетом вдовствующая императрица пользовалась в этой среде в 1920-1930-х годах. Особенно важно, что ее присутствие в Дании и ее позиция помогли спасти от передачи большевикам православный храм благоверного князя Александра Невского на Бредгаде, построенный в 1883 г. не только на государственные средства, но и на личные деньги российской императорской семьи.

Вместе с тем самое доброе и почтительное отношение к своей "героине" не вызвало у автора стремления сделать только лишь "парадный", "глянцевитый портрет". Из книги читатель в подробностях узнает, в чем заключалась разница вкусов и предпочтений Марии Федо-

ровны и ее мужа-императора, сколь значительное влияние оказывала она на сына Николая в период его царствования, а также о "конфликтной зоне" в ее отношениях с женой сына, императрицей Александрой Федоровной. В работе на документальной основе, показано резко отрицательное отношение Марии Федоровны к манифесту о принятии великим князем Кириллом Владимировичем императорского титула.

Можно констатировать: издание, осуществленное в серии "Жизнь замечательных людей", стало не только важным просветительским шагом в отношении истории дома Романовых, но и крупным вкладом в профессиональную историческую науку.

Д.М. Володихин, доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ

А.А. Орлов. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА В ПРОЕКТАХ "ВЕЧНОГО МИРА" ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011, 142 с.

Современный мировой политической кризис заставляет человечество искать возможности установления такого равновесия сил, при котором было бы сохранено единство государств без ущемления их прав и национальных особенностей. В данной связи важное значение приобретает опыт решения этой проблемы, накопленный в предыдущие исторические эпохи. Этой теме посвящено учебное пособие профессора кафедры зарубежной истории Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова д.и.н. А.А. Орлова. Автор поставил перед собой цель на основе анализа источников, опубликованных в сборнике "Трактаты о вечном мире" (СПб., 2003) показать процесс постепенного (с XV по начало XIX в.) накопления политических, юридических и идеологических представлений, определивших планы, решения и действия европейских политиков в первой половине XIX столетия (с. 7).

Учебное пособие состоит из семи тем. Каждая тема сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля знаний студентов. В конце учебного пособия приведен список источников и дополнительной литературы.

Первая тема посвящена отражению идеи "естественного права" в "Трактате об установлении мира в мире христианском", который был составлен по приказу чешского короля Иржи Подебрада в 1464 г. В отличие от других исследователей А.А. Орлов отказывает этому проекту в праве называться проектом "вечно-

го мира". Ценность "Трактата..." автор видит в другом. Данный документ был одним из первых, официально признавших необходимость замены устаревшего феодального права (права сильного) "естественным правом" (с. 20).

Во второй теме учебного пособия изложена концепция христианского единства знаменитого ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Эта концепция реконструирована при анализе трактата "Жалоба Мира" (1517 г.). Историк называет проект Эразма в целом утопичным и идеалистическим. Однако он обращает особое внимание на его мысль "о необходимости широкой общественной поддержки мудрых правителей, стремящихся всеми силами избежать войны" (с. 33).

Третья тема содержит анализ проблемы международной торговли как главного условия установления "вечного мира" в трактате Э. Крюсе "Новый Киней..." (1623 г.). В лице Крюсе А.А. Орлов видит представителя французской буржуазии, пытающегося привлечь внимание власти к решению важнейших проблем экономики Франции. Для автора трактат Крюсе интересен еще и редкой возможностью представить себе основные проблемы, начинавшие тревожить (а, значит, побуждать к поискам выхода из кризиса) европейское общество первой трети XVII в. (с. 50).

Четвертая тема посвящена оценке представлений одного из лидеров английских квакеров У. Пенна и лондонского юриста Дж. Бентама о справедливом мировом устройстве. Автор счи-

тает, что в трактате Пенна "Опыт о настоящем и будущем мире в Европе" (1693 г.) еще более зримо, чем в книге Крюсе, ощущается вступление на авансцену мировой истории новой силы - буржуазии. По мысли Пенна, объединение государств должно быть создано ради того, чтобы благо политического равновесия дало государям возможность заняться внутренними делами, обратив внимание на нужды и бедствия подданных (с. 64-65). На английской почве появилось и пацифистское сочинение Бентама "План всеобщего и вечного мира" (1789 г., 1-я публ. 1843 г.). Говоря о необходимости создания общеевропейского союза государств, Бентам, как считает А.А. Орлов, не предлагает ничего принципиально нового, однако интересно развитие им мысли о влиянии на "сильных мира сего" общественного мнения. Он предложил "сделать прессу главным и широко доступным рупором пацифизма". По мнению А.А. Орлова этот тезис является "важным вкладом Бентама в дело борьбы за создание объединенной Европы" (с. 68).

В пятой теме разобран "Проект вечного мира в Европе" (1713-1717 гг.) аббата де Сен-Пьера и приведена его критика, данная выдающимся просветителем Ж.Ж. Руссо. Сен-Пьер заявлял себя приверженцем теории "естественного права", когда говорил о том, что государство возникло в связи с желанием людей устранить частные войны. Но появление государства породило опасность всеобщих войн. Выход Сен-Пьер видел в усилении власти государя (с. 78). Его проект вызвал широкий общественный резонанс. Руссо в "Суждении о вечном мире" (1761, 1-я публ. 1782 г.) отметил, что Сен-Пьер доказал пользу такого проекта. Необходимо лишь наполнить умозрительные планы реальным содержанием. Государю, стремящемуся к миру, следует оставить мысль о внешних завоеваниях и обратиться к реформам в своем государстве. Цель реформ - создание социального слоя, заинтересованного не только в сохранении мира, но и в распространении этого состояния на другие страны (с. 90).

Шестая тема обращает внимание читателей на проблему разработки международного права, изложенную в сочинении знаменитого немецкого философа И. Канта "К вечному миру" (1795 г.). Здесь же проанализированы взгляды его соотечественника Ф. фон Генца. А.А. Орлов отмечает: проект Канта, при всем его идеализме, был новаторским. В нем развиты идеи международного федерализма и правового государства, указаны важные вехи на пути ре-

формирования общества. Ответом на проект Канта, сочетавшим мнение политика-теоретика и политика-практика, А.А. Орлов называет сочинение Генца "О вечном мире" (1800 г.). Проект Генца был более реалистичен, чем проект Канта, поскольку призывал к восстановлению на новой основе системы равновесия сил (с. 113).

Седьмая тема посвящена воздействию проектов "вечного мира" на российских авторов XVIII - начала XIX в. По оценке А.А. Орлова, подавляющее большинство отечественных сочинений о "вечном мире", появившихся в этот период, неизбежно и естественно были ответом на идеи западноевропейских мыслителей. Русское общественное мнение должно было выработать свое отношение к модернизацион-ным планам монархов, стремящихся направить развитие страны по европейскому пути. Западный опыт сначала усваивался, потом перерабатывался, и только после этого могло проявиться его критическое восприятие (с. 120).

Вывод автора следующий: постепенно в проектах "вечного мира" начинают доминировать три главные идеи: 1) необходимость соблюдения баланса сил; 2) создание международной организации и единого кодекса права; 3) деятельная поддержка усилий власти со стороны общественного мнения.

Однако автору можно задать вопрос: почему он, поставив перед собой цель обобщить опыт решения проблемы справедливого мирового порядка в проектах "вечного мира" периода Нового времени, ограничился лишь отдельными трактатами. На наш взгляд, необходимо было уделить внимание анализу хотя бы "Великого плана" французского короля Генриха IV Наваррского, на который ссылались в качестве образцового проекта "вечного мира" многие последующие мыслители и политики. Тем более что "Великий план" упоминается в тексте (с. 17).

В целом рассматриваемое учебное пособие является не только полезным изданием для обучения студентов гуманитарных вузов, но и ценным и интересным научным исследованием важной исторической, историко-психологичес-кой и философской проблемы прошлого европейских стран Нового времени.

А.М. Лотменцев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского государственного университета

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком