научная статья по теме А.Е. КРЫМСКИЙ КАК ЭТНОГРАФ ЛИВАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «А.Е. КРЫМСКИЙ КАК ЭТНОГРАФ ЛИВАНА»

Письмо... 1916 - Письмо А.Н. Липского в ответ на публикацию в № 43 // Газета "Алтай". 1916 г.

8 (21) марта. Рубрика "Письма в редакцию". Сагалаев 1992 - Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992 (Сер.: Страницы истории нашей Родины).

Садалова 2006 - Садалова Т.М. Загадки Шуну-батыра (Историко-фольклористическое исследование). Горно-Алтайск: Юч-Сюмер - Белуха, 2006. Словарь 1947 - Ойротско-русский словарь / Сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. М.: ОГИЗ, 1947. Тарасова 1985 - Тарасова А.И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. М., 1985. Телеутский фольклор 2004 - Телеутский фольклор / Сост. Д.А. Функ. М., 2004. Шерстова 2005 - Шерстова Л.И. Бурханизм в Горном Алтае // Этнографическое обозрение. 2005. № 4. С. 22-37.

Яновский 1981 - Яновский Н.Н. Александр Новоселов // Новосёлов А.Е. Беловодье. Повести, рассказы, очерки. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. С. 409-444.

E.P. Batyanova. Ethnographer Albert Lipsky in Altai: Pages of Biography

Keywords: Altai, Albert Lipsky, Russian Geographical Society, ethnography, field trips, Altaians, missionaries, legends, publications

The articles draws on archival sources to present little-known pages from the biography of Soviet ethnographer and archaeologist Albert Lipsky (Al'bert Lipskii). The author discusses Lipsky's student field trips to Altai in 1914-16, his interactions with local authorities, missionaries, and natives. The article presents the versions of historical legends of Altaians that were recorded during the 1915 trip and examines the first works published by Lipsky.

ЭО, 2014 г., № 2 © О.С. Лагунова

А.Е. КРЫМСКИЙ КАК ЭТНОГРАФ ЛИВАНА

Ключевые слова: А.Е. Крымский, этнография, фольклор, арабы, христиане, Ливан

Статья посвящена этнографическим материалам, которые содержатся в письмах из Ливана ученого А.Е. Крымского и включают в себя данные, раскрывающие особенности культуры и быта арабов-христиан. Корреспонденция ученого рассказывает о традиционном фольклоре, питании, жилище, одежде, средствах гигиены ливанцев, об их менталитете, воззрениях на семью, воспитание детей, об отношении к женщине, о межконфессиональных разногласиях с мусульманами. Особенное внимание уделяется малоисследованным в современной науке данным о народных праздниках, свадьбах и похоронах у православных арабов Ливана.

Любое государство, проводящее независимую внешнюю политику, развивает институты, которые способствуют его международным отношениям. Одним из важнейших внешнеполитических направлений для многих стран является Восток, поэтому в

Ольга Сергеевна Лагунова - аспирант кафедры этнологии и краеведения исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко; e-mail: lagunowa@ukr.net

ряде государств есть организации, которые занимаются ориенталистикой и изучают жизнь восточных народов. Яркий представитель российской и украинской науки профессор А.Е. Крымский (1871-1942) большую часть жизни посвятил научной и педагогической деятельности в Лазаревском институте восточных языков в Москве и внес большой вклад в развитие ориенталистики в Российской империи.

Писатель, ученый-востоковед, непременный секретарь Украинской академии наук (УАН) Агафангел Ефимович Крымский родился 15 января 1871 г. в г. Владимире-Волынском. В 1892 г. он окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве, в 1896 г. - историко-филологический факультет Московского университета, сдал магистерские экзамены в Лазаревском институте и принял предложение профессорского совета этого вуза готовить себя к профессорскому званию. Как магистрант института, он решил воспользоваться предлагаемой командировкой в Ливан (1896-1898), чтобы расширить свои знания о Востоке, глубже изучить арабский язык (Гурницький 1971: 17-20). Ученый часто писал письма своей семье на Украину, в которых рассказывал о жизни и быте арабов. Эти письма и сегодня являются ценным документальным источником.

В 1898-1918 гг. А.Е. Крымский работал преподавателем (с 1900 г. - профессором) Лазаревского института, в 1918-1921 гг. был профессором Киевского университета. Он - автор многих работ по истории и культуре народов Востока, а также трудов по грамматике украинского языка и славяноведению; являлся постоянным автором журнала "Этнографическое обозрение" (с 1892 по 1908 г. опубликовал 24 статьи) (Кримсь-кий 1972а: 12-14, 16, 18-19, 21, 23-25, 29, 40, 54). Одним из первых востоковедов в Российской империи А.Е. Крымский стал рассматривать историю Востока как часть всемирной истории. Также он был одним из организаторов в 1918 г. Украинской академии наук. Выпустил сборник "Повктки та есюзи з украшського життя" ("Повести и эскизы из украинской жизни", 1895), три книги стихов "Пальмове гшля" ("Пальмовая ветвь", 1901-1922), роман "Андрш Лаговський" ("Андрей Лаговский", 1905) и многие другие произведения. Труды А.Е. Крымского по истории и культуре стран Востока переведены на многие языки мира. Умер ученый 25 января 1942 г. в ссылке в Кустанае (Казахстан), куда попал по обвинению в антисоветской националистической деятельности. Дело против А.Е. Крымского прекращено в 1957 г., а в 1960 г. он был реабилитирован. В 1970 г. XVI сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО внесла его имя в список видающихся деятелей мира.

Научное и литературное наследие, оставленное А.Е. Крымским во время пребывания в Ливане, интересует многих исследователей. И.М. Смилянская в своей книге (Смилянская 1975) определила потенциал писем ученого как этнографических материалов. Ей удалось увидеть в письмах сезонные изменения в питании бейрутцев и патриархальные отношения между различными социальными слоями горожан, традиционный уклад и распорядок их жизни, важность пословицы в арабской традиционной мысли (Крымский 1975: 6, 9-11). Вопросами исследований востоковедческих работ, созданных ученым во время командировки в Ливан, занимались украинские востоковеды Н. Каймакан и О.Д. Василюк (Каймакан 2004; Василюк 2007). Интересна и уникальна в своем роде статья российского ученого А.В. Сарабьева "А.Е. Крымский: специфика научного познания Арабского Востока" (Сарабьев 2010). Автор статьи исследовал проблему научного познания через призму этнических стереотипов на примере А.Е. Крымского. В этом контексте он выделил как общие процессы формирования научного опыта во время непосредственного общения востоковедов с предметом исследования - восточным обществом, так и отдельные, присущие только Агафангелу Ефимовичу, черты восприятия ливанского народа.

Проявлением политических интересов Российской империи на Ближнем Востоке стало возникновение, по словам И.Ю. Крачковского (1883-1951) и И.М. Смилян-ской, "неакадемического", или "военного востоковедения" (Смилянская 1991: 5, 171).

Оно включало в себя литературные произведения - воспоминания о пребывании на этих землях российских путешественников, а также служебные отчеты, консульские рапорты и военно-топографические описания, составленные русскими служащими, которые выполняли представительские миссии в Ливане. Яркими представителями этого направления были востоковед О.И. Сенковский (1800-1858) ("Воспоминания о Сирии", 1834), неизвестный русский путешественник под псевдонимом Н., который оставил свое произведение "Путевые заметки о Сирии и Палестине 1844-1847", одесский врач А.А. Рафалович (1816-1851) ("Записки русского врача, отправленного на Восток", 1847), российский консул в Бейруте К.М. Базили (1809-1884) и офицер П.П. Львов (1802-?) (Там же: 5). В своих служебных или путевых заметках они касались экономико-политических вопросов или поверхностно передавали случайные впечатления (Там же: 31-45).

Многие ученые в ХХ-ХХ1 вв., например Ж. Велерс и Н.И. Кирей, исследовали лишь традиции арабов-мусульман (Велерс 1952; Кирей 1996), а обычаям православных арабов-христиан, наоборот, посвящено очень мало работ. Известные автору статьи касались в основном проблем христианской церкви на Востоке (Велерс 1952: 98-99, 101-107; Войницкий 2004), арабской христианской диаспоры на Западе (Сарабьев 2007) или воспитания детей (Родионов 1983: 4-22). Но не было этнографических исследований жизни православных арабов, описания их быта, культуры и праздников. Именно рассмотрению данных аспектов в целом массиве корреспонденции А.Е. Крымского посвящена эта работа.

Понимая важность своих научных наблюдений, ученый просил сестру Марию Ефимовну Крымскую (1863-1951) и отца Ефима Степановича (1839-1915) сохранить его письма, которые он планировал опубликовать как часть востоковедческой работы (Кримський 1973: 42; Крымский 1975: 49-50, 177). Эти наблюдения нашли свое место лишь при написании статьи "Листи з Сирй" ("Письма из Сирии") (Кримський 1897) и частично при составлении книги "История новой арабской литературы" (Москва, 1971). В Институте рукописей в Национальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского, где хранится архив А.Е. Крымского, можно увидеть письма ученого, написанные из Ливана. Они были исправлены А.Е. Крымским и помещены в черновики для написания этнографическо-фольклорного труда "Материалы для изучения языка и этнографии Сирии". Он не успел закончить это произведение, потому что начал работать над ним в 1930-х гг. ХХ в., незадолго до ссылки в Казахстан. Сюжет написанного во время поездки в Ливан цикла художественных произведений "Бейрутсью оповщання" ("Бейрутские рассказы", Львов, 1906) часто перекликается с его письмами, поэтому это художественное произведение можно полностью считать продолжением писем А.Е. Крымского (Кримський 1972б: 528-600, 617-618).

В своих исследованиях ученый использовал из всех этнографических методов лишь метод личного наблюдения, без анкет и другой подготовительной базы этнографической работы. Командировка помогла ему углубить свои знания об арабской филологии, а письма носили частный характер (Крымский 1975: 48). Кроме того, проживая в кругу информантов почти два года, он имел возможность вжиться в их общество, понять их мировоззрение, хотя и с оглядкой на свои панъевропейские убеждения.

Большинство писем А.Е. Крымского с Востока были опубликованы в 1973 г. Академией наук УССР во второй книге пятитомного сборника "Т

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком