А.Ф.Котс
и идеологический музей
К.Г.Михайлов,
кандидат биологических наук Зоологический музей МГУ им.М.ВЛомоносова Москва
£ $
^ $ $
Судя по всему, люди, фанатично преданные одной идее и положившие жизнь для достижения одной цели, — пережиток революционного времени начала XX в. Александр Федорович Котс (1880—1964) посвятил свою жизнь созданию и развитию знаменитого Дарвиновского музея в Москве. Идеям «профессора-общественника» Котса несказанно повезло — они, слегка трансформировавшись, пришлись ко времени и во многом удовлетворили идеологические потребности советской власти в области биологической науки, ведь дарвинизм всегда пользовался поддержкой марксизма-ленинизма. Хотя исходно при организации музея речь шла не только о Дарвине... Но об этом ниже.
Первые два тома собрания сочинений, заботливо изданные Государственным Дарвиновским музеем, посвящены специфике музейного дела и истории создания музея. Эти работы публикуются впервые. Научное и музееведческое наследие Александра Федоровича велико, ожидается издание еще нескольких томов собрания его сочинений.
Во втором томе, с которого рекомендую начинать чтение, представлена биография Котса на фоне ранней истории музея. Издание дополнено его работами о задачах и проблемах, вставших перед музеем в годы после Великой Отечественной войны.
Подобно множеству представителей тогдашней революци-
© Михайлов К.Г., 2015
яте • ■: 1 •>'(-
Департлмент культуры города Москвы
Гос УМ ретвс 1Ш ый Д арвшюпс хнй муасй
-КЛАССИКИ музейного дела-
Д*ЛЩрТ»Ы*«т культуры город» Мрскяы ГосударетьгвныЛ Дарвиновский музей
-КЛАССИКИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА-
А.Ф.КОТС
(1880—1961) ■ Собрание сочинений —
Массовый музей и массовый зритель
Котс А.Ф. Собрание сочинений. Т. 1: Массовый музей и массовый зритель. Сер. «Классики музейного дела».
М.: Государственный Дарвиновский музей, 2013. 217 с.
онной интеллигенции, молодой Александр Котс ценил красоту идей выше красоты природы. Все его помыслы были обращены к музею нового типа, музею идеологическому, который позднее получил название Дарвиновского. Две большие зарубежные поездки 1905 и 1913 гг. показали полное отсутствие аналогичных музеев в Европе. Там процветали в первую очередь музеи систематической и региональной направленности. Идея и структура будущего музея бы-
А.Ф.КОТС
(1880-1964)
-— Собрание сочинений-
том 2
История создания Государственного Дарвиновского музея
Котс А.Ф. Собрание сочинений. Т.2: История создания Государственного Дарвиновского музея. Сер. «Классики музейного дела».
М.: Государственный Дарвиновский музей, 2014.304 с.
ли тщательно продуманы Кот-сом, об этом подробно написано в текстах, размещенных в изданных томах. Все немалые заработки в дореволюционные годы от преподавательской и коммерческой деятельности Александра Федоровича (выделка чучел в фирме безвременно скончавшегося Ф.К.Лоренца) были направлены на сбор и покупку зоологических экспонатов. Едва ли создание музея было возможно без помощи друзей-единомышленников: увлеченной на-
^ укой и только наукой жены Н.Н.Ладыгиной-Котс, таксидермиста В.Е.Федулова, чуть позже ^ присоединившегося к ним знаменитого художника-анималис-^ та В.А.Ватагина. 3 В 1913 г. Московские высшие ^ женские курсы (позднее Московский государственный педагогический институт им.В.И.Ле-нина, ныне Московский педагогический государственный университет) предоставили для музея, посвященного эволюционной идее, небольшое помещение на Девичьем Поле (неподалеку от Новодевичьего монастыря). И если первые десятилетия его существования еще можно было говорить, что он там размещался, то в последние годы перед переездом музей буквально ютился из-за постоянного роста числа экспонатов. Отсчет музейной истории официально принято вести чуть ранее, с 1907 г., когда Котс передал собранные им коллекции животных, в основном чучела птиц. Эти материалы первоначально хранились в зоологическом кабинете курсов.
Между тем музей был ориентирован именно на массового посетителя и, конечно, нуждался в большем помещении. Александр Федорович красочно и подробно описывает свои «хождения по инстанциям» как в дореволюционное время, так и при советской власти — в поисках средств для расширения музея. К сожалению, все эти старания закончились ничем: богачи-промышленники отказали в помощи в 1910-х годах, а советская бюрократия, несмотря на поддержку высшего партийного руководства, загубила проекты нового здания музея гораздо позднее, уже в 1950—1960-х годах.
Но музей работал и развивался. Через него проходил огромный поток экскурсантов, особенно в советские годы. Множество экскурсий и выездных лекций провел лично Котс. А рассказывал он блестяще, о чем свидетельствуют многочисленные письма и отзывы-
благодарности. И это несмотря на то, что идея дарвинизма не столь интересна и доступна для широких масс, как, например, история революции и Великой Отечественной войны, собрание картин Третьяковской галереи или мемориальные дома-усадьбы Л.Н.Толстого и других великих писателей. По количеству посетителей и экскурсантов в советское время относительно компактный музей был вполне сравним с «большими» московскими музеями.
Вот характерные заглавия разделов первого тома: «О музеях как лабораториях по изучению культмассовой работы», «Кто такой массовый зритель?», «Что такое массовый музейный экспонат?», «Вещь — этикетка. Слово — образ». Котс выделял несколько типов музеев, в первую очередь учебные и научно-исследовательские, ориентированные соответственно на студентов/школьников и на знатоков/любителей. Одна из главнейших задач новых музеев массового типа — «приобщение к научным знаниям... обязательно в живой, манящей, увлекательной общепонятной форме, без снижения научности даваемых сведений» (т.1, с.22). Это касается и экскурсионной деятельности, и улучшения (направленного на работу с одиночными посетителями) экспонатов, а также внешнего вида и содержания этикеток. Массовый посетитель не хочет скучать и уставать в музее, он желает осмотреть его в один прием, мало или ничего не знает по тематике музея, воспринимает экспонаты в меру их эмоционального воздействия. Поэтому для идеологического музея важны лаконичность и стройная логика экспозиции, эстетика (т.е. внешняя художественность формы), неизбежна борьба на два фронта — с академизмом и с вульгаризацией науки (эле-ментаризмом, в терминах Кот-са). Экспозиция — это синтез науки и искусств. Необходимы предельная ее доступность, ши-
рота тематики и творческая новизна показа. А «...высшей формой экспозиции является лишь та, которая по отношению к каждому объекту, по осмотре каждой залы и всего музея в целом, ясно, четко, властно отвечает на вопрос: "Какой же будет [из этого. — К.М.] вывод?"» (т.1, с. 133). Трудно вообразить себе всю сложность поставленной задачи. Поэтому «.создание подлинных музеев — дело личного призвания и творческого пафоса их основателей» (т.1, с.162). Эти слова полностью приложимы и к самому Александру Федоровичу!
Тексты первого тома, написанные в 1950-х годах, несомненно, опередили свое время. Жаль, что они не увидели свет при жизни автора. Хотя, надо признать, прежний массовый посетитель музеев ныне почти исчез. Нет характерных для раннего советского периода экскурсий — слушателей ли курсов ОГПУ или школы служебного собаководства, либо красноармейцев или рабочих пушно-мехо-вого холодильника с семьями, и т.д. и т.п. Судя по всему, «массовыми» остались только школьники и выездные выставки.
То ли по соображениям самоцензуры, то ли искренне переменив точку зрения, Александр Федорович не указал, что в дореволюционное время его музей был посвящен не только Ч.Дарвину, но и И.-В.Гёте. При входе в музей стояли бюсты именно этих двух великих ученых. А эволюционное учение Гёте неотделимо от фигуры Рудольфа Штейнера и антропософии (фактически запрещенной в сталинские времена). Во время зарубежной поездки 1913 г. Котс слушал лекции Штейнера, познакомился с ним лично и получил фотографию с дарственной надписью. Вата-гин изготовил, среди прочих, бюст Штейнера (фотография представлена на одном из антропософских интернет-сайтов), который, похоже, был уничтожен позднее (уже в 1930-х годах) при окончательном переходе
88
ПРИРОДА
№3
2 0 15
музея «в дарвинизм». По другой версии, бюст был переатрибутирован (например, как «Энгельс в молодости», или приписан кому-то из биологов) и таким образом спасен. Ватагин также создал два больших панно — «Ле-мурия» и «Атлантида», которые соответствуют этапам истории жизни на Земле по Штейнеру, но полностью отрицаются современной наукой. Эти панно до сих пор хранятся где-то в запасниках музея. Более того, Котс назвал своего сына Рудольфом в честь Штейнера и сделал это уже в 1920-х годах, а в эти времена увлечение антропософией уже не приветствовалось. Когда именно музей стал окончательно Дарвиновским — из текстов изданных томов понять невозможно, но, скорее всего, в самом конце 1920-х годов, в эпоху «великого перелома», когда больше-
вики добрались до реформы российской системы науки и образования.
Язык всех текстов Александра Федоровича превосходен и приятно старомоден. Редакторы-составители позаботились о богатом иллюстративном материале — в основном это фотографии из архива музея. Тексты тщательно вычитаны, количество ошибок и опечаток минимально. Остается только сожалеть о полном отсутствии справочного аппарата, столь необходимого для мемориально-исторических книг, а также о крайне малом числе сносок и комментариев. Не помешал бы и именной указатель, особенно во втором томе. Тираж в 500 экземпляров также совершенно недостаточен для широкого распространения этого во многих отношениях замечательно-
го издания, тем более что оно не поступило в розничную продажу в книжные магазины.
Новое здание музея, построенное на ул. Вавилова уже в 1990-х годах в духе идей Котса, мало напоминает старые тесные залы на Пироговке. Многочисленных посетителей — москвичей и гостей столицы — сегодня привлекает скорее не собственно дарвинизм, а богатые коллекции, постоянно обновляемые интересные и разнообразные выставки, современные приемы работы и, безусло
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.