научная статья по теме А. ХАНИОТИС. ВОЙНА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО А.В. МАХЛАЮКА. НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР О.Л. ГАБЕЛКО. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2013. 432 С., ИЛ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «А. ХАНИОТИС. ВОЙНА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО А.В. МАХЛАЮКА. НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР О.Л. ГАБЕЛКО. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2013. 432 С., ИЛ»

© 2015 г.

Вестник древней истории 2015, № 1, 216-223

А. ХАНИОТИС. Война в эллинистическом мире. Социальная и культурная история. Перевод с английского А.В. Махлаюка. Научный редактор О.Л. Га-белко. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2013. 432 с., ил.

Библиотека русскоязычных изданий по истории античности пополнилась переводом одной из самых примечательных книг по истории эллинизма, написанных в последнее десятилетие. Ее автором является Ангелос Ханиотис, выдающийся исследователь древнегреческой истории и первоклассный эпиграфист. «Война в эллинистическом мире»1 - пока самая известная работа Ханиотиса. В книге речь идет о социальных и культурных аспектах эллинистической истории, так или иначе связанных с войной и военным делом. Специфика содержания рецензируемой работы состоит не только в том, что автор намеренно оставляет без рассмотрения традиционные вопросы, поднимаемые в книгах по военной истории (вооружение, состав армий, способы ведения военных действий и т.д.), но и в том, что в центре внимания А. Ханиотиса находятся не столько эллинистические монархии - главные участники войн того времени, сколько греческие полисы эллинистического мира.

Такой ракурс позволяет автору осветить малоизвестные для широкого читателя стороны эллинистических войн, обнаружить многочисленные проявления преемственности в военных и связанных с войной традициях, которые сохранялись в греческих городах, и в то же время показать, как новые явления, свойственные эллинизму, изменяли жизнь полиса. Своеобразием отличается и тот круг источников, на которые опирается А. Ханиотис. Будучи замечательным специалистом в области эпиграфики, автор выводит на первый план материал, содержащийся не в литературных источниках, а в надписях. Заметная часть фактов, приводимых в книге, почерпнута в надписях Крита, непревзойденным знатоком которых является А. Ханиотис2.

В главе I «Война везде и всюду» А. Ханиотис приводит многочисленные факты, свидетельствующие о первостепенном значении войны и военного дела в жизни населения эллинистического мира, который и сам возник в результате военных конфликтов. Основная часть главы - раздел «Многочисленность войн» - содержит полный и довольно впечатляющий перечень больших и малых военных конфликтов в истории Македонии, Афин, Родоса и Крита в эллинистическое время.

Глава II посвящена рассмотрению нескольких взаимосвязанных аспектов темы «Война и полис». И в эллинистическое время греческие города сохранили привилегию самостоятельно вести войну, в большинстве городов основу армии составляло гражданское ополчение, зримым подтверждением свободы полиса оставались городские стены и крепости в сельской округе. В то же время известные социальные процессы эллинистического периода обусловили особо значимую роль местной элиты в деле защиты родного города. На страницах этой главы перед нами предстает целая галерея портретов выдающихся граждан различных полисов, удостоенных почетных декретов. Все они так или иначе обеспечивали защиту города от врагов: организовывали сбор ополченцев, умело командовали военными отрядами, обеспечивали подвоз продовольствия и снаряжения, участвовали в финансировании строительства стен и покрытии других оборонных расходов. А. Ханиотис выделяет в этой связи две тенденции, характерные именно для эллинистического времени: во-первых, необычайно возросшее значение частных благодетелей (эвергетов) в организации военных усилий полисов3, а во-вторых, превращение военного и политического лидерства в наследственное достояние отдельных семей полисной элиты.

Глава III под названием «Возраст войны: сражающаяся молодежь» начинается с нескольких интересных наблюдений, свидетельствующих о конфликте поколений в ряде городов эллинистического времени. В каждом из приведенных примеров молодежь была настроена воинственно по отношению к внешнему противнику, в то время как старшие по возрасту граждане склонялись к мирному решению конфликта. Более агрессивное настроение юношей, полагает А. Ханиотис, можно объяснить не только особенностями возрастной психологии, но и направленностью того воспитания, которое получили юные граждане. Древние традиции эфебии, т.е. военного обучения юношей (обычно в

1 СЬашоЙБ 2005.

2 Его перу принадлежат две монографии (СИатойБ 1996; 2004) и большое количество статей, посвященных Криту и критской эпиграфике.

3 К примерам, приведенным в данной главе, редактору русского перевода, возможно, стоило бы добавить упоминание об ольвийском Протогене. А. Ханиотис позднее цитирует декрет в его честь, но уже в несколько ином контексте (с. 253).

возрасте 18-20 лет), продолжали существовать и даже искусственно возрождались во многих эллинистических городах, а превращение сообществ эфебов в элитные военно-спортивные клубы для богатой молодежи вовсе не являлось повсеместной тенденцией.

А. Ханиотис особо подчеркивает большое воспитательное значение разнообразных ритуалов, в которых должны были участвовать эфебы, а именно - процессий, жертвоприношений, принесения присяги. Некоторые из ритуалов, как считает автор, прямо восходят к древнейшим обрядам, фиксирующим переход юношей во взрослое состояние. Одни из приведенных им свидетельств вполне согласуются с таким мнением (критские обряды, напоминающие обычаи «мужских домов»), другие (рассказ о путешествии афинских эфебов в Ороп - с. 94) представляются по меньшей мере спорными в качестве подтверждения континуитета ритуалов.

Книга о войне в эллинистическом мире, конечно, не могла обойтись без главы, посвященной типичной для того времени фигуре царя-военачальника (глава IV «Царь в действии: война и идеология эллинистической монархии»). Наряду с рассмотрением традиционных аспектов данной темы (тесная связь между военными успехами и устойчивостью царской власти, отношения между царем и армией, царем и военачальниками, обожествление царя-защитника), которое приводит автора к столь же традиционным выводам, А. Ханиотис поднимает и некоторые вопросы более узкого характера, соответствующие общей направленности его книги. Заслуживает внимания подборка фактов, иллюстрирующая тезис автора, согласно которому военное сотрудничество царя и полисов в целом подчинялось принципу do ut des: поставки вооружения, помощь в обороне города, финансирование фортификационных работ осуществлялись царем в обмен на почести и военно-политическую поддержку. Столь же прагматичные мотивы имела и прославляемая в надписях миротворческая деятельность эллинистических монархов, которые защищали города от врагов и улаживали конфликты между полисами, преследуя при этом собственные интересы.

Самой разнообразной информацией насыщена глава V «Война как профессия: командиры, конструкторы, врачи, инженеры». Основная ее часть посвящена различным сторонам жизни и службы профессиональных военных, преимущественно наемников. Здесь автор постоянно пользуется материалом фундаментального исследования М. Лонэя4, особенно тех глав II тома этой книги («Армия и население», «О социальном положении солдата», «Ассоциации солдат»), где речь идет о социальных вопросах, однако выделяет и рассматривает целый ряд сюжетов, которым М. Лонэй не уделил достаточного внимания. К последним относятся, в частности, вопросы о судьбе сирот - детей погибших наемников, о культе дисциплины в эллинистических армиях, о военных врачах и некоторые другие.

Глава VI «Гендер войны: маскулинные воины, беззащитные женщины и прочее» содержит несколько очерков, каждый из которых посвящен той или иной роли женщин (мужчинам посвящено всего две страницы) в военное время. Речь идет и о женах и дочерях солдат-наемников, которые либо сопровождали войско в обозе, либо вели хозяйство в военных поселениях, пока воины несли службу, и о жительницах городов, которые, подобно троянкам, наблюдали с высоты стен за ходом сражения, а затем прославляли отличившихся бойцов, и о тех женщинах, которые принимали посильное участие в защите родного города, помогая мужчинам своим трудом и денежными взносами в строительстве стен, копании рвов, подготовке вооружения, швыряя во врагов куски черепицы с крыш своих домов. Тем не менее автор подчеркивает, что в эллинистическом мире традиция предписывала женщинам лишь пассивное поведение во время военных действий. Если мужчин, павших на поле боя, помнили и прославляли, то погибшие и уведенные в рабство врагами женщины оставались безымянными жертвами, и об их трагической судьбе почти ничего не говорится ни в государственных документах, ни в эпитафиях, ни в исторических сочинениях той эпохи.

Одна из наиболее объемных и важных по значению глав посвящена экономической стороне военного дела - это глава VII «Стоимость и прибыль войны: экономические аспекты эллинистического военного дела». Касаясь темы военных расходов эллинистических государств, А. Ханиотис вновь ведет речь о полисах и приходит к выводу, что разнообразные и дорогостоящие расходы на военные цели не могли быть покрыты регулярными поступлениями в полисную казну, отчего обычной практикой стало взимание чрезвычайных налогов и сбор средств по подписке. Но даже этих средств подчас не хватало, так что эллинистические города оказывались в растущей финансовой зависимости от местных благотворителей, царей и заимодавцев. Впрочем, война приносила не только потери, но и доходы. Полисы затевали конфликты с соседями ради обладания плодородными участками, пастбищами, строительным лесом, каменоломнями и даже местами, удобными для рыбной ловли. Эта «экономическая экспансия» (с. 204) дополнялась грабительскими набегами, которыми славились критяне, этолийцы, киликийцы и жители некоторых других районов, причем, с точки зрения А. Ха-ниотиса, собственно войну от пиратских экспедиций «отделяет очень тонкая грань (если она вообще

4 Launey 1987. В главе насчитывается около трех десятков ссылок на эту работу.

существует)» (с. 209). Кроме пиратов, были и другие категории людей, извлекавших выгоду из вооруженных конфликтов: наемники, работорговцы, оружейники и некоторые другие. Война приводила к постоянному перераспределению материальных благ и людских ресурсов, но в целом поддерживался неки

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком