научная статья по теме А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И В.И. ВЕРНАДСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И В.И. ВЕРНАДСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО»

В.Ю. Афиани

55

ВИТАЛЛИЙ ЮРЬЕВИЧ АФИАНИ

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой археографии ИАИ РГГУ, директор Архива РАН

(Москва)

Тел.: (812) 534-28-28; Е-mail: academ_archive@mail.ru В статье содержится анализ биографий и научного творчества В.И. Вернадского и А.С. Лаппо-Данилевского. Выявляются совпадения, в том числе в стремлении к широким обобщениям, созданию фундаментальных трудов, связанные с различными факторами, включая происхождение, образование и принадлежность к петербургской научной школе.

Ключевые слова: В.И. Вернадский, А.С. Лаппо-Данилевский, биография, научное творчество, генерализация прошлого, сравнительное исследование, Архив РАН.

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ: СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО

В этом году мы отмечаем два юбилея - 150 лет со дня рождения В.И. Вернадского и А.С. Лаппо-Данилевского. Один - гений XX столетия, ученый-энциклопедист, предложивший новый взгляд на историю и будущее развитие человечества, Земли и Вселенной, другой - выдающийся историк и мыслитель, внесший огромный вклад не только в исследование истории России, особенно XVII-XVIII вв., в источниковедение и археографию, но и в методологию истории. Казалось бы, их пути сильно расходились.

А между тем в их биографиях и в научном творчестве обнаруживается немало общего.

Кажется, первым на это обратил внимание А.И. Кли-банов, доктор исторических наук, сотрудник Института истории СССР. В послесловии в первому изданию в 1990 г. первой части труда А.С. Лаппо-Данилевского -«Истории политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики», он писал, что «идея антропокосмическая», которую развивал Лаппо-Данилевский, вызывает «ассоциации с понятием ноосферы, разрабатывавшимся в трудах В.И. Вернадского»1.

Более обстоятельно говорил об этих сближениях мой учитель С.О. Шмидт, член оргкомитета нашей конференции, к огромному сожалению, ушедший в этом году. В выступлении на заседании Археографической комиссии в 1994 г., посвященной Лаппо-Данилевскому, он утверждал, что в процессе изучения взглядов ученого «перед нами могут раскрыться едва ли не планетарные масштабы личности ученого и осмысливаемого им, допускающие сравнение с жизнью и творчеством его великого сверстника (историк старше его на полтора месяца) и близкого знакомого -естествоиспытателя и философа академика Владимира Ивановича Вернадского...». С.О. Шмидт отмечал и близость общественно-политических «воззрений», и «особую чуткость восприятия происходящего в обществе, и ощущение долга ученого и гражданина не оставаться в стороне от общественной жизни и четко выражать свои позиции и публично», «глубокую преданность своим научным изысканиям», долгу ученого перед страной, жизнь «в постоянном напряжении ищущей исследовательской мысли», талант организаторов науки», патриотизм и их признание за рубежом, принадлежность «к самой избранной элите ученых». С.О. Шмидт также говорил, что «творчество обоих ученых характеризуется и, так сказать, методическим интересом к наукам и не своего спектра <...>. Оба прославились созданием новых направлений, отраслей в конкретных сферах научного знания, новых прикладных научных методик и в то же время новизной широкого философского осмысления проблем <. >. И в судьбе сотворенного ими, в восприятии этого тоже много общего - сделанное обоими учеными в конкретных областях науки было очень скоро признано и высоко оценено, а великие откровения их в сфере философии, миропознания отнюдь не сразу должным образом поняты»2.

В том выступлении на заседании Археографической комиссии РАН С.О. Шмидт фактически наметил своего рода программу дальнейших сравнительных исследований жизни и деятельности двух ученых.

Чем больше углубляются исследователи в биографии двух ученых, тем больше открывается общего. Во-первых, оба они имеют украинские корни, причем в одной и той же

Екатеринославской губернии, хотя Вернадский и родился в Санкт-Петербурге. Более того, между Вернадским и Лаппо-Данилевским, по утверждению некоторых специалистов, имеется отдаленное родство. Для обоих было очень значимо домашнее образование. Стремясь овладеть мировыми знаниями, они овладели несколькими европейскими языками. Оба окончили Петербургский университет. Учителями у них были выдающиеся ученые своего времени. Они учились на разных факультетах, и очевидно, что будущие ученые познакомились на заседаниях Студенческого научно-литературного общества, членом которого был В.И. Вернадский, а Лаппо-Данилевский стал секретарем общества, кстати сказать, после Александра Ульянова.

У ученых были близкие общественно-политические взгляды. Вернадский был одним из организаторов партии конституционных демократов и входил в ее руководство. Лаппо-Данилевский также придерживался либеральных вглядов и был членом той же партии. Оба избирались в Государственный совет.

Но были и различия, например, в характерах. Здесь уже упоминалось об отзывах современников о непростом характере Лаппо-Данилевского. «Он был трудный человек, - писал И.М. Гревс, - сам тяжело подходил [к людям] и к нему подойти было нелегко». Но «кто умел его понять и почувствовать, тот проникался к нему настоящим уважением и симпатией, стремился сблизиться, наслаждался общением»3.

Так вот, В.И. Вернадский был именно из тех людей. И мы можем с уверенностью сказать, что их связывали дружеские отношения еще с университетской скамьи. Тому немало документальных подтверждений. В обширной переписке ученого с супругой Н.В. Вернадской, хранящейся в Архиве РАН, (которая опубликована за 1886-1904-е гг.), нередки упоминания о встречах с «Лаппой», как по-студенчески называл его В.И. Вернадский4. В фонде В.И. Вернадского сохранилось также 23 открытки и письма Лаппо-Данилевского за 1900-1913 гг.5 Первые открытки связаны с подготовкой Вернадским работ о М.В. Ломоносове. Лаппо-Данилевский подбирает литературу в библиотеках Санкт-Петербурга, пересылает Вернадскому нужные книги, сообщает сведения, которые могут пригодиться в исследовании.

Другая тема переписки - выборы в Государственный совет и в Государственную думу. В апреле 1905 г. Лаппо-Данилевский пишет: «Как ни тяжело думать сейчас о выборах в Госуд. Совет, приходится заботиться о том, чтобы исход их был возможно более благоприятным для предстоящей деятельности Госуд. Думы, а потому А.А. Шахматов и я обращаемся к Вам со следующей просьбою: убедительно просим Вас и Ваших товарищей (В.О. Ключевского и проф. Алексеева) приехать сюда 8 апреля (10-го предполагаются выборы) и вечером того же дня пожаловать на квартиру к Андрею Сергеевичу Фаминцину для того, чтобы предварительно сговориться относительно выборов».

Очень эмоционально его письмо от 16 февраля 1911 г., посвященое уходу Вернадского вместе с другими профессорами из Московского университета, в знак протеста против реформ министра Кассо. Лаппо-Данилевский пишет: «Вчера я узнал из газет, что Ваша отставка принята: тяжело думать, что Университет лишился Вас и что Вы должны будете, под давлением произвола, бросить дело,

56

А.С. Лаппо-Данилевский и его эпоха

которому Вы служили четверть века, тяжело думать о том, как непрочна наша "культура", как она легко теряет почву под ногами и сменяется одичанием; как оно поощряется и насаждается во имя государственных целей, как политики руководствуются мотивами, между которыми гнев и месть играют не последнюю роль <...>; тяжело писать и о многом другом, что невольно приходит в голову <...>. Трудно примириться с мыслью, что Вы совсем покинули профессуру, хотя надежд на лучшее мало.

Простите за отрывочность этого письма. Просто хотелось сказать Вам о грусти и горечи, с которой я думаю о том, что произошло с Вами; да и не я один, конечно, так думаю; но от раздражительных дум до единства действий далеко».

В другом, обстоятельном, недатированном письме Лаппо-Данилевский размышляет о проблемах всеобщего образования и особенностях подходах к этому в Западной Европе и в России. Обычно письма и открытки он подписывал полностью, но здесь только «Лаппа».

Не только переписка с А.С. Лаппо-Данилевским заканчивается 1913 г., но и последнее упоминание А.С. Лаппо-Данилевского в переписке В.И. Вернадского с женой, также датировано l9l3 г., но их общение, конечно, на этом не закончилось. В.И. Вернадский о своем университетском друге не раз вспоминал и после его смерти.

В большинстве этих писем, за некоторыми исключениями, мы мало найдем упоминаний об обсуждении научных замыслов, работ друг друга. Но это еще не значит, что такого обмена между ними не было. В письме от 3 июня 1894 г. Вернадский писал: «Мне иногда даже как-то любопытно подвергать свое и чужое суждение критике <...»>, упоминая о споре с «Лаппой» «по вопросу об эндонимиче-ских браках (браках между близкими родственниками)»6. В дневниковой записи Вернадский в 1920 г., записывая впечатления от книги Ландовской о средневековой музыке и вспоминая о ее концертах в Москве, пишет о своем интересе к изучению истории музыки в России в XVIII в.: «В Петрограде в Академии мне не удалось этого сделать; говорили с Сергеем [Ольденбургом] и с Лаппой»7. Но самое интересное упоминание о более тесном, творческом общении двух ученых нашлось в переписке 1930-х гг. 17 июня 1936 г. Вернадский писал своему ученику Б.Л. Личкову: «Мои познания по логике не очень велики. В молодости я, конечно, читал Милля, потом когда-то имел разговоры с Лаппо-Данилевским, для меня интересные»8.

Оба ученых принадлежали к петербургской научной школе, для которой, как отмечают специалисты, характерно стремление к синтезу российских и западноевропейских традиций, опыта.

В.И. Вернадский с юности интересовался историей, профессионально занимался историей науки (эта тема стала для них с Лаппо-Данилевским общим полем научных исследований), а А.С. Лаппо-Данилевский - естественными науками. В «Методологии истории» Лаппо-Данилевский обосновывал само значение рефлексии в историческом познании, ссылаясь на разработку методологических проблем в математике, физике, химии, других отраслях естествознания9.

И всем этим, вероятно, следует объяснять те точки сопр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком