научная статья по теме АФОРИЗМЫ ДОСТОЕВСКОГО Языкознание

Текст научной статьи на тему «АФОРИЗМЫ ДОСТОЕВСКОГО»

Афоризмы Достоевского

© И. В. РУЖИЦКИЙ, кандидат филологических наук

В статье рассматриваются афоризмы Ф.М. Достоевского как отражение его языковой личности. Выделяются свойства и функции афоризмов, предлагается их классификация, основанная на наблюдениях над функционированием наиболее значимых для идиостиля писателя лексем.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, языковая личность, афоризм, свойства и функции афоризма, классификация афоризмов.

Под афоризмом мы будем понимать разновидность генерализованного высказывания, обобщающего суждения, обладающего следующими свойствами: во-первых, указанием на авторство, во-вторых, нетривиальностью, часто - парадоксальностью выражаемой мысли, в-третьих, краткостью. Все эти свойства являются в той или иной степени относительными: автор речения может быть забыт, нетривиальность, периодически воспроизводимая, становится банальностью, а длина афоризма, в большинстве случаев соответствующая числу единиц оперативной

памяти (7±2), может сокращаться до трех знаменательных слов или расширяться до микротекста. Афоризм, между тем, не перестает быть афоризмом, своеобразной единицей знания, отличаясь по своим свойствам и функциям от других единиц подобного рода - пословиц, крылатых выражений, устойчивых научных формул, сентенций, максим и др.

При изучении афоризмов возникают вопросы: по каким причинам чье-то высказывание остается в человеческой памяти и начинает часто воспроизводиться? Какова роль в этой запоминаемости идеи, заключенной в афоризме, и какова функция формы ее выражения, в частности, лексико-грамматического оформления? Какие ключевые слова чаще других используются в составе афоризмов и какие ассоциативно-смысловые цепочки они образуют? С какими референтными областями действительности, кругом основных тем связаны афоризмы? Какие особенности языковой личности автора литературного произведения и / или его персонажей отражаются в использовании афористических высказываний? В чем заключаются основные интенции в употреблении афоризмов?

В теории афористики принято различать афоризмы вводные, суждения, входящие в тексты литературных или художественных произведений, и афоризмы обособленные, самостоятельные, когда весь текст состоит только из них, например, некоторые сочинения Ларошфуко, Монтеня, Уайльда, Шопенгауэра, Козьмы Пруткова и др. Обособленные афоризмы представляют собой отдельный литературный жанр, позволяющий отразить в сжатом виде авторскую субъективную картину мира, в этом их основная функция. Если же говорить о вводных афоризмах, то их назначение намного сложнее: употребляясь в речи самых разных персонажей, они далеко не всегда характеризуют позицию автора, соответственно, и функции этих высказываний становятся уже другими.

Применительно к творчеству Достоевского собственная авторская позиция, образ ритора, достаточно четко выявляется в афоризмах «Дневника писателя», в публицистике и личных письмах, где их основными функциями является аргументация высказанной мысли, ее подчеркивание, усиление воздействия на читателя или оппонента и дидактическая, часто - нравоучительная: «Много несчастий произошло на свете от недоумений и от недосказанности. Недосказанное слово вредит и вредило всегда» [Публицистика. Т. 18. С. 67] (здесь и далее цитаты приводятся по [1]); «Политика (...) изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства» [Дневник писателя. Т. 23. С. 66]; «[П.А. Исаеву] Чем образованнее человек, тем более он учится, и так всю жизнь. Одна уже неутолимая жажда к знанию, заставляющая, например, великого ученого в 70 лет, все еще учиться, - свидетельствует о благородстве и высоте его натуры и о глубоком отличии его от толпы» [Письма. Т. 29.1. С. 166].

Афористические высказывания, которые мы в большом количестве находим в записных книжках Достоевского, набросках, планах произведений, выполняют уже совсем иную функцию. Здесь нет адресата, соответственно, нет и не может быть никакого воздействия на читателя, а есть только фиксация в сжатом виде результатов каких-либо авторских размышлений: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»; «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Такого рода функцию использования афоризмов мы будем называть рефлексивной.

Наибольший исследовательский интерес представляют собой афоризмы, которые используют персонажи литературных произведений, где суждения подобного рода выполняют как перечисленные выше функции, так и служат экспрессивным средством в раскрытии художественного образа. Авторская позиция в этом случае может совпадать с высказываемой персонажем: «[Из размышлений князя Мышкина] Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (Идиот. Т. 8. С. 192] (ср. с приведенным примером из записных книжек), а может быть скрытой, завуалированной: «[Хроникер] в каждом несчастии ближнего есть всегда нечто веселящее посторонний глаз» [Бесы. Т. 10. С. 255]; «[Ставрогин]... в чужой беде всегда есть нечто нам приятное» [У Тихона. Т. 11. С. 26]; «[И. Карамазов] ... зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток» [Братья Карамазовы. Т. 14. С. 217] или вообще противоположной, что, надо сказать, в произведениях Достоевского мы видим не так уж часто: «[Версилов Аркадию] Люди по природе своей низки и любят любить из страху» [Подросток. Т. 13. С. 175].

Самыми «афористичными» персонажами Достоевского являются Аркадий (причем с абсолютным перевесом), Парадоксалист, Горянчиков, Ставрогин, старец Зосима, Хроникер, С.Т. Верховенский, князь Мыш-кин, Смешной человек, Макар Иванович Долгорукий, Версилов, Раскольников, Кириллов, Шатов, Валковский и Дмитрий Карамазов. Причины, по которым Достоевский наделяет своих героев способностью использовать афоризмы в речи, в том числе и внутренней, различны, определяются они, в конечном счете, той функцией, которую выполняет афоризм. Так, рефлексивная функция часто реализуется в речи Аркадия, где автор показывает становление мировоззрения, системы ценностей молодого человека, поиск им авторитета, того, на что можно было бы опереться. Именно поэтому Аркадий часто «подхватывает» слова своего отца, Версилова, как раз и являющегося для него таким авторитетом, или Макара Ивановича, который авторитетом становится: «[Аркадий, повторяя слова Макара Ивановича] "Тем даже прекрасней оно [жизнь, красота], что тайна..." Это я запомню, эти слова» [Там же. С. 290].

Такой же прием «подхватывания» слов Достоевский использует и в других произведениях, например, знаменитое «Мир спасет красота» в романе «Идиот»: «[Ипполит] Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет "красота"?» [Идиот. Т. 8. С. 317]. Сам же Мышкин этих слов не произносит, их повторяет Ипполит, что, конечно, не случайно. В этом своеобразный прием создания афоризма Достоевским: то, что повторяется, уже в определенной степени является значимым.

Афоризмы, используемые в основном в функции аргументации, мы часто встречаем у Горянчикова (Записки из Мертвого дома), Хроникера (Бесы), Смешного человека (Смешной человек), других персонажей, где наиболее отчетливо проявляется позиция автора, непосредственно обращающегося к читателю, в отличие от, например, аналогичной их функции в речи Ивана Карамазова в его диалогах с Алешей, где как раз и возникает известное «Не стоит она [гармония] слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка» [Братья Карамазовы. Т. 14. С. 223]. Здесь образ автора глубоко скрыт, и само высказывание вряд ли уже можно считать афоризмом Достоевского, его понимание зависит от той функции, которую оно выполняет в конкретном контексте.

Функция афоризма, которую мы обозначили как дидактическую, может заключаться в стремлении научить чему-то, желании изменить точку зрения другого. Употребление афоризмов в такой функции мы находим, например, у Макара Ивановича и старца Зосимы: «[Макар Иванович] Деньги хоть не бог, а всё же полбога - великое искушение» [Подросток. Т. 13. С. 311]; «[Старец Зосима] Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь» [Братья Карамазовы. Т. 14. С. 48]; «[Из Жития старца Зосимы] ...воистину всякий пред всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали - сейчас был бы рай!» [Там же. Т. 14. С. 270]. Много таких афоризмов и в диалогах Версилова с сыном Аркадием: «дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно; про запас они любят» [Подросток. Т. 13. С. 102]; «Друг мой, любить людей так, как они есть, невозможно. И, однако же, должно. И поэтому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза» [Там же. С. 174]; «Любить своего ближнего и не презирать его - невозможно. (. ) человек создан с физическою невозможностью любить своего ближнего» [Там же. С. 175].

Причина частого появления высказываний, обладающих свойствами афоризма, у Кириллова объясняется тем, что Достоевский, раскрывая данный образ, максимально редуцировал речь персонажа, доведя до предельного лаконизма, часто нарушающего нормы лексической и грамматической сочетаемости: «Кто победит боль и страх, тот сам бог будет»; «Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен. Теперь всё боль и страх. Теперь человек жизнь любит, потому что боль

2 Русская речь 5/2014

и страх любит» [Бесы. Т. 10. С.93]; «Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому» [Там же. С. 188].

Можно высказать предположение, что степень «афористичности» персонажей у Достоевского зависит от типа изображенных характеров. Чем ярче проявляются характеры персонажа-дидакта (Зосима, Макар Иванович), персонажа-демонического злодея (Валковский, Свидригай-лов), рефлексирующего персонажа (Раскольников, Аркадий) и персонажа-шута (Ежевикин, капитан Лебядкин, Федор Павлович Карамазов), тем большая вероятность того, что их речь будет насыщена афоризмами. В последнем случае, у персонажей-шутов, афоризм может выполнять еще одну функцию - доведения чего-либо, например, неоспоримого нравственного закона, до абсурда, когда говорящий пытается «спрятать

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком