научная статья по теме АФРИКА ГЛАЗАМИ АФРИКАНСКИХ ИСТОРИКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АФРИКА ГЛАЗАМИ АФРИКАНСКИХ ИСТОРИКОВ»

АФРИКА ГААЗАМИ АФРИКАНСКИХ

ИСТОРИКОВ

Составители и авторы этой объемистой - почти 450 страниц - «Африка. История и историки» (отв. ред. акад. А.Б.Давидсон. М., Издательский дом Высшей школы экономики. 2014) в самом начале четко сформулировали цель: «...попытаться понять, как видят прошлое своих народов и стран в Тропической и Южной Африке (когда-то говорили - Черной Африке). И как видят место своего прошлого во всей истории человечества».

Сама по себе история Африки уходит в глубь веков, и ей посвящены многотомные труды, издающиеся в разных странах. Между тем, историческая наука континента очень молода: первые историки-африканцы появились лишь в конце XIX в.

В России уже давно сформировалась не очень большая, но творчески активная группа ученых, изучавших историю Африки, возглавлявшаяся патриархом отечественной африканистики Д.А.Ольдерогге (1903-1987). Авторский коллектив книги «Африка: история и историки», представляющей собой сборник научных статей, - в основном, ученые следующего поколения.

Публикуемые работы, как говорится в краткой аннотации предпосланной книге, - это попытка объяснить феномен рождения африканской исторической мысли и ее национальных ветвей в их конфликте и взаимодействии с западной исторической традицией. Анализ форм африканской исторической мысли проводится в широком культурно-историческом, социально-политическом и межцивилизационном контекстах.

Впрочем, «сборник статей» -не совсем точное определение жанра работы. Дело в том, что почти каждая статья российского автора сопровождается выдержками из трудов африканских историков, чьи работы анализирует

наш соотечественник. Так, после статьи д.и.н. С.В.Мазова «Историческая тематика в работах Джозефа Кейсли Хейфорда» публикуется небольшой, но чрезвычайно емкий и информативный текст этого ганского политика и журналиста, в котором тот рассуждает о колониальной политике европейских держав. А статья к.и.н. М.С.Курбак «Южная Африка и мир глазами Дж.М.Кутзее и Н.Гордимер» (двух южноафриканских писателей, удостоенных Нобелевской премии по литературе) иллюстрируется отрывками из романа Кутзее «Дневник плохого года» и интервью Н.Гордимер журналу New Statesman. Таким образом, читатель узнает о позиции того или иного африканского историка не только в «пересказе» российского автора, но и, так сказать, из первых уст.

И кому принадлежат эти уста! Нельзя не восхищаться публицистическим накалом статьи известного африканоамериканца Уильяма Дюбуа «Африканские корни войны», опубликованной в 1915 г. и посвященной анализу роли колониальной политики европейцев в развязывании Первой мировой войны. И глубиной анализа политических и экономичес-

ких процессов, происходивших в Африке, в докладе основателя, премьера и президента Ганы Ква-ме Нкрумы «Ещераз об африканском социализме», с которым он выступил на представительном семинаре в Каире в 1967 г.

Все эти и другие работы политических и общественных деятелей Африки - не что иное, как первоисточники. Разумеется, это далеко не все первоисточники в полном объеме, а лишь ничтожно малая их часть. Малая, но вполне достаточная, чтобы пробудить у вдумчивого читателя интерес к другим трудам африканских лидеров, - собственно говоря, тех, кто творил и творит историю Черного континента.

К чести составителей и авторов сборника можно указать на такую важную особенность работы, как пристальное внимание к многочисленным «острым углам», отличавших историческую науку Африки на разных этапах ее развития. Не секрет, что многие руководители африканских государств в 1960-е - 1980-е гг. исповедовали «социалистический путь развития», и этот «путь» часто оправдывал тоталитаризм, наличие и процветание авторитарных режимов.

В тот период в Африке насчитывалось 14 коммунистических и марксистско-ленинских партий, и ряд африканских ученых-историков находился под их влиянием. В статье к.и.н. В.И.Евсеенко «Историческая наука в Гвинее: этапы становления и проблемы» цитируется ряд африканских авторов, жестко и доказательно оценивающих режим президента страны Секу Туре как режим кровавого диктора, нанесшего громадный ущерб своей стране. Чего стоят цифры, приведенные в одной из работ бывшим гвинейским узником совести Махмудом Ба: с 1959 по 1984 гг. в Гвинее было репрессировано 50 тыс. и отправлено в изгнание 2 026 тыс. - 35% (!)

№9 • 2014 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 75

населения страны. Впрочем, надо уточнить, было ли это «изгнанием» или экономической эмиграцией.

Интересную тему поднимает в своей статье «Изучение истории в Сомали» к.и.н. Л.В.Иванова - тему взаимоотношений (в сугубо научной сфере, разумеется) африканских и европейских исследователей истории этого государства. Если раньше местные ученые относились к работам своих коллег в Великобритании и США, - кстати, в основном, выходцев из Сомали, - как к истине в последней инстанции, то сейчас местные «...исследователи начинают уверенно критиковать работы европейских исследователей по проблемам Сомали».

Недавно мировая общественность отметила 20-летие одного из самых трагических событий в истории человечества - геноцида в Руанде, непримиримого противоборства народов хуту и тутси, унесших сотни тысяч человеческих жизней; в память об этом состоялись мероприятия и в Москве1. В статье д.и.н. И.В.Кривуши-на «От исторической теории к геноциду: хамитская гипотеза в контексте руандийской трагедии ХХ в.» устами африканских историков подробнейшим образом исследуется извечный конфликт между тутси и хуту, берущий начало очень давно - в XVI в. Вероятно, в нашей востоковедной литературе нет работы, в которой истоки геноцида рассматривались бы столь обстоятельно и в исторической перспективе, как это сделано в работе И.В.Криву-шина.

Страной, где у африканской исторической науки самые глубокие и разветвленные корни, безусловно, является ЮАР. Об этом подробно рассказывается в статье к.и.н. А.В.Воеводского «История Южной Африки в сочинениях африканских интеллигентов и просветителей конца XIX -первой трети ХХ вв.: особенности формирования исторических представлений». Первым историком в этой части Черного континента был Тий Сога, сын советника вождя племени коса. Основ-

ные его работы были написаны еще в середине XIX в. Он умер сравнительно молодым - в 42 года, но оставил после себя целую плеяду исследователей, писателей и журналистов, которые через фольклор, народные предания и другие подобные источники терпеливо восстанавливали подлинную историю Южной Африки.

Автор статьи основательно разбирает труды историков Южной Африки, отмечая, что у них по многим вопросам нет единого мнения. «Но, несмотря на различия, - отмечает А.В.Воеводский, -их объединяло одно - желание избавить прошлое своего народа от забвения. Ощущение единства судьбы всех коренных народов Южной Африки, формирование чувства гордости за свое происхождение».

Рецензия на книгу была бы не полной, если не упомянуть еще об одном ее несомненном достоинстве: блестящей вступительной статье академика А.Б.Давид-сона «Проблемы изучения африканской исторической науки». Автор убедительно объясняет, почему нам, людям вроде бы из совсем другого мира, так важно как можно больше знать об истории Африки и о тех, кто пишет эту историю. Он утверждает: «.то, что говорят африканцы, касается не только их, это проблема общемировая и напрямую касается всех нас». И еще: «Неоспорим. факт: роль Азии и Африки в современном мире растет с каждым годом. И в общем народонаселении мира, и в экономике, политике, культуре. Во всех сферах жизни человечества».

«Историческая мысль Африки, - пишет далее ученый, - стала неотъемлемой частью всемирной исторической науки. Без ее достижений уже невозможно судить о проблемах прошлого, да и о современной жизни многих народов и государств». Нельзя не согласиться и с тем, что сложный и противоречивый исторический опыт Африки в преодолении межплеменных и межнациональных конфликтов и в поиске взаимопонимания между народами во многом

полезен и для нашей страны, где проблем во взаимопонимании между людьми разных национальностей и живущих в разных регионах, увы, тоже хватает.

Одна из самых больших в книге - 40 страниц! - это статья академика А.Б.Давидсона, ко всему прочему, - блестящее литературное произведение, которое читается, что называется, «на одном дыхании». После ее прочтения не остается сомнений в том, что коллективная работа почти полутора десятков авторов исключительно полезна, а тираж - 500 экз., - по нынешним временам просто гигантский для научного труда, вполне заслужен и обоснован.

Рискну высказать предположение, что актуальность книги «Африка. История и историки» со временем еще более возрастет. Ряд африканских стран сейчас если не на подъеме, то близки к нему. Не секрет, что недавний финансово-экономический кризис некоторые государства континента пережили с минимальными потерями. Готовятся к реализации весьма масштабные проекты - чего стоит поэтапное возведение в Эфиопии одного из крупнейших в мире энергетических узлов2. Если эти проекты и планы осуществятся, наверняка очень многим будет интересно, что лежит в основе успехов «африканских львов» - так, скорее всего, назовут отдельные страны континента, в отличие от «азиатских тигров». И следующие издания книги помогут найти ответ на этот вопрос.

Н.И. ПЕТРОВ

1 Подробнее см.: Петров Н.И. KWIBUKA-20: памяти геноцида в Руанде (Petrov N.I. KWIBUKA-20: pamyati genotsi-da v Ruande); Hujawamaria Jeanne d'Arc, Dr. (Rwanda). Launch of KWIBUKA-20; Шлён-ская С.М. Руанда после геноцида (Shlyon-skaya S.M. Ruanda posle genotsida // Azia i Afrika segodnya. 2014, № 5) (in Russian)

2 См., например: Брагин Н.А. Эфиопия: «Великая дамба возрождения» // Азия и Африка сегодня. 2012, № 1, с. 56-58. (Bragin N.A. 2012. Ethiopia: "Grand Renaissance Dam" // Aziya i Afrika segodnya. № 1) (in Russian)

76 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 9 • 2014

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком