научная статья по теме АФРИКАНИСТИКА В ЭСТОНИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АФРИКАНИСТИКА В ЭСТОНИИ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

КАРИН ХИИЕМАА

PhD (History)

Тартуский университет (Эстония)

АФРИКАНИСТИКА В ЭСТОНИИ

Ключевые слова: Эстония, африканистика, эфиопистика, Тартуский университет

Интерес к эфиопистике в Тартуском университете возник в начале XIX в., когда профессор семитских языков Иоганн Фридрих Вильгельм Гецель (1754-1824) стал читать лекции об эфиопском языке (ге-зз)2 (так в эстонских источниках упоминается классический древ-неэфиопский язык гезз - прим. К.Х.). Более серьезно эфиопскими языками стали заниматься в Тарту во второй половине XIX в.

АФРИКАНИСТИКА И ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Особо следует отметить Александра Михаэля Карла фон Буль-меринка (1868-1938), который в 1898-1916 и в 1919-1938 гг. был профессором кафедры семитских языков. У него в годы первой Эстонской Республики (1918-1940) обучались такие известные ученые, занимавшиеся эфиописти-кой, как поэт, полиглот, ориенталист и переводчик Уку Мазинг (1909-1985), а также языковед и полиглот Пент Нурмекунд (19061997). У.Мазинг продолжил свои занятия в области эфиопистики в 1932 г. в Тюбингене у профессора Энно Литтманна3. Наряду со слушанием лекций

У.Мазинг занимался исследовательской работой в библиотеках и архивах, скопировал многие средневековые геэзские рукописи. Возвратившись в Эстонию, он опубликовал размышления о

История эстонской африканистики берет начало в XIX веке. Основателями ее можно считать эстонских миссионеров, работавших в Африке в XIX столетии. Среди них особенно важный вклад принадлежит Густаву Рейнгольду Нилэндеру (ок. 1776-1825), Хансу Тийсманну (1829-1886), Эвальду Овийру (1873-1896) и Леонхарду Блумеру (1878-1938)1.

Из доклада, представленного автором на проходившей в Москве в ноябре 2011 г. международной научной конференции «Изучение истории Африки в России и за рубежом: этапы, тенденции, перспективы», приуроченной к 40-летию Центра африканских исследований ИВИ РАН.

жизни и смерти абиссинского философа Зара-Якоба4. К сожалению, остался неопубликованным его труд "Перевод на эфиопский язык книги пророка Обадья (Авдия)".

В 1920-х - 1930-х гг. в Африке трудились два медика русского происхождения - Иван и Димитрий Соломенцевы, получившие образование на медицинском факультете Тартуского университета. Благодаря им в Эстонию поступила редкая коллекция. Состоявшая из 64 предметов, она в 1934 г. была передана в дар Эстонскому Национальному музею и является одной из наиболее экзотических музейных коллекций в Эстонии5. В ней представлены экспонаты, значительная часть которых - скульптуры, созданные умельцами различных народностей Центральной Африки, в настоящее время проживающих в

На конференции выступил директор ИВИ РАН, академик А.О.Чубарьян. В президиуме (слева направо): А.Б.Давидсон, А.С.Балезин и Карин Хийемаа. Фото О. Тетерина.

Габоне, Республике Конго и Демократической Республике Конго. Это - азанде, бабембе, мангбе-ту, мпонгве, бакота и батеке. Коллекция дважды частично реставрировалась (перед выставками, проходившими до Второй мировой войны, и в 2004 г.), а также экспонировалась в 1961, 1993 и 2004 гг. О ней писали как эстонские ученые историки - Т.Юлли-нен, Х.Рахкема и автор этих строк, так и российские - И.Н.Голованова и З.Л.Пугач6.

Рост интереса к африканской тематике в Эстонии в период, последовавший за Второй мировой войной, связан с деятельностью языковеда Пента Нурмекунда.

№ 1 • 2013 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 53

9 октября 1962 г. при Тартуском университете начал работать кружок африканистики, инициатором и руководителем которого был П.Нурмекунд.

Собрания кружка обычно состояли из докладов, посвященных связанным с Африкой вопросам, и следовавших затем языковых занятий. Учитывая специальность П.Нурмекунда, основной упор делался все же на обучении языкам. Преподавать арабский язык П.Нурмекунд начал в 1957 г., впоследствии суахили, африкаанс и хауса. Особенно популярными были эти занятия в 1966-1970 гг. Правда, учащихся было немного, в среднем 2-3 человека, но это были целеустремленные люди, испытывавшие к языкам глубокий интерес7.

Исследовательские интересы П.Нурмекунда сосредоточивались в основном на историческом развитии языков, их классификации, грамматическом строении, а также на истории африканистики, деятельности эстонских миссионеров в Африке.

Миссионерство и религия в 1960-х гг., когда у П.Нурмекунда возник интерес к данной тематике, в Советском Союзе особо не приветствовались. Фактически, П.Нурмекунд был одним из первых эстонских исследователей в этой области. Побудила его к этому плодотворная и обширная работа ученого-эстофила А.Д.Дрид-зо. Изучая историю российских связей с Африкой, он пришел к тематике, связанной с эстонскими миссионерами.

Первое опубликованное исследование П.Нурмекунда в области африканистики относится к 1969 г.8 Он наладил и поддерживал связи с учеными-африканистами разных стран. Хорошо владея языками, П.Нурмекунд всегда был весьма желанным участником на всесоюзных конференциях по африканистике своего времени.

Преподавание истории Африки в Тартуском университете получило дальнейшее развитие

в 1966 г. Вначале оно проходило в рамках основного курса истории Азии и Африки. Этот предмет преподавал grand old man эстонской исторической науки -доктор исторических наук Олаф-Михкель Клаассен (19292012). И хотя его кандидатская работа, которую он защитил в 1970 г., была посвящена истории Индонезии, в докторской диссертации (1992 г.9), в числе прочего, было уделено место также и рассмотрению истории контактов между Эстонией и Африкой. Основные темы его исследований - консульские отношения Эстонии со странами Азии и Африки, эстонские миссионеры в Азии и Африке, а также история народов Эфиопии и Индонезии. Многочисленные научные публикации О.-М.Клаассена на тему эстонско-африканских отношений10, так же как и составленные им университетские учебники11, имели значение как труды, пролагающие путь в данной области.

В конце 1980-х гг. в Тартуском университете стали преподавать историю Африки как отдельный предмет. Этот курс читал молодой преподаватель Март Сийроя (1958-1995), учившийся в аспирантуре МГУ и опубликовавший много статей по африканистике как в научной, так и в научно-популярной литературе12. С 1994 г. курс по истории Африки преподавала автор этих строк, основная область исследовательских интересов которой - контакты Эстонии с Африкой, а также - восприятие Африки в Эстонии13.

Интерес к Африканскому континенту в последние годы растет во всем мире. В Эстонии - также. К примеру, в Институте истории и археологии Тартуского университета все больше бакалаврских и магистерских работ защищается по тематике, посвященной истории Африки. В 2011 г. одна из студенток исторического отделения университета была направлена на магистрское обучение за границей.

Оставляя в стороне наболевшую проблему - финансирование исследовательских проектов, -будущее эстонской африканистики все же подает надежды.

1 См. подробнее: Hiiemaa K. Sudame kutsel: Eesti misjonarid Aafrikas. Tallinn, 2000.

2 Klaassen O.-M. Etiopistikahuvist Tartu Ulikoolis // Tartu ulikooli ajaloo kusimusi. XIX. Tartu, 1987. Lk. 71.

3 Rahkema H. Tartu Ulikool ja Aafrika (18021940). Магистерская работа. Tartu, 2003. Lk. 52.

4 Zar'a Jaa'koobi arutamised: Uhe abessiinia mamhori elu ja m5tted. Tartu, 1936.

5 Эстонский Национальный музей. C. 24, 28.

6 Jullinen T. Belgia Kongo ja Eesti (19191939). Дипломная работа. Tartu, 1986. Lk. 6467; Rahkema H. Op. cit. Lk 112-116; Hiiemaa K. Vendade Solomentsevide Aafrika-kogu // Tartu ulikooli ajaloo kusimusi. XXXVI. Tartu, 2007. Lk. 114-125; Голованова И.Н., Пугач З.Л. Африканские коллекции братьев Соломенцевых в Тарту // Africana. Африканский этнографический сборник X. Ленинград, Наука, 1975. С. 178-198.

7 Клаассен О.-М., Халлик М, Хийе-мааК. Эстонский африканист-полиглот (Пент Нурмекунд) // Становление отечественной африканистики 1920-е - начало 1960-х /отв. ред. А.Б.Давидсон/. М., Наука, 2003. С. 180.

8 Nurmekund P. Die Anfangsgrunde der estnischen Afrikanistik // Wort und Religion. Kalima na Dini. Stuttgart. 1969. S. 139-142.

9 Klaassen O.-M. Eesti Vabariigi konsu-laarpoliitika Aasias ja Aafrikas 1918-1940. I-II. Диссертация. Tartu, 1992.

10 См., напр.: Klaassen O.-M. Loenguid Eesti afroasiaatika kujunemisloost. Tartu, 1988; его же. Esimesed eestikeelsed geograafia5pikud teadmiste allikana Aasiast ja Aafrikast // Teaduse ajaloo lehekulgi Eestist. XI kogumik. Geograafia ajaloost Eestis. Tallinn, 1995. Lk. 110-128.

11 Klaassen O.-M. Aasia ja Aafrika 19001918 ning kontaktid Eestiga. Tartu, 1992; его же. Aasia ja Aafrika 1918-1945 ning kontaktid Eestiga. I-III jagu. Tartu, 1990.

12 См., напр.: Siiroja M. Inglise-Buuri s5da (1899-1902) ja Eesti uhiskond // Opetatud Eesti Seltsi aastaraamat. Tartu, 1995, lk. 117-131; его же. Mis on Aafrika? // Horisont. 1994. № 3. Lk. 41-43.

13 См., напр.: Hiiemaa K. Aafrika retseptsioon eestikeelses trukis5nas (kuni 1917). Dissertationes Historiae Universitatis Tartuensis 12. Tartu Ulikooli Kirjastus, 2006; ее же. The

Image of Africa in Estonian Printed Word // Imagology and Cross-Cultural Encounters in History. Rovaniemi: Pohjois-Suomen Historiallinen Yhdistys, Societas Historica Finlandiae Septentrionalis, 2008. P. 161-170.

ж ж ж

54 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 1 • 2013

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком