научная статья по теме АКАДЕМИК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Языкознание

Текст научной статьи на тему «АКАДЕМИК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2008, том 67, № 5, с. 73-76

ЮБИЛЕИ УЧЕНЫХ

АКАДЕМИК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ

(К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Дмитрию Владимировичу Сарабьянову - 85 лет. Юбиляра совершенно немыслимо себе представить в роли человека, рассуждающего о собственных научных доблестях, о своих крупных и (вполне реальных) научных заслугах перед отечественным искусствознанием. И потому вновь напомнить об особом месте ученого в современном гуманитарном знании - важная и ответственная миссия его коллег и соратников.

О смысле и сущности искусствоведческой науки Д.В. Сарабьянову приходилось высказываться в печати не раз. Пожалуй, наиболее доверительно ученый поделился своими соображениями на этот счет в "Предварительных замечаниях" к сборнику своих трудов "Русская живопись. Пробуждение памяти", вышедшему в свет в 1998 г. в «Библиотеке журнала "Искусствознание"». Высоко оценив достижения многих отечественных и зарубежных специалистов, автор очень к месту вспомнил давнюю мечту русской гуманитарной науки о "цельном знании", никак не сводящем аналитические усилия исследователя ни к отвлеченному умствованию, ни к торопливому использованию пришедших извне новомодных понятий и методологических идей. Попытки обозначить

контуры такого знания, предполагающего необходимость постановки онтологических проблем искусства, его способность освещать и освящать глубинную "связь времен", - возможно, главное свойство творческих интенций Д.В. Сарабьянова. В этих размышлениях профессиональное кредо кажется неотделимым от жизненной позиции ученого, от его долголетнего духовного опыта.

Основные научные труды Д.В. Сарабьянова, если смотреть на них глазами библиографа-регистратора, довольно легко выстраиваются в хронологический ряд, а сам его путь в пространстве русской художественной культуры предстает с этой точки зрения как последовательное движение автора от одной исторической эпохи к другой (что, разумеется, не исключает постоянных за-глядываний то в прошлое, то в будущее). Впрочем, учитывая общее число увидевших свет книг и статей ученого (свыше четырехсот), правильнее говорить не столько о "хронологическом ряде" печатной продукции специалиста, сколько о многолетнем (более чем полувековом) периоде мощной публикационной энергии ревнителя искусства. В зависимости от конкретных исследовательских и художественно-критических задач автор мог менять смысловой вектор своих доводов и рассуждений, варьировать дистанцию между творческим "я" и предметом наблюдения, заметно трансформировать методы научной обработки материала и понятийно-аналитический аппарат изыскательских принципов. Всячески сторонясь обычной публицистической риторики, Сарабьянов умеет, если того требуют обстоятельства, быть в своих оценках решительным и строгим. Вопреки теперешней моде, Сарабьянов, размышляя о художественном мире, предпочитает говорить и писать не об "артефактах" (этим пустым штампом сейчас, увы, наполнена лексика многих современных искусствоведческих опусов), а об искусстве в самом значительном и традиционном смысле слова, тем самым беря на себя ответственность за высокое общественное предназначение и художественную сущность поэтической фантазии человека.

В самом деле, у истоков творческой биографии Д.В. Сарабьянова находится его известный капитальный труд "Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века" (1955) - дополненная кандидатская диссертация молодого специалиста. Обрела публичную

научную жизнь и докторская диссертация Д.В. Сарабьянова "Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века" (в виде одноименной книги она была издана в 1973 г.). В промежутке появляются в свет и другие солидные сочинения, среди них: "П.А. Федотов" (1969), "Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов" (1971), "Русская живопись начала XX века. Новые направления" (1973). Названия перечисленных трудов сами по себе много говорят об эволюции научных интересов их автора, о расширении сферы его исследовательской деятельности. Многое говорят, но мало что объясняют. Краткий экскурс в жизненную биографию ученого позволяет, мне кажется, вникнуть в еще одну, часто скрытую от позднейшего наблюдателя сторону дела.

В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд художников. Среди выступавших на съезде был Д.В. Сарабьянов. Молодой искусствовед, как и многие другие делегаты, выразил надежду живых творческих сил на грядущие перемены. Д.В. Сарабьянов оказывается в это время одним из самых влиятельных и авторитетных советчиков художественной молодежи, участником выставочных вернисажей и критических дискуссий, на которых формировалась общественная позиция и творческая платформа "шестидесятников".

Драматичная судьба целого поколения сильно влияла на человеческое и профессиональное самоопределение личности. Поступив в 1941 г. на искусствоведческое отделение Московского института философии, литературы и истории, Д.В. Сарабьянов, как и многие его сверстники, вскоре уходит на фронт. После ранения возвращается в Москву и возобновляет студенческие занятия на искусствоведческом отделении Московского государственного университета. В 1949 г. университет окончен. Начинается напряженная исследовательская и педагогическая деятельность.

Ко второй половине 1950-х вместе с углублением искусствоведческой эрудиции обострялось чувство ответственности и перед художественным наследием страны, и перед современным состоянием ее искусства. Приходилось считаться с тем, что серьезная историко-культурная проблема - традиция и новаторство - стараниями официальных инстанций все чаще оказывалась общим местом газетных передовиц, превращалась в пустой демагогический лозунг, используемый в конъюнктурных целях. Предстоял серьезный, научно обоснованный пересмотр обеих частей этой двуединой формулы - пересмотр, основанный на глубоком познании многовекового художественного опыта в сфере пластического творчества. Взлеты и трагедии искусства начала XX века требовали в этом смысле особого исследовательско-

го внимания. Бывали случаи, когда приходилось глубже познавать не только историю искусства, но и самого себя, - и это тоже было велением эпохи.

Причастность Д.В. Сарабьянова к заботам и тревогам духовной жизни с полной очевидностью сказалась и на академических интересах исследователя. Нетрудно установить хронологическую и логическую связь между его частыми художественно-критическими выступлениями в поддержку исканий молодых живописцев и концентрацией его научных усилий вокруг тех эпизодов истории русского искусства, где ход событий определяла творческая дерзость.

Кабинетные занятия недолго были единственным видом деятельности ученого. Во второй половине 1950-х гг. Д.В. Сарабьянов - один из руководителей академического Института истории искусств. Приглашенный на этот пост патриархом нашего искусствознания академиком И.Э. Грабарем, он много делает для подготовки очередных книг многотомной "Истории русского искусства". Позже ученый становится профессором Московского государственного университета, где в течение двух десятков лет заведует кафедрой истории отечественного искусства.

Служебные обязанности, естественно, отнимали много времени, но столь же очевидно, что они служили серьезным дополнительным стимулом к постоянным размышлениям о фундаментальных проблемах художественного развития России, о национальных особенностях русского изобразительного искусства, о способах и формах его синтетической характеристики. Едва ли не все обобщающие работы Д.В. Сарабьянова - прямой или косвенный отклик на возникающие здесь непростые вопросы.

Традиции и новаторство - один из таких вечных вопросов, в какие бы словесные формулировки он теперь ни облекался, какими бы изощренными аналитическими методами он ни исследовался. Реальная история искусства требует в этом случае от специалиста прямого и честного ответа, оставляющего в стороне диалектические игры и ориентированного на содержательную суть художественного процесса. Историческая память культуры (равно как и самого исследователя) может пробуждаться или же исчезать, но проблема остается.

Последние 10-15 лет Д.В. Сарабьянов систематически занимается изучением русского пластического авангарда. Результаты этих серьезных академических штудий хорошо известны. На рубеже 1980-1990-х гг. в печати появляются одна за другой его работы на эту тему - крупные статьи в капитальных монографиях и в обстоятельных каталогах больших выставок произведений Василия Кандинского, Казимира Малевича, Марка Шагала, Любови Поповой. В современных

АКАДЕМИК ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ

75

суждениях о русском изобразительном искусстве первой четверти XX века одно из самых авторитетных слов принадлежит именно Д.В. Сарабья-нову. Он частый и всегда очень желанный участник множества научных конференций, обсуждающих общественные и эстетические проблемы художественного радикализма. Ученому совершенно чужды "тусовочные" страсти по поводу заново открываемых полотен - его исследовательское внимание сосредоточено на том, чтобы обозначить место русского авангарда в мировой художественной культуре.

Пока дело касается взглядов на это искусство изнутри него самого, все кажется ясным. Такой аспект особых методологических трудностей теперь уже не вызывает - в последние годы специалисты довели почти до скучноватого автоматизма основные аналитические приемы в характеристике подобного материала, отработан и вполне рационализирован понятийный аппарат. Серьезные контроверзы возникают тогда, когда исследователи стараются оценить новаторские дерзания снаружи - глазами историка искусства, занятого идентификацией национальных художественных традиций, озабоченного выявлением их содержательного, духовного уровня.

Разумеется, эту проблему можно вообще спокойно обойти (кстати, так часто и поступают многие теперешние поклонники и знатоки авангардного творчества). Д.В. Сарабьянов сознательно идет навстречу трудностям синтетического изучения разноприродных творческих импульсов, усматривая ответственную задачу исследователя как раз в том, чтобы вникнуть в глубинную связь между мировидчес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком