научная статья по теме АКАДЕМИЯ НАУК МАДАГАСКАРА - СВЯЗИ С РОССИЕЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АКАДЕМИЯ НАУК МАДАГАСКАРА - СВЯЗИ С РОССИЕЙ»

© 2014 г.

Академик А.Б. ДАВИДСОН

АКАДЕМИЯ НАУК МАДАГАСКАРА - СВЯЗИ С РОССИЕЙ

Знания об академиях наук африканских стран, да и вообще о науке в Африке, у нас пока еще оставляют желать лучшего, хотя наука ведь быстро развивается и в этой огромной части земли. А если и есть связи отечественной науки с научными учреждениями африканских стран, то информация об этом тоже не часто становится достоянием нашей научной общественности.

Юбилейные торжества в связи со 110-летием создания Академии Мадагаскара длились с 26 января по 27 декабря 2013 г. Это повод поговорить и о ее связях с нашей страной.

Малагасийская академия1 - старейшее крупное научно-исследовательское учреждение в Африке2 - основана указом Ж.-С. Галлиени (1849-1916), французского генерал-губернатора Мадагаскара, от 23 января 1902 г. Первыми членами ее стали почти 40 известных европейских исследователей Мадагаскара и 5 малагасийцев: Рабесиха-нака, Рафиринга, Расандзи (действительные члены), Андриамананциети и Андриами-фиди (ассоциированные)3.

Малагасийская академия с самого начала была многопрофильной, занималась изучением малагасийского языка, этнографии, археологии, социальных институтов Великого острова. Постепенно расширяя сферу научных исследований, приступили к изучению искусства, литературы, естественных наук, стали проводиться конференции, коллоквиумы, семинары как национальные, так и международные.

С 1960 г., когда Мадагаскар перестал быть частью французской колониальной империи и было провозглашено создание Малагасийской Республики, роль академии в становлении новой государственности возросла. В 1993 г. академии присвоено звание национальной - она стала называться: "Малагасийская национальная академия искусств, гуманитарных и естественных наук" (Лкаёет1аш-р1гепепа шалаву т18аЪапа пу На1кап1о ву пу На180га1га агу пу НакаЪа).

Под влиянием мировой науки и во взаимодействии с ней задачи академии менялись: во главу угла ставилось конкретное изучение прошлого и настоящего малагасийской действительности в тесной связи с экономическими, социальными и культурными преобразованиями в стране. На новый уровень поднялась малагасийская филология. Р.Б. Рабенилайна, С. Радзон4 и другие лингвисты впервые отошли от традиционного подхода в исследовании австронезийских языков и стали применять структурный метод описания языка. Появилось много научных исследований, отвечавших политике малагасизации, которую правительство страны провозгласило в 1972 г.: выработка принципов и норм единого национального языка, очищение и обогащение его, нормализация орфографии. Были достигнуты серьезные результаты. Созданы норматив-

Давидсон Аполлон Борисович - профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", руководитель Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН. По гранту РГНФ № 13-01-00305.

1 Первоначально называлась: Мальгашская академия (L'Académie Malgache).

2 Мадагаскар обычно относят к региону Тропической Африки, однако исторически его отличает изолированное от материка развитие на протяжении тысячелетий, резко отличающееся от Африки.

3 Rabesihanaka (настоящее имя - Rabetrena, 1848-1928); Rafaël-Louis Rafiringa (1856-1919); Rasanjy (1851-1918); Andrimanantsiety (?-1905); Andriamifidy (1947-1922).

4 R.B. Rabenilaina, S. Rajaona.

ные словари и грамматики. Вышел первый толковый словарь малагасийского языка5. В 2005 г. академия выпустила "Энциклопедический словарь".

Академия инициировала также многочисленные исследования по истории Мадагаскара. Анализ истории Мадагаскара принадлежит как европейским (С. Айяш, П. Буато, Ю. Дешан, Ж.-П. Доминикини)6, так и малагасийским членам академии (Э. Ралаймьётра, Р.В. Рабеманандзара, Ф.В. Радзаунах, М. Эсуавелумандрусу, Л. Ра-беариманана)7.

Одно из фундаментальных исследований - книга Ю. Дешана "История Мадагаскара"8 - посвящено в основном истории Мадагаскара до провозглашения его независимости. Автор подробно рассматривает деятельность малагасийских правителей: короля Радамы I (1810-1828 гг.) и королев Ранавалуны I (1828-1861 гг.) и Ранавалуны III (1883-1896 гг.), а также премьер-министра Райнилайаривуни (1828-1896).

Многие историки исследуют феномен развития малагасийской государственности и догосударственных структур. В начале XIX в. Андрианампуйнимерина (17871810 гг.) и Радама I, возглавлявшие Имерину9, объединили большинство мелких государственных образований в единое Малагасийское королевство. Оно вело активную дипломатическую деятельность и установило связи со многими европейскими страна-ми10. Малагасийских представителей принимали: английский король Георг IV, Вильгельм IV и королева Аделаида, французский король Луи-Филипп11 и президент Жюль Греви, германский кронпринц Фридрих-Вильгельм (будущий император Фридрих III), итальянский король Гумберт I, президенты США Честер Артур и Гровер Кливленд12. Малагасийских суверенов признавали законными "королями Мадагаскара" Англия и другие европейские страны.

Как отмечают Р.В. Рабеманандзара, С. Эллис, П. Буато, Э. Ралаймьётра, М. Эсуавелумандрусу и другие исследователи13, европейцы были удивлены, что где-то на краю ойкумены существует "цивилизованное христианское государство" с сильной центральной властью, организованной армией, правовым законодательством, сравнительно развитой системой образования. А король Радама II (1829-1863 гг.) пытался копировать европейские политические структуры и старался привлечь к участию в государственных делах иностранцев, желая "открыть своим подданным свет истины и цивилизации"14. Историки чаще всего объясняют этот феномен влиянием европейских стран и интенсивным распространением христианства.

Христианство сильно воздействовало на жизнь малагасийского общества. Это в немалой степени было связано с Лондонским миссионерским обществом, начавшим свою деятельность на Мадагаскаре в 1818 г. Миссионерами этого общества была открыта первая публичная школа, создан алфавит на латинской основе, введено бесплатное начальное образование15. Десятки молодых людей посылались для продолжения образования в

5 Rajemisa-Raolison R. Rakibolana Malagasy. Fianarantsoa, 1985.

6 S. Ayache, P. Boiteau, H. Deschamps, J.-P. Domenichini.

7 E. Ralaimihoatra, R.W. Rabemananjara, F.V. Rajaonah, M. Esoavelomandroso, L. Rabearimanana.

8 Deschamps H. Histoire de Madagascar. Paris, 1972.

9 Imerina - самое крупное государственное образование на Мадагаскаре в начале XIX в.

10 Sylvanus N. Objects as Envoys. Cloth Imagery and Diplomacy in Madagascar. - Cahiers d'études africaines, № 176, Paris, 2004.

11 Mondain G. Documents historiques malgaches. Des Malgaches chez Louis-Philippe. Paris, 1928.

12 Ellis S. The Political Elite of Imerina and the Revolt of the Menalamba. The Creation of a Colonial Myth in Madagascar, 1895-1898. - The Journal of African History, Cambridge, 1980, v. 21, № 2, р. 233; Deschamps Н. Op. cit., p. 236-237.

13 Rabemananjara R.W. Madagascar, histoire de la nation malgache. Paris, 1952; Boiteau P. Contribution à l'histoire de la Nation malgache. Paris, 1958; Ralaimihaotra E. Histoire de Madagascar. Tananarive, 1976; Esoavelomandroso M. Royaume de Madagascar à la fin du XIXe siècle. Antananarivo, 1979.

14 Рабеманандзара Р.В. Мадагаскар. История мальгашской нации. М., 1956, c. 76.

15 La Vaissière C. de. Histoire de Madagascar, ses habitants et ses missionnaires, 2 v. Paris, 1884; Hübsch B. Madagascar et le christianisme. Paris, 1993.

Англию, Францию и на остров Маврикий (тогда - владение Великобритании). Появился довольно широкий круг малагасийцев, воспитанных в духе западной культуры.

С христианством оказались связаны новые идеи и ценности, открывшиеся малагасийцам. Многие осознали важность образования и стремились приобщиться к европейскому образу жизни. Вестернизация привела к духовному, политическому и социальному развитию16.

Споры современных малагасийских историков идут и о сравнении исторического развития обществ Мадагаскара и ряда стран Африки. Особенно следует отметить недавнее исследование Ф. Радзаунах об актуальных проблемах постколониальных государств франкофонной Африки17.

В конце 1970-х годов проведена демократизация и децентрализация научно-исследовательской работы. Прежде научная деятельность сосредотачивалась в столице -Антананариву. Теперь региональные филиалы академии созданы в центрах каждой из шести провинций страны.

Академия обладает финансовой автономией. Имеет собственное здание, отремонтированное к юбилею. Выпускает периодические издания: общеакадемический научный журнал "Известия Малагасийской национальной академии" ("Bulletin de l'Académie Nationale des Arts, des Lettres et des Sciences" - ANALS), "Труды Малагасийской национальной академии" ("Mémoires de l'Académie Nationale des Arts, des Lettres et des Sciences"). В ведении академии имеются типография, библиотека и архив.

При академии созданы исследовательские центры: "Центр языков", "Традиции и прогресс", "Этнографический музей", "Ботанический и зоологический парк Цимбаза-за", "Музей естественной истории".

В настоящее время в академии 280 членов. Академия является членом академии

наук третьего мира и академии наук Африки18.

* * *

Что касается научных связей с нашей страной, то еще в 1904 г. известный историк Мадагаскара Альфред Грандидье (1836-1921), член Малагасийской академии, был избран почетным членом Императорского русского географического общества19.

Членами Малагасийской академии были ученые Российского зарубежья Г.В. Ол-суфьев20, В. Вулков21 и Я. Золотаревский22. Их многочисленные работы печатались в изданиях Малагасийской академии.

Президенту Малагасийской академии П. Радоди-Раларуси (1908-1973) удалось преодолеть сопротивление президента Мадагаскара Филибера Цирананы (1912-1978), относившегося недружественно к СССР, и в августе 1962 г. в нашей стране побывала делегация Малагасийской академии в качестве официальных гостей Академии наук СССР23.

В составе этой первой делегации были: Сезэр Рабенуру, будущий президент академии; Габриель Радзонах, профессор малагасийского языка, один из составителей первой малагас

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком