научная статья по теме АКАДЕМИЯ НАУК В ГОСТЯХ У ДЕМИДОВЫХ: ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПОСЛЕ ПОЖАРА 1747 ГОДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АКАДЕМИЯ НАУК В ГОСТЯХ У ДЕМИДОВЫХ: ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПОСЛЕ ПОЖАРА 1747 ГОДА»

Институты и музеи

И. Н. ЮРКИН, С. П. КАЛИТА

АКАДЕМИЯ НАУК В ГОСТЯХ У ДЕМИДОВЫХ: ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПОСЛЕ ПОЖАРА 1747 ГОДА

В статье рассмотрен недостаточно изученный период истории академической библиотеки и Кунсткамеры - двадцатилетие после произошедшего в 1747 г. пожара, вследствие которого их фонды были перемещены в дом Демидовых на Васильевском острове. Основное внимание уделено первым месяцам после пожара и периоду с 1758 по начало 1767 г., когда дом перешел в собственность Н. А. Демидова, на протяжении десятилетия добивавшегося его освобождения. Обсуждаются вопросы: почему эти подразделения академии оказались именно в демидовском доме? почему, попав в него, они так долго в нем оставались? кто и как хранил и использовал здесь коллекции? какими были отношения владельца дома и академической администрации? Рассмотрено участие М. В. Ломоносова в решении вопросов, касающихся перемещения академических коллекций в восстановленные помещения. Использованы документальные источники из фонда Демидовых в Российском государственном архиве древних актов.

Ключевые слова: Академия наук, Академическая библиотека, Кунсткамера, Демидовы, И. И. Тауберт, коллекции.

История первого в России музея - петровской Кунсткамеры и одной из старейших сохранившихся библиотек - академической - издавна привлекают внимание исследователей истории русской культуры. Богатому событиями прошлому Кунсткамеры посвящено монографическое исследование Т. В. Станюкович 1. К юбилеям Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (фактически - к общему юбилею Кунсткамеры и Библиотеки Академии наук) было подготовлено и опубликовано несколько сборников, содержащих исследования по истории их замечательных собраний 2. На официальном сайте РАН размещен проект «Кунсткамера (1714-1836): к 300-летию первого академического музея» 3.

1 Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук. М.; Л., 1953.

2 250 лет Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого / Отв. ред. Л. П. Потапов. М., 1964 (Сборник МАЭ. Т. 22); 285 лет петербургской Кунсткамере: материалы итоговой научной конференции МАЭ РАН, посвященной 285-летию Кунсткамеры / Отв. ред. Ч. М. Таксами. СПб., 2000 (Сборник МАЭ. Т. 48).

3 См.: http://www. ras.ru/kunstkamera/f27eca03-bd7c-4706-943a-22da91f03f2c.aspx.

© И. Н. Юркин, С. П. Калита. ВИЕТ. 2014. № 3. С. 102-128

Несмотря на неизменный интерес к теме, далеко не все периоды истории Библиотеки АН и Кунсткамеры изучены в равной степени подробно. Один из недостаточно разработанных периодов - почти два десятилетия после пожара, случившегося в академических палатах в конце 1747 г., годы, в течение которых книги и экспонаты хранились в доме Демидовых 4 на Васильевском острове. Удивительно: тот факт, что некоторое время эти коллекции находились в Кикиных палатах, упомянут в любом издании, посвященном истории Кунсткамеры, в то время как вдвое более продолжительное их пребывание в городской усадьбе Демидовых может быть в них и не отмечено 5. Столь длительное нахождение ценнейших коллекций в этом чужом для них частном доме составляет целую эпоху в истории как библиотеки, так и Кунсткамеры. Между тем многие вопросы, приходящие в голову при обращении к этому периоду, не ставились или, поставленные, были разработаны недостаточно глубоко.

Интересный аспект этой истории - ее связь с жизнью и академической работой М. В. Ломоносова. Большая часть его деятельности в академии приходится на время, когда Библиотека АН и Кунсткамера находились в доме Демидовых. Обращаясь к их собраниям, он его, несомненно, неоднократно посещал. Занимаясь академическими делами в качестве советника Академической канцелярии, он не мог оставаться (и не оставался) в стороне от проблем, связанных с подготовкой возвращения библиотеки и Кунсткамеры в восстанавливаемые для них помещения. Контактам Ломоносова с Кунсткамерой посвящена специальная статья Н. П. Копаневой 6. Как нам представляется, приведенный в ней материал может быть дополнен.

Настоящая статья преследует цель обогатить знания об истории академических библиотеки и Кунсткамеры в период, когда они находились в доме Демидовых, попытаться выявить «движущие силы» образующих эту историю событий, выделить объективную и субъективную их составляющие. Достижение цели предполагает поиск ответа на ряд вопросов. Почему эти подразделения академии оказались именно в демидовском доме? Почему, попав в него, они так долго в нем оставались (в связи с этим - какими были в эти годы отношения владельца дома и временного им пользователя)? Кто и как коллекции здесь хранил, пополнял, использовал? На большинство из этих вопросов какие-то ответы в литературе найти можно, но многие из них представляются нам по меньшей мере неполными.

Существенно продвинуться в понимании содержания, подоплеки и логики событий позволяют документы фонда Демидовых, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов. Наибольший интерес представ-

4 До 1745 г. здание принадлежало А. Н. Демидову, с 1745 по 1757 г. - его наследникам, с конца 1757 г. - Н. А. Демидову. Соответственно для периода с декабря 1747 по 1 декабря 1757 г. пишем «дом Демидовых», далее по 1767 г. включительно - «дом Н. А. Демидова».

5 См., например, сайт, посвященный истории Кунсткамеры. Он сообщает, что после пожара «сохранившиеся книги и вещи срочно перевозились в ближайшие к Кунсткамере дома», не уточняя, в какие (http://www.ras.ru/kunstkamera/a60adfe7-d08e-4cb6-800b-342599d81b2f.aspx).

6 См. об этом: Копанева Н. П. М. В. Ломоносов и Кунсткамера // Ломоносовские чтения в Кунсткамере. К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова / Отв. ред. М. Ф. Хартанович, Ю. К. Чистов. СПб., 2011. Вып. 1. С. 8-18.

ляет архивное дело, образованное документами, отразившими многолетнюю борьбу Никиты Акинфиевича Демидова за петербургский дом, отошедший ему после раздела с братьями - тот самый, в котором «гостили» Библиотека АН и Кунсткамера. Это дело дополняют материалы других единиц хранения того же фонда.

На пожаре и пепелище (декабрь 1747 - январь 1748 г.)

5 декабря 1747 г. в Петербурге, на Васильевском острове, в здании, где размещались академические библиотека и Кунсткамера, случилось происшествие, на многие годы определившее последующую их судьбу: «учинился» пожар 7. После разбирательства вину за него возложили на неаккуратного сторожа, но высказывались и другие предположения. Ломоносов исток будущего несчастья усматривал в затеянном И. Д. Шумахером перемещении подразделений академии:

...во время сей перемены переведены были некоторые мастеровые люди в кунсткамерские палаты, в такие покои, где печи едва ли с начала сего здания были топлены и при переводе тогдашних мастеров либо худо поправлены или и совсем не осмотрены 8.

Передавая один из циркулировавших слухов, он писал, что источником возгорания могло явиться лежавшее близ трубы бревно, «кое от топления загорелось».

Утрачено было многое (Ломоносов: «Погорело в Академии, кроме немалого числа книг и вещей анатомических, вся галерея с сибирскими и китайскими вещами, Астрономическая обсерватория с инструментами, Готторпс-кий большой глобус, Оптическая камера со всеми инструментами и старая Канцелярия с остававшимися в ней архивными делами...» 9). Но значительную часть книг и большинство музейных предметов удалось от огня спасти. Вынесенные через двери и выброшенные из окон, первое время они лежали под открытым небом: «.на реке (то есть на берегу. - И. Ю., С. К.) кладены были» 10.

На следующий после пожара день глава Академической канцелярии Иоганн Даниил (Иван Данилович) Шумахер и унтер-библиотекарь Иоганн Каспар (Иван Иванович) Тауберт (именно в его непосредственном ведении находились академические библиотека, Кунсткамера и Медальный кабинет (он же Минцкабинет) рапортовали о «пожарном случае» президенту Академии наук действительному камергеру графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Степень понесенного ущерба была не ясна, оценить ее можно было лишь

7 Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1895. Т. 8 (1746-1747). № 831. С. 618.

8 Ломоносов М. В. Краткая история о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М.; СПб., 2012. Т. 10. № 471. С. 230.

9 Ломоносов. Краткая история о поведении Академической канцелярии. С. 230.

10 Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 8. № 828. С. 615.

разобрав спасенное. Ускорить работу мог «особливый дом для разобрания вещей», который они уже присмотрели. По их мнению, «Демидова (курсив в оригинале. - И. Ю., С. К.) каменный дом, как для близости, так и для безопасности, за способнейший признавается» 11. Пока же спасенное имущество «в крайнем непорядке» временно разместили в других академических палатах, а также в располагавшемся поблизости доме Строгановых (академия снимала его для своих учеников и их учителей).

Предложение насчет демидовского дома понравилось Разумовскому. В поданном императрице Елизавете Петровне 7 декабря рапорте он писал, что вещи надо «расположить опять в порядок» 12, а для этого «потребен особливый дом, который бы был от огня безопасен». Таковы находящиеся «в самой близости» от академических палат «палаты дворян Демидовых (курсив в оригинале. - И. Ю., С. К.), которыя больше железом, нежели деревом снабдены». «Не повелите ли, - спрашивал Разумовский, - оный [.] отдать под библиотеку и кунсткамору до будущаго соизволения и высочайшей своей резолюции»? Дом, хотя и тесен, все же достаточен, чтобы «разобраться» «о всех подробно вещах: которые сохранены, которые пропали и которыя от повреждения исправить в непродолжительном времени должно» 13.

Дом, привлекший внимание академии, находился поблизости от пострадавшего здания - на берегу Малой Невы недалеко от стрелки Васильевского острова, между палатами, с запада, княгини А. И. Голицыной 14, с востока - баронов братьев Строгановых. Палаты были трехэтажными, на подвалах, тянулись вдоль улицы на 20 саженей с аршином при ширине 9 саженей (44 х 19,5 м) 15. Ф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком