научная статья по теме Аксиологические аспекты российской полиментальности Биология

Текст научной статьи на тему «Аксиологические аспекты российской полиментальности»

психология

(PSYCHOLOGY)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТИ

Захарова А.Н.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация

axiological aspect of Russian polymentality

Zakharova A.N.

Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation

В статье анализируются аксиологические аспекты российской полиментальности, рассматриваемой как системная целостность, отдельные структуры которого содержат в себе качественные различия в образе жизни, умонастроении, мировоззрении, духовных и экономических ценностях, нормах поведения этнических и конфессиональных общностей Российской Федерации. Проведен анализ исследований базовых, доминирующих ценностей российского населения, в том числе, оказывающих влияние на формирование экономического сознания и поведения населения.

Ключевые слова: российская полиментальность; ценности; аксиологические аспекты; российское население; исследовательские подходы; базовые ценности; экономический менталитет.

The article analyzes the axiological aspects of Russian po-lymentality, which is regarded as a system integrity, individual structures which contain the qualitative differences in lifestyle, mindset, outlook, spiritual and economic values, norms of behavior of ethnic and religious communities of the Russian Federation. The analysis of the research base of the dominant values of the Russian population, including those affecting the formation of economic consciousness and behavior of the population. The author analyzes research of the dominant values of the Russian population, including those that affect the formation of economic consciousness and behavior of the population.

Keywords: Russian polymentality; values; axiological aspects; Russian population; research approaches; dominant values; economic mentality.

Каждый народ имеет свою исторически сложившуюся структуру социального сознания, строй мышления, иерархию ценностей, которые активно проявляются в повседневной жизни, в индивидуальной психике, поведении. Основой менталитета любого народа являются ценности, отражающиеся в его сознании [12]. Феномен ценностей привлекает внимание многих наук, поскольку ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее спорных и притягательных объектов исследо-

вания философии, этики, социологии, культурологи, психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей научного знания. В условиях современного российского общества, динамичных социально-экономических и социокультурных процессов, аксиологическая проблема стала особенно актуальна.

Проведем анализ публикаций, посвященных изучению ценностной сферы российского населения, и обратим особое внимание на аксиологические аспекты феномена, который мы рассматриваем как российскую полиментальность. Это связано с тем, что в нашей многонациональной стране в российском менталитете будут проявляться особенности образа жизни, традиций, обычаев тех народов, у которых исторически обусловлены проявления их национальной культуры, языка, вероисповедания. Эти качественные различия российского менталитета и определяют его полиментальность, т.е. тесную взаимосвязь проявлений различных менталитетов. Данный термин предложен отечественным ученым В.Е. Семеновым и обоснован им в ряде научных публикаций [15]. В данной работе мы рассматриваем российскую полиментальность как системную целостность, отдельные структуры которого содержат в себе качественные различия в образе жизни, умонастроении, мировоззрении, духовных ценностях, нормах поведения этнических и конфессиональных общностей Российской Федерации. При изучении аксиологических аспектов российской полиментальности особую научную новизну, на наш взгляд, представляет изучение проявлений российской полимен-тальности в сфере экономической жизнедеятельности человека. Данные особенности российской полиментальности оказывают значимое влияние на эффективность проводимой государством

экономической политики, реализацию экономической стратегии правительства. Взаимосвязь менталитета с экономическим поведением населения России, т.е. специфические проявления российской полиментальности в сфере экономической жизнедеятельности человека, автором рассматривается как «экономический менталитет в структуре российской полиментальности» [6, 7, 8].

Рассматривая этнопсихологические особенности характеров, некоторые авторы выделяют ценности контрастных менталите-тов «северной группы стран» - народы Центральной и Северной Европы и «южной группы стран» — Южная Европа, Африка, Индия [14]. Народы «южной группы стран» видят смысл и ценность существования человека не столько в постоянной трудовой деятельности, сколько в радости самой жизни, восприятии окружающего мира, время для них нелимитированный фактор. Подобное восприятие ценностей сказывается на экономической политике правительства, недостатке экономической дисциплинированности, отсутствии четкой экономической ориентации. Менталитет народов Центральной и Северной Европы, США, Канады сказывается в том, что смысл жизни для них — достижение новых результатов, в самой человеческой деятельности. Время для них постоянно дефицитный фактор. Экономическая политика государства имеет, как правило, четкую стилистически очерченную экономическую цель.

Анализируя специфику российского менталитета, В.М. Соко-линский полагает, что ей свойственна: более слабая ориентация на ценности рационализма по сравнению с «северной группой стран»; повышенная тягу к духовной, душевной, эмоциональной

стороне жизни; относительно высокая доля иррационализма, а в связи с этим - наличие определенной непредсказуемости поведения; отсутствия у преобладающей части населения тяги к самостоятельности, к активному проявлению своей личностной роли (как это имеет место в «северной группы стран, особенно там, где наиболее широко распространено реформистское направление христианства, — США, Англия, ФРГ); стремление к групповой форме существования, что исторически обусловлено как неблагоприятным климатом, так и невысокими материальными условиями [17]. Ученые выделяют в качестве структурной особенности менталитета русского народа преимущественное развитие духовного измерения менталитета, в отличие от преимущественного развития социального измерения у народов Западной Европы и Северной Америки [19].

П.И. Смирнов убедительно показывает, что система ценностей русского народа сложилась еще в средние века, кузницей же русского духа была община. Древняя и важная социальная ценность для русского народа - это коллектив. Коллектив, а до ХХ в. -крестьянская община, «мир», понимался как основа и предпосылка существования любого человека. Поэтому одной из самых фундаментальных ценностей русского народа является требование социальной справедливости. При этом справедливость понимается как изначальное социальное равенство людей, основанное на экономическом равенстве, прежде всего, на земле [16].

Попытка связать доминирующие ценности российского населения с возможным влиянием природных и социально-экономических условий и факторов проведена в работе М.А. Винокурова и А.Д. Карнышева [2]. Так, отсутствие частной собственности на

землю в исторической перспективе связывается как со слаборазвитым стремлением к вульгарному накопительству, мздоимству, поддержкой коллективистских мотивов труда и хозяйствования и неразвитостью чувства хозяина, так и с явно недостаточным уважением к чужой собственности, легкости в присвоении чужих вещей, и на современном этапе развития общества. Невозможность выполнять ряд работ в одиночку, без совместных усилий -со склонностью к коллективным формам деятельности, к помощи соседям и общинникам; отзывчивости и доброты, а вместе с тем с привычкой к решению разных проблем с помощью «авралов», обращение к силам «других»; привычкой к штурмовщине.

В своих работах В.Е. Семенов, исследуя значимость различных характеристик менталитетов и менталитетов православных конфессий (исламский, буддийский, иудейский и др.) на уровне прикладных социологических исследований, утверждает, что в современном российском обществе преобладают православно-российский и коллективистско-социалистический менталитеты, которые не совместимы с моделью западно-протестантского капитализма [15]. В каждом из базовых российских менталитетов, входящих в российскую полиментальность, по мнению В.Е. Семенова, преобладают свои ценности:

■ православно-российский - имея тысячелетнюю историю на Руси и в России представляет ценности Бога, Духа, заповедей Христовых, святости, совести, соборности;

■ коллективистско-социалистический - выражает ценности коллективизма, вождизма, конформности, социальной справедливости, труда на благо общества, утопической веры в коммунизм, заменившей религию и др.;

■ индивидуалистско-капиталистический - репрезентирует ценности индивидуализма, упрощенного рационализма, личного успеха, прагматизма, денег как абсолютной универсалии и др.;

■ криминально-мафиозный - выражает ценности вульгарного материализма и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановую иерархию, мифологию, ритуалистику.

В аналитическом докладе «Стратегия реформирования экономики России», подготовленном Институтом экономики РАН, к числу российских ценностей, определяющих специфику экономического реформирования в России, были отнесены [18]:

■ вторичность материально-экономических факторов, высокая роль неэкономических факторов успеха, моральных, духовных стимулов к труду;

■ сакральное отношение к государству и его интересам как к высшей ценности;

■ традиции отношения к богатству, собственности в духе коллективизма и общинности, равенства и социальной справедливости;

■ соборность, понимаемая как общенациональный, всесословный, межкорпоративный, межконфессиональный способ выработки и утверждения общенациональных ценностей достижения национального согласия.

Одной из наиболее известных исследований доминирующих ценностей, национальной культуры, этноменталитета человека на современном этапе принадлежит голландскому ученому

Г. Хофштеду. Суммируя наиболее важные раз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком