научная статья по теме Актуальность исследования философского аспекта романтизма Биология

Текст научной статьи на тему «Актуальность исследования философского аспекта романтизма»

УДК 1(091)

А.С. Мамедова

Институт философии, социологии и права НАН Азербайджана г. Баку, Азербайджан

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО АСПЕКТА РОМАНТИЗМА

Как универсальное социокультурное течение в истории философской мысли романтизм создал систему художественно-образного освоения мира, обосновал не столько естественно-научное понимание предметов и явлений действительности, сколько их чувственно-эмоциональное, художественно-философское восприятие.

Романтизм как общекультурного направления, возникшее на определенной ступени общественного развития и сформировавшееся в тесной связи с философской, научной, социальной, политической, эстетической, этической и другими формами художественно-образного, рационального и иррационального освоения мира, романтизм занимает особое место в истории общественной и философской мысли.

Распространившееся на идеологическую и политическую жизнь, это течение превратилось в неотъемлемую составную часть национального возрождения тех стран, где оно существовало. Романтизм развивался на почве духовной культуры нации, отличался своеобразным отношением к проблемам, порожденным существующей действительностью той или иной страны. Развивая местный образ жизни и способы мышления, восприятия и освоения мира, отражая исторические пути развития народа, обычаи и традиции, национальные корни, язык и культуру, романтизм, возникший в разных странах в различное время, приобрел национальные особенности, сохранив тем не менее свою идейную целостность.

Хотя особенности развития такого универсального социокультурного течения, как романтизм, в той или иной стране, творчество его отдельных представителей и были объектом исследования, все же на сегодняшний день практически отсутствуют какие-либо исследования, посвященные романтизму как важному этапу в глобальном культурном пространстве и истории философской мысли. С этой точки зрения, наряду с различными аспектами проявления романтизма в истории философии, эстетике, этике, естествознании, исследования творческие принципы и методология романтизма представляют актуальность.

В целом актуальность исследования философского аспекта Романтизма обусловлена, на наш взгляд, следующими факторами:

1. Исходя из требований принципа преемственности, представляется важным исследование места и роли романтического течения в истории общественно-политической мысли, а также его влияния на дальнейшее развитие мировой общественно-политической и художественной мысли.

2.В связи с неиследованностью представляет актуальность анализ идеологического влияния романтического течения как неразрывной части национального возрождения стран, на политическую жизнь стран, где оно в конце XVIII - начале XX вв. существовало, той духовной почвы, которая воспитала его видных представителей, их адекватного или неадекватного отношения к проблемам, порожденным действительностью, временем.

3. Возникнув в глобальном культурном пространстве в определенный исторический период времени, это универсальное течение охватило все области знания и творчества. Оно распространилось на художественную литературу (Гете, Байрон, Гейне и др.), литературоведение и филологию (братья В. и Й.Гримм, Л.Тик, В.Г.Вакенродер и др.), естествознание (Риттер, Стеффенс, Гюльзен), музыку (Шуберт, Шуман, Лист и др.), изобразительное искусство (Т.Жерико, Е.Делакруа и др.), театр (Е.Кин, Л.Девринта, Х.Моден и др.), теологию (Шлейермахер, И.Г.Гаман, Ф.Х.Якоби и др.), социологию (Карлейль), философию (Шеллинг, Ф.Шлегель, Новалис), а также на историографию, герменевтику, эстетику и т.д. Распространяя свое творчество на различные сферы знания, представители романтизма демонстрировали «универсальность». Например, Новалис наряду с художественным творчеством, занимался наутрфилософией, математикой, медициной и т.д. Тик был поэтом, драматургом и литературным критиком. Шеллинг пытался объединить философию, мифологию, медицину и физику. Риттер был физиком, поэтом и публицистом. Братья А. и Ф.Шлегель занимались вопросами филологии, эстетики и искусствоведения. Шлейермахер интересовался не только теологией, но и проблемами морали.

4.Будучи многогранным течением, романтизм в определенном смысле возник как реакция на утрату надежд, связанных с Просвещением. Философы, ученые и писатели, не видевшие ожидаемых результатов в реальности, стали искать неклассические способы познания мира, новые пути преобразования общества. В отличие от способов, испробованных просветителями и подтвердив-

ших свою нежизнеспособность, романтики отдавали предпочтение поиску магических способов и путей, иррациональных методов и ненаучных принципов.

5.В Америке, Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке романтизм определенном смысле возник как реакция на утрату надежд просветителей. Философы, ученые и писатели, не видя ожидаемых результатов в реальности, стали искать новые пути преобразования общества. Романтики, переживавшие кризис, неэффективность рациональных способов и средств, применяемых просветителями, в отличие от своих предшественников в поисках совершенного человека и идеального общества отдавали предпочтение мистическим, эзотерическим способам восприятия мира. С этой точки зрения романтизм, независимо от того, где он возник, представляет собой целостное течение.

6 Надо отметить, что романтизм изучался только в рамках литературоведения и искусства. Как универсальное движение в глобальном социокультурном пространстве и как этап в истории общественной и философской мысли романтизм мало изучен. Хотя исследователи по мере возможности и использовали политико-экономические, литературоведческие и другие эпитеты романтиков, частично касаясь проявлений романтизма в искусстве, эстетике и политической идеологии, все же в целом они не уделяли должного внимания определению места романтизма как универсального течения в различных областях знания, силы его воздействия на общественно-идеологическую сферу.

7.Невозможно однозначно, исходя из единого критерия, оценить труды и статьи, посвященные романтизму и творчеству его представителей. Подходы авторов к проблеме, обосновываемые ими изначальные теоретические и методологические принципы, методы исследования находились под серьезным влиянием «социального заказа» той или иной эпохи. В связи с этим наблюдается большой разброс мнений относительно изучаемой проблемы. В большинстве советских исследований романтизм односторонне трактовался как художественное явление, обосновывавшее идеалистическое мировоззрение, как метод, противоположный «пролетарскому реализму». Некоторые исследователи предлагали даже отказаться от романтизма как метода, являющегося, по их мнению, «воплощением идеалистических настроений» (достаточно вспомнить лозунг «Долой Шиллера»). Другие же исследователи, «идя на уступки романтизму», представляли его как составную часть социалистического реализма. К сожалению, эти уступки не изменили общее отношение к романтическому течению, напротив, раскололи его идейное единство, привели к раздвоению его целостности. Для авторов, следовавших принципу «или-или», навешивание ярлыков типа «прогрессивный - реакционный», «активный - пассивный», «революционный-консервативный», «народнический - индивидуалистский», «националистический-космополитический» и др., превратилось в общепринятый «методологический» стиль. Такого рода тенденция, укоренившаяся как в общественной мысли и истории философии, так и литературоведении, критике, проявилась и в отношении к творчеству романтиков.

8.Однако хотелось бы особо отметить, что в годы советского режима господствовал методологический, теоретический и идеологический догматизм, который, как «Домоклов меч», висел над всем, в том числе и над философией. Исследователь не мог выходить за пределы «установленных» теоретических, идеологических и методологических стереотипов. Исследователи наследия романтиков также не избежали этой «социальной болезни». Именно поэтому сформировавшийся с начала XVIII века и проявившийся в философии, художественной литературе, литературоведении, эстетике, прикладном искусстве, музыке, театре, социологии, историографии, в ряде естественных наук романтизм исследовался с необъективных позиций. Для преодоления этого серьезного недостатка представляется актуальным исследование данной проблемы на основе принципа теоретического, идеологического и методологического плюрализма.

9. Философский аспект романтизма сформировался под влиянием учения Спинозы, Руссо, Гердера, Гегеля, Фихте и др. Проблемы онтологии, гносеологии, этики, эстетики, обсуждавшиеся в истории философской мысли, исследовались в романтизме на почве нетрадиционной, новой методологии и эзотерического способа мышления. Философские основы романтизма сформировались в Йенской школе в Германии. Новое отношение к классическим и традиционным философским проблемам привлекало внимание многих философов и ученых, вызывая у них интерес.

10. В связи с процессами глобализации, развернувшимися в XXI веке, в целях обеспечения диалога культур, опоры национального и индивидуального сознания на духовные ценности и менталитет, преемственности современности и исторической памяти, традиций и новаций одной из актуальных задач является определение направления, способов и средств формирования национального самосознания, объективное и бескорыстное изучение социальной и духовной памяти народа на соответствующей теоретической и методологической основе. С этой точки зрения одним из моментов, актуализирующих наше исследование, является изучение идеологического влияния романтизма на формирование национального самосознания народов мира.

11.Традиции романтизма как универсального социокультурного течения оказали влияние на творчество многих мыслителей, в том числе А.Шопенгауера, Ф.Ницше, З.Фрейда, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера. Романтические традиции продолжили такие течения, как «Философия жизни», экзистенциализм, импрессионизм, модернизм. Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что романтические традиции в истории философии, эстетике, этике, музыковедении, историографии, публицистике, экономической теории, правовой теории, социол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком