научная статья по теме Актуальные проблемы социализации российского жилищного законодательства в контексте идей Конфуция и норм современного права Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Актуальные проблемы социализации российского жилищного законодательства в контексте идей Конфуция и норм современного права»

УДК 347.44

Актуальные проблемы социализации российского жилищного законодательства в контексте идей Конфуция и норм современного права

А.А. Титов,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова

Россия, Москва

anatoli-tito@yandex.ru

Рассматриваются вопросы нравственного и правового характера в контексте идей о добре и любви китайского мыслителя Конфуция. Эти идеи в определенной мере нашли отражение в российском законодательстве. Вместе с тем в статье отмечаются недостатки действующего жилищного законодательства и вносятся предложения по его совершенствованию в целях расширения жилищных прав граждан.

Ключевые слова: китайский мыслитель и философ Конфуций, идеи Конфуция о добре и счастье, связь идей Конфуция с современным российским законодательством, жилищные права граждан, проблемы российского жилищного законодательства в части удовлетворения жилищной потребности граждан.

Идеи Конфуция как актуальные моральные принципы гуманизма и добродетельности.

Сегодня мы вспоминаем выдающихся философов прошлого, пытаемся увязать их идеи о великодушии, добродетели и любви с современностью и найти эти идеи в российском законодательстве, в частности с точки зрения закрепления в нем социальных гарантий.

Среди таких мыслителей особое место занимает китайский философ Конфуций (кит. Кун-Цзы), который родился около 551 г. до н. э. в царстве Лу. Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве [5, с. 2—24]. Однако сейчас Конфуций нам интересен не тем, что он занимал высокий государственный пост, а тем, что является носителем вечных идей о добре, любви и других гуманистических идей, которые не утратили свое значение в настоящее время.

Как известно, Конфуций выдвинул свою теорию управления на основе добродетели (правил поведения). Он говорил: «Если руководить народом с помощью законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний, народ будет стремиться избежать наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения, народ будет знать стыд и исправится» [4, с. 24—29]. Здесь под добродетелью имеется в виду нравственное перевоспитание, а под правилами поведения — система правил, главным образом система родовых отношений.

Идея об управлении на основе добродетели является продолжением и развитием идеи Чжоу-гуна, выраженной в словах: «Уважать добродетель, охранять народ».

С точки зрения Конфуция, управление на основе добродетели — лучший способ защиты чжоуских правил поведения. Он считал: «Правящий с помощью добродетели подобен Полярной звезде, которая занимает свое место, а все другие звезды окружают ее». Смысл цитаты — если, управляя государством, правитель пользуется методом морального перевоспитания, он становится подобным Полярной звезде, он будет спокойно занимать свое место, а народ, являющийся его слугой, будет окружать его, подобно звездам. Главная причина того, почему управление на основе добродетели имеет такую силу, может быть выражено всего лишь в одном понятии «человеколюбие». Конфуций был уверен в том, что народ сначала надо «сделать богатым», а затем «воспитать его». Он говорил: «В государстве должно быть достаточно пищи и достаточно оружия, и тогда народ будет доверять правителю».

Касаясь принципов (идей), проповедуемых Конфуцием, для наглядности приведем ряд его афоризмов, которые в основном посвящены управлению государством и взаимоотношениям правителя со своим народом.

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести».

«Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усерди-

ем. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам».

«Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие».

«Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном».

«Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи».

«Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?»

«Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего».

«Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».

«Будь всегда внимателен к тому, что делаешь, и ничего не считай недостойным внимания. Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране устанавливается благоустройство. А когда в стране устанавливается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной» [5, с. 201—206].

Конечно, не один Конфуций внедрял в сознание людей идеи великодушия, добродетели и любви. Сходные постулаты выдвигали и другие мыслители во все времена. В частности, многие философы прошлого говорили о необходимости связи каждого человека с его родиной и народом, подчинении личных интересов общественным (государственным) интересам. Например, известный российский революционный демократ XIX века Н.Г. Чернышевский в своей теории «разумного эгоизма» считал критерием морали достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» являлась фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности».

Можно привести некоторые выражения из нашего русского (российского) багажа народной мудрости. Например, указывая на имеющиеся недостатки в государстве, люди говорят: «Рыба гниет с головы», тем самым подчеркивая, что прежде всего виноваты руководители государства. Есть и такое выражение: «Ты меня сначала накорми, а потом запрягай». В

данном случае имеется в виду, что нужно сначала позаботься о народе, а потом ставить перед ним какие-то задачи. Вместе с тем следует отметить, что не всегда правители следовали этим идеям: многим нравилась единоличная власть. Например, в Римской империи единоличное распоряжение императора признавалось законом: «Что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законом не связан» [6, с. 21].

Конституционное и законодательное закрепление нравственных ценностей в современном российском государстве. Возникает ряд вопросов: как указанные выше нравственные идеи Конфуция и других мыслителей находят отражение в современном человеческом обществе, в том числе во взаимоотношениях российского государства (в лице соответствующих органов и должностных лиц) и его граждан? в какой мере данные идеи и принципы закреплены в действующем законодательстве?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. В последние двадцать лет в России происходили глубокие политические, социально-экономические и правовые изменения, вызванные переходом страны к рыночным отношениям. Несмотря на лукавство властей относительно характеристики нашего государства, ясно, что Россия в начале 1990-х годов перешла к капиталистическим отношениям. Ученые-историки считают, что начиная с 1992 года в стране произошла реставрация капитализма [3, с. 46—50]. Народ хотел получить капитализм с «человеческим лицом», а на практике: «хотели как лучше, а получилось как всегда» (этот афоризм, как известно, принадлежит известному политику В.С. Черномырдину), т. е. так, как зачастую что-то делается в России, — с массой проблем и недостатков. За последние два десятилетия в значительной степени обесценились прежние нравственные ценности, и эта ситуация, сложившаяся в обществе, несомненно, отразилась в российском законодательстве, несмотря на то, что в нашем основном законе — Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) имеются многие положения, гарантирующие права граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В частности, в Конституции РФ содержится несколько статей, которые закрепляют, можно сказать, уважительное, доброжелательное и заботливое отношение государства к человеку:

— статья 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»;

— часть 1 ст. 7: «Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;

— части 1 и 2 ст. 40: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище»;

— часть 2 ст. 55: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Из приведенных положений (принципов) Конституции РФ мы видим, что государство должно уважать своих граждан и заботиться о них, в частности, обеспечивать реализацию их права на жилище. Другими словами, государство в целом по стране и в отношении каждого гражданина (человека) должно решать жилищную проблему — одну из важнейших социально-экономических задач.

Следует отметить, что и международные акты закрепляют идеи гуманизма, т. е. человеколюбия. Например, Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, закрепляет, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, ...включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния е

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком