научная статья по теме АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ИСПАНИИ»

ИБЕРИЙСКИЙ АСПЕКТ

Н.М.Боголюбова, Ю.В.Николаева

Актуальные тенденции внешней культурной политики Испании

В статье рассматриваются проблемы внешней культурной политики Испании на современном этапе, особенности ее документального оформления и практической реализации.

Ключевые слова: культурный обмен, национальные традиции, европейская тенденция «мягкая сила».

Особенностью современных международных отношения является возросший интерес со стороны правительств многих стран к культурному сотрудничеству. В последнее время в научной практике постепенно утверждается и находит широкое применение концепция «мягкой силы», сформулированная известным американским политологом, представителем неолиберальной школы Джозефом Наемом1. Теоретические взгляды ученого основаны на богатом опыте многих государств, которые уже на протяжении долгого времени успешно использовали потенциал культуры, культурных контактов для достижения политических целей и формирования позитивного образа страны в международном сообществе.

Концепция «мягкой силы» сегодня находит продолжение в отдельном направлении политической деятельности современных государств — внешней культурной политике. В настоящее время сложился довольно широкий круг стран, которые проводят активную внешнюю политику, занимаются продвижением национальной культуры и языка в мире, и вполне успешно используют свои достижения в этой сфере для укрепления позиций и международного авторитета.

Испания, безусловно, относится к числу тех стран, которые обладают уникальным культурным наследием и успешным опытом проведения мероприятий международного уровня. Одним словом, для Испании междуна-

Наталья Михайловна Боголюбова — кандидат исторических наук, доцент СПбГУ (nmbog1@rambler.ru); Юлия Вадимовна Николаева — кандидат исторических наук, доцент СПбГУ (moUycat@mail.ru).

родное культурное сотрудничество всегда являлось приоритетом внешней политики «...выставки, фестивали, концерты, деятельность различных центров, фондов, всевозможные научные конгрессы — все это более чем убедительно подтверждает роль и место этого направления как внутри Испании, так и за ее рубежами», отмечено российскими исследователями2.

Важность международного культурного сотрудничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях ведущих политиков страны. На встрече послов зарубежных государств в 2008 г. премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро в своем докладе отметил особую значимость сотрудничества в этой области для внешней политики государства, сказав, что «культура является существенной составляющей любого государства, претендующего на важные позиции в мире. Развитие дипломатии и внешних сношений позволяет нам лишь утверждать, что наш язык и культура вместе с Его Величеством Королем Испании являются нашими лучшими посланниками за рубежом»3.

Рассматривая особенности современной внешней культурной политики Испании, необходимо отметить, что в ней учитываются не только национальная специфика и многовековые традиции страны, но также общеевропейские тенденции и опыт государств, имеющих значительные практические наработки в этом вопросе. В течение 2009—2012 гг. во многих государствах предпринимались серьезные шаги по модернизации национальных концепций внешней культурной политики. Был разработан и принят целый ряд документов, отражавших как накопленный опыт, так и новые тенденции, связанные с развитием сотрудничества и продвижения национальных культур. Так, например, в 2009 г. во Франции министром иностранных дел Б.Кушнером был сделан ряд заявлений о реформировании концепции внешней культурной политики страны4 в условиях глобализации. В конце 2010 г. в России были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», в которых нашли дальнейшее развитие тезисы внешней культурной политики 2000 г.5. В декабре 2011 г. на путь модернизации своей внешней культурной политики вступила ФРГ: был обнародован доклад федерального правительства Германии «Внешняя политика в области культуры и образования Германии» .

Общеевропейский процесс обновления концепций национальных внешних культурных политик оказал определенное влияние и на правительство Испании, став тем побудительным мотивом, который ускорил принятие нового, обобщающего документа, учитывающего как общемировые тенденции межкультурного взаимодействия, так и национальные интересы Испании.

Таким документом стал «Национальный план внешней культурной деятельности» (Plan nacional de acción cultural exterior), принятый в апреле 2011 г.7. Его разработчиками являлись основные акторы внешней культурной политики Испании: министерство иностранных дел и сотрудничества, министерство культуры Испании, Институт Сервантеса, общество «Испанская культурная деятельность» (АСЕ, Acción cultural Espanola). Появление данного документа ознаменовало собой новый этап в развитии документальных и содержательных основ внешней культурной политики Испании, обозначив необходимость дальнейшего совершенствования и активизации

этой деятельности. План окончательно узаконил и официальное употребление термина «внешняя культурная деятельность» (accion cultural exterior), хотя наравне с ним в официальной терминологии можно встретить и такие понятия, как «внешняя культурная политика» (la política cultural exterior) и «культурная дипломатия» (la diplomacia cultural).

Новый документ предусматривает так называемые «четыре оси деятельности». Это, во-первых, содействие сохранению наследия и культурному самовыражению, во-вторых, интернационализация культурных и творческих индустрий, в-третьих, поощрение межкультурного диалога и, в-четвертых, поддержка культурного сотрудничества в целях развития.

В преамбуле подчеркивается растущая значимость культуры в современном обществе. Авторы документа делают акцент на то, что функции культуры в нынешних условиях значительно расширились. Культурный сектор стал существенной частью ВВП многих государств, как развитых, так и развивающихся, он нередко рассматривается в качестве важнейшего источника рабочих мест в национальных экономиках. Культура была и остается одной из наиболее обсуждаемых тем как в традиционных средствах массовой информации (печать, телевидение), так и в недавно созданных (интернет, социальные сети). Наконец, национальная культура вносит неоценимый вклад в формирование национальной идентичности и чувства принадлежности к единой этнокультурной общности. Именно на таком максимально широком понимании и строится концепция современной внешней культурной политики Испании.

В Плане представлен обстоятельный анализ внешней культурной деятельности Испании за истекшие 20 лет. Особую роль в продвижения испанской культуры в мире играет Институт Сервантеса, который за время своего существования внес неоценимый вклад в установление крепких связей со странами-партнерами и формирование обновленного образа Испании. Несмотря на то, что Институт Сервантеса довольно молодой центр (он был создан в 1991 г.), его опыт уже рассматривается многими странами в качестве образца эффективной деятельности по продвижению национальной культуры и языка за рубежом. Например, в последних документах внешней культурной политики Франции (страны с большими традициями в области культурной дипломатии!) Институт Сервантеса признан образцом для французской культурной заграничной сети8.

Успехи внешней культурной политики Испании, которые были достигнуты за последние годы, по мнению разработчиков плана, стали результатом согласованных действий гражданского общества и компетентных в этой сфере общественных институтов, а также государственных органов: министерства иностранных дел и сотрудничества и министерства культуры. Именно в этом направлении и будет развиваться «архитектура управления» внешней культурной политикой страны, когда наравне с государственными акторами будет повышаться роль общественных организаций, в частности Института Сервантеса.

Помимо констатации успехов в документе дан анализ проблем, с которыми Испания сталкивается на пути реализации своей внешней культурной политики. Во-первых, существует дисбаланс между импортом и экспортом культуры. К сожалению, культура Испании в своих современных формах и проявлениях еще недостаточно хорошо известна в мире по срав-

нению с ее классическим наследием. Во-вторых, серьезной проблемой является определенный дефицит качественных образцов товаров современной культурной индустрии под брендом «Made in Spain», особенно аудиовизуальных и пластических искусств, наиболее востребованных в мире и способных составить достойную конкуренцию аналогичной продукции США, Великобритании, Франции и некоторых других стран.

Наибольший интерес представляет «практическая часть» плана, в которой четко сформулированы цель и задачи внешней культурной политики Испании на ближайшую перспективу с учетом современных тенденций сотрудничества. Основными и наиболее общими целями должны стать продвижение испанской культуры и языка за рубежом, а также создание условий для лучшего понимания испанской культуры в мире. Эти фундаментальные принципы сотрудничества были сформулированы еще в начале 2000-х годов, но сохранили актуальность и сегодня.

Однако новый план содержит ряд принципиально новых моментов, отличающих его от ранее принятых документов и отражающих актуальные тенденции внешней культурной политики страны. В «Национальном плане» отмечается необходимость сделать образ Испании более молодым, приближенным к современным реалиям культурного сотрудничества. В этом отношении особенно следует поддерживать развитие новых направлений, таких, как мода, дизайн, анимация, интерактивные развлечения, архитектура и т.д. В первую очередь следует обратить внимание на те аспекты, которые непосредственно влияют на формирование положительного образа Испании в мире, а также подчеркивать современные культурные достижения. В связи с этим акции по продвижению испанского культурного присутствия должны осуществляться не только в зонах традиционного сотрудничества, таких как Европа, США, страны Латинской Америки и средиземномо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком