научная статья по теме АКУСТИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ПОИСКЕ БИБЛИОТЕЧНОГО РЕШЕНИЯ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «АКУСТИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ПОИСКЕ БИБЛИОТЕЧНОГО РЕШЕНИЯ»

ЛЕСЯ СОКОЛЬСКАЯ

Акустический комфорт

В поиске библиотечного решен

Как свидетельствует американская библиотечная статистика, «...примерно половина пришедших клиентов не возвращаются второй раз — именно потому, что чувствуют себя неуверенно. Не знают, что делать, как себя вести, плохо знакомы с правилами библиотеки»1. Однозначно, подобная ситуация присутствует и в российских библиотеках.

Леся Васильевна Сокольская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств

Рискнём предположить, что среди комплекса причин психологической неуютности, неуверенности людей в библиотеке есть и акустические моменты, связанные с дискомфортом от чрезмерной «звенящей» тишины или же неприятием шума, незнанием «писанных» и «неписанных» правил относительно громкости разговора и допустимости телефонных звонков и т. п. Эти обстоятельства, затрудняющие поведение человека во многих ситуациях, в условиях современной библиотеки, испытывающей существенную модернизацию, чрезвычайно обострились.

Царство тишины

Любая организация имеет как визуальный, так и акустический образ. Библиотеки традиционно относят к тем, тишина в которых — естественна и обязательна, более того, тишина — главная составляющая представления об идеальной библиотеке. Действительно, как ни стихи о библиотеке — так «об этом» Красивая строка «Даруй мне тишь своих библиотек...» принадлежит перу самой Б. Ахмадуллиной.

Для складывания традиции бесшумного образа библиотеки были и есть причины, вероятно, их можно разделить на две группы. Первая — технологические причины. Библиотека много веков не требовала активного применения звукопроизводящих механизмов. Хотя различного рода подъёмники, тележки для книг в больших библиотеках используются уже столетия, а позже появились лифты, печатные машинки, телефоны, магнитофоны, передвигающиеся стеллажи, кондиционеры и другое оборудование, всё это не выводило

их за рамки «тихих учреждений» (в значительной мере благодаря тому, что шум скрадывался классическими методиками строительства, книгами, ковровыми покрытиями).

В современную библиотеку активно вошли техника, механизмы. Телевизоры, компьютеры, ксероксы, принтеры, различного рода музыковоспроизводя-щая аппаратура и прочее наполняют библиотечную атмосферу технологическим шумом (который, возможно, даже следует именовать функциональным звуком), без которого представить её уже невозможно. В результате в библиотечную жизнь привносятся серьёзные социальные, медицинские, архитектурно-планировочные проблемы. Звуковое давление вызывает стресс, ухудшает слух и отрицательно сказывается на общем самочувствии человека. Акустический психологический дискомфорт может оттолкнуть некоторых пользователей от библиотеки, снизить производительность труда библиотекарей. Возникает проблема разработки новых методик строительства библиотечных зданий, включающих использование звукоизолирующих окон, акустических материалов для стен и потолков для защиты от внешних и внутренних шумов, звукопоглощающих фильтров и др. Вопрос этот настолько специфичен, что требует особого обсуждения, в данном случае ограничимся только его постановкой.

Вторая группа причин формирования образа «тихой библиотеки» — социальные. Многовековая история библиотек создавала традицию особого храмового отношения к ней, до сих пор звучащую в метафорах типа «храм культуры». Как

-

Библиотечное ДЪЛО

известно, храм — убежище покоя и тишины, соответственно, в библиотеке-храме должна быть торжественная тишина.

Весьма существенное значение имеет факт эволюции способов чтения. Многие века чтение как действие осуществлялось только вслух, соответственно, если оно происходило в помещении библиотеки, то сопровождалось неизбежным шумом. Однако в конце XIII в. положение меняется: в университетах Сорбонны, Оксфорда, Кембриджа «...библиотеки устраиваются в центральном зале, устанавливаются столы-пюпитры, скамьи, где читатели сидят рядом....Именно вXIIIв. в библиотеках начали требовать соблюдения тишины. Прежде, когда все читали вслух, голос каждого был заслоном от другого, но когда перешли на чтение про себя, шум стал помехой»2.

Примечательно: многие последующие века библиотека существовала именно как учреждение-книгохранилище, где тихо читали «про себя», тогда как в определённые периоды в качестве альтернативы для неё были учреждения, в которых чтение и обсуждение книг проходило в бурной атмосфере. Именно в таком формате работали английские кофейни XVIII в,, осуществлявшие идею, сформулированную популярным тогда писателем-журналистом Дж. Аддисоном как «вывести философию из тиши кабинетов и библиотек, школ и колледжей и заставить поселиться в клубах и собраниях, за чайными столами и в кофейнях»ъ.

Идеологические обстоятельства развития отечественного библиотечного дела намного усугубили образ «тихой библиотеки». Пафос советского библиотечного учреждения состоял в том, что оно — руководящее чтением, назидаю-щее, что и как читать, управляющее этим процессом. Положение читателя такой библиотеки невольно заставляло его в столь значимом общественном учреждении строго соблюдать как требование «не создавать шум» правил пользования библиотекой, так и «висящие» в его атмосфере предписания подобного рода.

Действительно, атмосфера библиотечной тишины обеспечивалась и документами, и личным примером и контролем библиотекарей. До сих пор мы не

можем извести из общественного сознания стереотип библиотекаря «серой мышки» в шерстяных носках и тапках для удобства и бесшумности. В мою память буквально врезалась когда-то прочитанная строчка в журнале «Библиотекарь» 1930-х годов: «Бесшумно передвигаются библиотекари» (даже не «ходят», а именно «передвигаются»).

Вторжение шума

Всё изменилось в нашем библиотечном царстве-государстве: рушатся вековые традиции. На примере разрушения образа «тихой библиотеки» можно увидеть эволюцию глобальных профессиональных основ информационно-библиотечного обслуживания. Не только применение технических устройств привносит в библиотеки вынужденный функциональный звук: множество новых

библиотечных звуков (шумов) имеют социальную основу. Общая демократизация жизни, признание прав личности на многие свободы, даже определённое культивирование идеи свободы самовыражения человека в его поведении сказались на поведении людей и как пользователей библиотек, и как библиотекарей. Как всегда, эта тенденция зародилась в американских и европейских библиотеках.

Анализ мнений зарубежных специалистов на предмет того, уходит ли в прошлое представление о «тихой библиотеке» как месте занятий и размышлений, показывает, что такое понимание сегодняшнего библиотечного дня не является редкостью. Директор публичной библиотеки города Луисвилль смотрит на

проблему философски. «Проблема шума возникла из-за достоинств библиотек. Больше людей стало пользоваться библиотекой, больше стало человеческого общения среди пользователей, больше пользователей стало обращаться к шумным технологическим средствам для получения доступа к знаниям. У нас есть проблема с шумом, которую надо решать, но это хорошо, что есть такая проблема»4.

Обобщая зарубежную печать по этому вопросу, Д. К. Равинский пишет: «В течение многих десятилетий библиотекари боролись со стереотипом библиотекаря, шикающего на читателей, нарушающих тишину. Образ пожилой дамы с пучком волос на затылке и массивным украшением на шее, с недовольным видом прижимающей указательный палец к губам, был едва ли не самым тяжелым оскорблением для представителей библиотечной профессии. Сегодня, однако, возникает несколько поводов задуматься. Должны ли библиотекари по-прежнему обижаться, сталкиваясь с этим стереотипом? Перестали ли мы считать тишину одной из ценностей библиотеки или всего лишь боремся за достойный компромисс?»5.

Как показывает зарубежный опыт, реально присутствует и одно (библиотечная тишина — больше не ценность), и другое (найти компромисс). Если в датских и библиотеках и библиотека других государств читатель может поспать, прийти раздетым до пояса или босиком, то понятно, что в таких обстоятельствах проблема шума, создаваемого им (громкий разговор, пользование сотовым телефоном) решается по-деловому, без ненужной драматизации. Прежде всего, значение имеет вид библиотеки — специальная научная, университетская или публичная: именно это обстоятельство, как правило, задаёт правила решения новой задачи. Более традиционно поступают в первом случае. Так, Правила пребывания в Национальной технической библиотеке Чехии гласят: «Вы ждёте важный звонок? Вам нужно позвонить? Пожалуйста, сделайте это за пределами нашего помещения. Перед входом в библиотеку, пожалуйста, отключайте телефон. Вам хочется петь, смеяться и разговаривать? Наслаждайтесь приятной атмосферой на-&

шего кафе. Будьте внимательны к другим в библиотеке. Тихие зоны на 3-м и 6-м этажах предназначены для тех, кому нужно сосредоточиться на работе или учёбе. Соблюдайте здесь тишину, не используйте мобильную связь»6.

Даже при таком потрясающе деликатном обращении, нарушения шумового режима, видимо, есть, что провоцирует библиотеку на дополнительное требование тишины в читальных залах, на использование технических решений для погашения звука7. О «фатальной склонности посетителей технических библиотек к групповой работе, разговаривая друг с другом» говорит и профессор института библиотековедения Гумбольдского университета в Берлине Х. Дюринг8.

Атмосфера университетской библиотеки, наполненной динамичными студентами и в тоже время предполагающей содействие их деловым информационным потребностям, невольно провоцирует еще более демократические подходы. Пример — новая библиотека университета Вальпараисо в штате Индиана, открывшаяся осенью 2004 года. «"Она не предназначена быть тихим местом, однако в ней есть тихие места" — говорит декан. Два этажа воспринимаются читателями как традиционная зона тишины и занятий, хотя никаких оповещающих надписей по этому поводу нет. Отдельных кабин для занятий нет, но есть несколько столов, за которыми умещается от 6 до 8 челове

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком