научная статья по теме АКУСТИКА В АРХИТЕКТУРЕ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «АКУСТИКА В АРХИТЕКТУРЕ»

Акустика

Березовский Е.Ф., аспирант Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения

АКУСТИКА В АРХИТЕКТУРЕ

К вопросам акустики в архитектуре неоднократно обращались начиная с середины 20-го века такие авторы как Ватсон Ф.Ф. (1948), Болт Р и Кларке Ф. (1949), Кнудсен В.О. (1956), а также Ганус К. (1963) в книгах, которые выходили в Московских издательствах. Но наиболее интересной и актуальной работой в настоящее время является книга «Архитектурная акустика» которую написал в ноябре 1978 года профессор К.Б. Джинн. Изданная в Дании в 1979 году на английском языке она не переводилась на русский язык, поэтому сохраняет актуальность в настоящее время.

Как отмечает автор, архитектурной акустике начинают уделять должное, давно заслуженное ею внимание.

При составлении настоящего труда профессор:

1) изложил основы архитектурной акустики достаточно понятным для всех практических целей образом, начиная с почти элементарных фактов и понятий акустики и развивая из них основные формулы и принципы, которыми следует руководствоваться при составлении любого хорошего проекта строительства;

2) свел в таблицы и описал физические свойства материалов и конструкций, являющихся основными для регулирования звука в зданиях и

3) разобрал подробно задачи акустического проектирования для всех типов зданий, в которых приходится считаться с акустикой.

Хотя эта книга является, главным образом, справочным трудом, она будет полезной и в качестве учебника для изучающих архитектуру.

Скорее всего, она облегчит организацию специальных курсов в архитектурных школах, где акустика не входит в настоящее время в учебную программу.

Получение архитектором основных сведений по акустике является, совершенно необходимым, и хотя изучающий архитектуру не сможет изучить акустику в течение одного семестра, он получит знакомство с предметом достаточное, чтобы разобраться в акустических проблемах, возникающих при проектировании и строительстве зданий.

Автор стремился представить материал в такой элементарной форме, чтобы основные принципы были понятны как специалисту, так и технически неквалифицированному читателю, и хотя в некоторых местах оказалось необходимым включить выводы формул, требующие некоторых простых расчетов, лица с небольшой математической подготовкой смогут опустить их, не теряя представления об основных принципах.

С другой стороны, для желающих глубже изучить теоретические или математические стороны предмета сделаны соответствующие ссылки.

Основной материал подразделен на три части.

В части 1, которая содержит элементарные факты физической и физиологической акустики, мало нового материала для лиц знакомых хотя бы с начальным курсом акустики.

Часть 2 представляет основные принципы и данные, служащие для акустического проектирования комнат.

Часть 3 представляет основные принципы и данные, служащие для акустического проектирования зданий. Она содержит, например, многочисленные таблицы по звукопоглощаю-

щим и звукоизоляционным материалам; данные по оптимальному времени реверберации и частотной характеристике музыкальных студий и аудиторий.

Часть 4 разбирает критерии контроля шума и звукоизоляции.

Часть 5 посвящена вопросам измерительной техники.

Часть 6 рассматривает предлагаемые инструменты и методы.

Отмечается, что современная архитектурная акустика ведёт начало от работ американского учёного У. Сэбина, показавшего в последнем десятилетии 19 в., что в замкнутом помещении последовательные многократные и при этом постепенно ослабевающие отражения сливаются в плавно затухающий гул, сопровождающий каждый излученный звук (т. н. реверберация), причём скорость затухания является существенным показателем условий слышимости. Примеры применения акустических знаний в строительстве находят в открытых театрах Древней Греции и Рима.

Книга актуальна и богато иллюстрирована рисунками и схемами. В книге описано измерительное оборудование с помощью которого производились измерения. Оборудование, которое можно применять в дальнейшей работе.

Несмотря на то, что книга издана в 1979 г., на данный момент она является актуальной, т.к. основные законы акустики в архитектукре не изменились. Не изменились и большинство строительных материалов, применяемых при проектировании и строительстве зданий. Книга богато иллюстрирована, содержит много фотографий, приводится ряд таблиц со свойствами материалов и измерительного оборудования. Представлены методики измерения с подробным описанием и схемами измерительного оборудования.

Книга не издавалась на русском языке и поэтому рекомендуется профессионалам. Ряд положений в книге, будет использоваться в исследованиях.

Эта книга предназначена, главным образом, для лиц, имеющих специальное образование по теории звука.

Приступающий к изучению архитектурной акустики должен основательно ознакомиться с основами архитектурной акустики. Соответственно с этим следующая глава будет посвящена физической акустике - простым, но неизменным законам, управляющим поведением звука во внешнем мире, как например получению звука, его распространению, отражению, дифракции, рефракции, передаче, поглощению и резонансу. Все это - явления, определяющие поведение звука в закрытом помещении, и представляют, следовательно, логическое начало изучения архитектурной акустики.

Такое же значение имеет знание природы речи, музыки и слуха. Как речь, так и музыка являются формами звуковой энергии, подчиняющимися законам распространения, отражения, преломления, поглощения, передачи и дифракции, и поэтому чрезвычайно важно ознакомиться с энергетическими и частотными характеристиками как речи, так и музыки. Так как все эти звуки воспринимаются и оцениваются при помощи слуховых ощущений, также важно изучить основные факты о слухе. Основные сведения о природе речи, музыки и слуха будут рассмотрены в главах III и IV.

Поскольку реверберация, поглощение, передача, изоляция и усиление звука входят в число основных свойств, характеризующих природу распространения звука в помещениях, они будут подробно разобраны в части II книги. В эти главы включен ряд таблиц коэффициентов поглощения и передачи - двух важнейших факторов, необходимых для расчета времени реверберации и изоляции любого типа здания. В последних четырех главах II части разработана основная теория и принципы архитектурной акустики в применении к залам заседаний и концертным помещениям. Самое тщательное знакомство с этими основными принципами и теорией, помещенными в части II, обязательно для понимания практических задач

акустического проектирования. Часть III посвящена практическим задачам акустического проектирования зданий. Здесь архитектор найдет примеры применения теории и принципов архитектурной акустики к любому типу помещений, могущих встретиться при проектировке различных зданий, как например школьных зданий, конторских и торговых зданий, общественных зданий, библиотек, музеев, театров, концертных зал, оперных зданий, гостиниц и жилых домов, радиовещательных студий и звуковых кино.

Почти каждое здание, которое архитектор должен спроектировать, представляет особую акустическую проблему, поэтому теория и практические применения, описанные в настоящей книге, дадут возможность архитектору и инженеру найти удовлетворительное разрешение большинства акустических задач, возникающих при проектировании и постройке зданий.

Все эти проблемы в основном могут быть разрешены до стройки. Задача состоит, во-первых, в достаточном уменьшении шума, и, во-вторых, в конструировании помещения, в котором голос или инструментальная нота были бы лучше всего слышны; эти требования разрешаются надлежащей конструкцией формы и размеров помещения, уничтожением эхо и запоздалых отражений и правильным контролем реверберации и резонанса. Прежде чем начать акустическое проектирование архитектурного помещения, необходимо овладеть как теорией, так и практикой лежащих в основе его проблем.

Несмотря на то, что упоминаемая книга является, главным образом, справочным трудом, она будет полезной и в качестве учебника для изучающих акустику и архитектуру

Она облегчит организацию специальных курсов в архитектурных школах, где акустика не входит в настоящее время в учебную программу. Также данная книга может использоваться как учебное пособие для студентов и аспирантов изучающих акустику и архитектуре в технических вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (BIBLIOGRAFIA)

1. Ватсон Ф.Ф. Архитектурная акустика. - М., 1948.

2. Болт Р., Кларке Ф. Архитектурная акустика. - М., 1949.

3. Кнудсен В.О. Архитектурная акустика. - М., 1956.

4. Ганус К. Архитектурная акустика. - М., 1963.

5. GinnK.B. "Architectural Acoustics", 1978.2-ed.

NAERUM,DENMARK. - С. 170.

6. Щевьев Ю.П. Физические основы архитектурно-строительной акустики.

2001. С-Петербург. Изд.ГУКиТ. - С. 408.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком