научная статья по теме АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МУМУ» И. ТУРГЕНЕВА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МУМУ» И. ТУРГЕНЕВА»

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

У Циань, аспирант Циндаоского университета науки и техники (Китай)

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МУМУ» И. ТУРГЕНЕВА

Аннотация. Данная работа посвещена анализу повести «Муму» И. Тургенева.Сначала представлен Тургенев и его повесть «Муму», потом показан герой Герасим .В конце работа подведена к художественным особенностям повести «Муму».

Ключевые слова. Муму. Тургенев. Художественные черты.

И. С. Тургенев родился в 1818 году в городе Орле, в дворянской семье. Отец его, Сергей Тургенев, - офицер, и мать его, Тургенева - Лутовинова, были дворянами. Детство писателя прошло в имении матери в с. Спасское - Лутовиново Орловской губернии. И. Тургенев сначала учился в Петербургском университете на словесном отделении, потом продолжает образование за границей в Берлинском университете. Самыми знаменитыми его произведениями являются романы «Дворянское гнездо», «Рудин», «Вешние воды» и другие. Заметное место в творчестве И. Тургенева занимают и произведения для детей, такие как «Записки охотника», «Бежин луг», повесть «Муму» и многие другие.

Повесть Тургенева «Муму» написана в 1852 г. Чтение повести автором производило на слушателей очень сильное впечатление и возбуждало вопросы о прообразах, реальной основе произведения, о причинах лирического сочувствия, которым Тургенев окружает своего героя. Когда в 1854 г., после долгих споров цензоров, повесть появилась в «Современнике», критики по-разному истолковали ее смысл. Рецензент «Пантеона» заметил в «Муму» «лишь простую историю любви бедного глухонемого дворника к собачонке, погубленной злою и капризною старухою». Этому отвлеченно-моралистическому восприятию повести противостояли впечатления и оценки других критиков. И.С. Аксаков видел в Герасиме «олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости». Герцен рассматривал повесть прежде всего не с общенациональной, а с социально-исторической точки зрения. «Тургенев, - писал он в статье «О романе из народной жизни в России», - не побоялся заглянуть в душную каморку дворового, где есть лишь одно утешение - водка. Он описал нам существование этого русского «дяди Тома» с таким художественным мастерством, которое, устояв перед двойною цензурой, заставляет нас содрогаться от ярости при виде этого тяжкого, нечеловеческого страдания».

Теперь от всего Тургенева в оперативной памяти русской культуры осталось одно «Муму». В Санкт-Петербурге на площади Тургенева открыли памятник собаке Муму. Раньше там стоял памятник Ленину. А улица, ведущая к площади Тургенева, которая когда-то была названа в честь большевика с еврейской фамилией, теперь носит гордое имя «проспект Герасима».

Тем не менее, совершенно иная ситуация с «Муму». Повесть стала абсолютным хитом. К тому же возникло ощущение, что простота тут такова, что ничего и переписывать не надо, что это готовый сценарий для комиксов или клипов. Отсюда и фильм, снятый режиссером телерекламы Юрием Грымовым, и песенка «Зачем Герасим утопил Муму? Она не сделала плохого никому» на мелодию из кинофильма «История любви», и комиксы на тему «Герасим и Муму» в еженедельной передаче Александра Герасимова «Личный вклад» (НТВ). Итогом этого масскультовского восприятия стало открытие «памятника» Муму в Петербурге около кафе «Муму» на площади Тургенева, хотя автор никогда на этой площади не бывал и Герасим в Фонтанке Муму не топил.

«Муму» приобретает актуальное значение. Оттенок наслаждения от подчинения и унижения, который в «Муму» едва ощутим, очень характерен для того стиля отношения к власти, который можно наблюдать в России до сих пор.

Немота выносливого и бесправного народа, симбиоз из тайной зависти/ненависти к власти и наслаждения от подчинения ей вследствие любви к ежовым рукавицам - видимо, это и есть те главные значения, которые сделали повесть «Муму» вечно актуальной в России. Глухонемой Герасим - образ, найденный однажды и навсегда.

Сейчас мы поговорим о повести «Муму». Эта повесть по своей идейной направленности очень близка к «Запискам охотника». В ней не только еще раз писатель высказывает своё отрицательное отношение к крепостному праву, но и выражает веру в несокрушимое духовное величие человека из народа.

В образе барыни изображена Варвара Петровна Тургенева - Лутовинова, родная мать писателя. С нее списаны все черточки и повадки барыни. Варвара Петровна, например, была недовольна, что ее сын, родовитый дворянин, посвятил себя литературе. Ему постоянно приходилось выслушивать упреки.Причина разрыва между ними - крепостное право. Разные подходы к этому вопросу и привели к разрыву между матерью и сыном. Не дав имени барыне в повести, И. Тургенев как бы указывает на то, что этот персонаж не вымышленный, а списан с натуры. Варвара Петровна (как и образ барыни) воплощает в себе если не самые худшие черты помещичьего класса (помещики были и более зверского нрава), то самые его типичные, отталкивающие свойства. Прежде всего, взгляд на крепостного не как на человека. Это постоянное изо дня в день унижение человеческого достоинства терзало и мучило И. Тургенева в крепостном строе.

Андрей Немой был крепостным Варвары Петровны. Он по описанию схож с Герасимом. Был очень трудолюбивым трезвым мужиком, работящим и необыкновенно исправным, и немым от рождения.

Заглавие рассматривается почти как символичное. В имени собаки звучит боль, беспомощность и нежность немого человека, у которого отняли последнюю привязанность и который не может свободно проявить себя.Мы осознаем внутренний конфликт, который характерен для Герасима. Мы заметили не только удивительную физическую силу Герасима, описанную Тургеневым с опорой на художественные приемы былин, но и его трудолюбие, честность, азарт к работе, любовь к чистоте, порядку, ясности.

Богатырство Герасима и его «несчастье» даны Тургеневым как противоречие природы и судьбы героя. «Славный» Герасим оказывается обделенным не столько своей глухотой и немотой, сколько подневольным положением. Герасим скромен, послушен, но самостоятелен.

Мы переведёмся к художественным особенностям повести «Муму». Во-первых, отношение к героям может служить и объяснение сравнений, которые так или иначе определяют освещение персонажей в рассказе Тургенева. Уничижительная ирония звучит в сравнениях, которые сопровождают героев, совершающих зло. Компаньонка, занятая ночью разговорами о Капитоновой свадьбе, «как ночной, извозчик, спала днем». Капитон очень выразительно определяет сам себя в сравнении «обдержался, обтерпелся человек, обмаслился как коломенский горшок». Особенно интересны сравнения в повествовании о Герасиме, они тонко передают движения авторского чувства, все оттенки изменения его. Жизнь Герасима в деревне освещена поэтическим сравнением: «Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... »

Тургенев вызывает наше сочувствие к тоске Герасима, к горькому чувству неволи и разлуки с родиной.

Тургенев рисует дорогу Герасима домой «прямой как стрела». Они видят здесь и непреклонность движения, и его стремительность, и напряжение, и дерзость.

Во-вторых, в повести обнаруживается тайная психология» тургеневского повествования. Рассмотрение событий произведения не исключает внимания к характерам героев и манере

повествования. Следует отметить, что психологическая мотивировка жестов, мимики героев рассказа Тургенева часто создает проблемные ситуации. Проблемная ситуация на микроэлементах текста, и основана она на активизации психологического интереса к тексту, обострении чуткости эмоциональной реакции читателя на выразительность формы.

В-третьих, Тургенев создал типичный образ холопа.Герасим сильный, волевой человек. Это было видно на протяжении всего рассказа. У него были твердые и сильные убеждения по жизни. К примеру, его любовь к Татьяне! Несмотря на то, что Герасим очень любил эту девушку, он смог отказаться от любви к ней из-за того, что решил, что Татьяна пьет, а пьяниц он ненавидел, и поэтому он отказался от этой женщины. И, конечно же, доказательством его сильной воли является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собачки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он сам собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольный и этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.

В-четвёртых, творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 40-х годов XIX века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ТургеневИ.С. Москва. СЛОВО/SLOVO, 2004.

2. Михаил Золотоносов. Муму. Московские новости. № 14 за 2004 год(16.04.2004).

3. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 5 классе. Методические рекомендации. Спб: «СпецЛит», 1996.

4. Кучумова А.А. Муму и Герасим глазами современного человека. http://www.ruthenia.ru/folklore/kuchumova1.htm.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком