научная статья по теме АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗИМНЯЯ НОЧЬ» Б.Л. ПАСТЕРНАКА Науковедение

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗИМНЯЯ НОЧЬ» Б.Л. ПАСТЕРНАКА»

СыЛицзе, Пекинский аэрокосмический университет, Китай

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗИМНЯЯ НОЧЬ» Б.Л. ПАСТЕРНАКА

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в семье, где все занимались искусством. Отец его Леонид Пастернак - художник, а мать - пианистка; еще в детстве Пастернак начал писать стихи.В 1913 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1958 году Шведская королевская академия наук присуждает Пастернаку Нобелевскую премию по литературе за «выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», с тех пор его роман «Доктор Живаго» стал известным и пользовался большой популярностью. Но тогда из-за политической обстановки он не смог принять эту премию. В романе излагается судьба Живаго, точнее, судьба интеллигенции тех времен: их жизненные пути похожи друг на друга. Стихотворение «Зимняя ночь» входит в число стихотворений, опубликованных в конце романа. Любовь, описанная в романе, произвела на многих неизгладимое впечатление. Отношения Пастернака и Ольги Ивинской стали прототипом этой истории. В письме к «другу души», Ренате Швейцер, адресату из Германии, в мае 1958г. Б.Л. Пастернак пишет: « Во втором послевоенном времени я познакомился с молодой женщиной - Ольгой Ивинской. Она и есть Лара моего произведения, которое я в это время начал писать. Она олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла.... Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела»1.

Данная статья посвящена анализу стихотворения с различных сторон:

1. мелодия стихотворения

2. образы в стихотворении

3. художественные особенности стихотворения

1.Мелодия стихотворения.

Пастернак склонен к музыке, он говорил: «Мое самое любимое в мире - это музыка, среди всех музыкантов мой самый любимый - это Скрябин»2. Критик В.Ф. Асмус писал: «Музыка, поэзия и рисование для Пастернака, не представляют собой беспорядочное соединение языков, они не разные языки, а единый художественный язык».

Начиная читать стихотворение, кажется, что его базовая мелодия - старый четырехстопный ямб, нет никаких особенностей, но если внимательно посмотришь, то обнаружишь, что вторая и четвертая строчки каждой строфы стихотворения укорочены: здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвертой строках - женская. Разумеется, это не случайно, а тщательно продумано поэтом. Раскрывая картину взаимоотношений героев, поэт не использовал никаких личных местоимений или глаголов с личными окончаниями, но через мелодию стиха читатели понимают основную мысльи видят образы мужчины и женщины. Здесь очевидно прекрасное соединение музыкальных особенностей и выразительных возможностей. Кроме того, такая необычность отражается еще и в повторах:

1) Повторение гласных звуков и, э, о. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора

1 Письмо к Ренате Швейцер.1958.http://www.litmir.net/br/?b=193623

(26).

К оконной раме.

2)Повторение (аллитерация) согласных звуков м, л, в, с.

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Такая мелодия превращает невидимые звуки в видимую картину, что позволяет читателю представить сильную метель, завывание ветра, враждебный окружающий мир.

3)Повторение строчки.

Строчка «свеча горела на столе, свеча горела» повторяется в первой, третьей, шестой и восьмой строфах, что создает эффект противостояния света - мраку, тепла - холоду, огня -льду. Несмотря на тревожность внешней обстановки, влюбленные обнимаются крепко, нет ничего, что может разделить их. Пастернак описывает состояние героев, используя сопоставление контрастных образов (антитеза).

Недаром Цветаева сказала, что нам не нужно читать произведения Пастернака, он уже в нашем сердце. Когда мы читаем Пастернака, мы забываем все, кроме Пастернака ... «Действие Пастернака равно действию сна, - писала Цветаева. - Пастернак нами не читается, он в

нас совершается... Пастернак завораживает.Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под л з

него подпадаем. В него - впадаем» .

2. Образы в стихотворении

В «Зимней ночи» существует много образов, это придает стихотворению особую окраску. Самый необычный образ - это свеча, она появляется не только в стихотворении, но и в романе «Доктор Живаго». Образ «свечи» исходит из «Библии». В христианской символике свеча многозначна. Зажженная во время молитвы свечаозначает явление Христа; свет свечи во время Пасхи означает воскресение Христа, также означает бессмертие, кроме того, иногда свеча обозначает самого Бога, поэтому свечу и ее свет часто связываются с Богом и любовью к Богу. В этом стихотворении можем увидеть символическое значение свечи с разных сторон: во-первых, свеча является символом русской религии, она дает людям надежду, тепло, успокаивает душу; во-вторых, горящая свеча символизирует судьбу Лары и Живаго, они жертвуют собой ради любви, но чувствуют себя счастливыми.

Интересно то, что издавна кружки и стрелочки - символы мужского пола и женского пола, а также символ любви4. Пастернак прекрасно использовал это для того чтобы показать природное явление: «метель лепила на стекле кружки и стрелы». Здесь метель как светское мнение и упреки, что напоминает читателю повесть А.С. Пушкина «Метель», название намекает на трагический конец. В седьмой строфе «ангел» символизирует сладкую любовь, но крест намекает на страдания, моральное осуждение и разлуку. Итак, смена этих образов создает антитезу целого стихотворения. Такая антитеза и отражает внутренний конфликт, и переживания главных героев.

3. Художественные особенности стихотворения.

Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) построено на приеме антитезы: противоположность между огнем свечи и метелью; между теплом, счастливым миром внутри комнаты и холодным миром снаружи. Домик - это оазис любви и райский сад для героев, окно - это пограничная линия антитезы. Последняя строфа и первая строфа образуют антитезу[5, в начале стихотворения «мело, мело по всей земле», но заканчивается такими строчками: «свеча го-

3.ЦветаеваА.М. Хрестоматия критических материалов. Русская литература рубежаХ1Х-ХХ ве-

ков.[М].Айрис Пресс, Рольф (Россия), 1999.

рела на столе, свеча горела». Такая антитеза доказывает, что высокое человеческое чувство не уступает злому внешнему миру. К тому же ряд антитез - это проявление философской мысли поэта: художественной установкой Пастернака является анализ отношения человека и окружающего его мира. Поэт устремлен в глубь, в суть постигаемого явления. Это стихотворение принадлежит к медитативной лирике. Строчки «Зимней ночи» - это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное. Это своего рода философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.

Идем до конца жизни рука об руку, лишь бы твое сердце билось только для меня одного

Стихотворений о любви много, но каждое из них имеет свою историю, грустную или радостную. А.С. Пушкин сдержанно выразил свои чувства стихотворением «Я Вас любил», Ф.И. Тютчевстихотворением «Последняя любовь» показал нам, что для настоящей любви нет ограничения в возрасте, В.В. Маяковский своим «Любит? Не любит» заверил нас, что сила настоящей любви так велика, что человек может пожертвовать собой ради нее. Пастернак стихотворением «Зимняя ночь» рассказал о том, как дорого духовное общение между людьми. Пушкин не написал бы о всепрощающей любви без Анны Керн, С.А. Есенин не создал бы гениальные строки без Айсидоры Дункан, Пастернак не стал бы Пастернаком без Ольги Ивинской!

Литература

1. Письмо к Ренате Швейцер.1958.http://www.litmir.net/br/?b=193623 Н&^,1992.(26).

3. ЦветаеваА.М. Хрестоматия критических материалов. Русская литература рубежаХЕХ-XX веков.[М]. Айрис Пресс, Рольф (Россия).1999.

4Ц.(20-25)

5. Ш$%^ШШ¥[М]^к^ЬЛЙМ±,2004¥.(80).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Науковедение»