научная статья по теме ANIMA LATINA НА 34-М МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ANIMA LATINA НА 34-М МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ»

КУЛЬТУРА

Т.Н.Ветрова

Anima Latina

На 34-м Московском международном кинофестивале

В статье дается общая характеристика 34-го Московского международного кинофестиваля, рассматривается программа иберо-американских художественных фильмов, представленных главным образом в цикле «Anima Latina». Особое внимание уделяется ретроспективе картин бразильского режиссера Эктора Бабенко, председателя жюри 34 ММКФ.

Ключевые слова: латиноамериканское кино, режиссура, жанр, сюжет, реалистичность, роль.

Ставший уже традиционным для лета Московский международный кинофестиваль (ММКФ) в этом году прошел в 34-й раз. Бурная фестивальная жизнь протекала в многозальном кинотеатре «Октябрь», а кроме того впервые некоторые внеконкурсные фильмы показывали по вечерам в летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Горького. Если же обратиться к языку сухих цифр, то надо отметить, что нынешний кинофестиваль — это 382 фильма из 52 стран мира и 60 тыс. зрителей.

К обычным программам и рубрикам, таким, как «Вокруг света», «8 1/2 фильмов», «Гала-премьеры», «Свободная мысль. Документальное кино», прибавился еще официальный конкурс короткометражных фильмов. Привлекали зрителей и несколько специальных программ. Совместно с Институтом Гете (ФРГ) была подготовлена большая ретроспектива «Немецкое кино: от десятилетия к десятилетию», для которой отечественные кинокритики выбирали свои любимые картины. Специальный показ, посвященный 100-летнему юбилею киностудии «Universal Pictures» (AWA), составила «Золотая коллекция» классических картин студии, среди которых прошедшие испытание временем «Спартак», «Графиня из Гонконга», «Аэропорт».

Татьяна Николаевна Ветрова — доктор искусствоведения, кинокритик, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства (t.vetrova@mtu-net.ru).

Героями ретроспектив, посвященных зарубежным режиссерам, в этом году стали Эрнст Любич, непревзойденный мастер немого кино (несколько фильмов которого прошли под сопровождение известной московской органистки Екатерины Мельниковой); Юньфань, постановщик из Гонконга, совсем неизвестный в нашей стране, и чуть более знакомый российской публике по фильму «Прошлое», попавшему в наш прокат, бразильский режиссер Эктор Бабенко. Он не только представлял в Москве ретроспективу своих фильмов, но и возглавлял жюри основного конкурса.

В красочной фестивальной палитре иберо-американская программа заняла достойное место. Вспомним, что на прошлом 33-м киносмотре была представлена разнообразная панорама современных картин Испании, и в этом году организаторы обещали сделать аналогичную подборку латиноамериканских лент; слово свое они сдержали. Цикл «Anima Latina» собрал 9 художественных фильмов из Аргентины, Мексики, Чили, Эквадора и Бразилии, а открывал его киноальманах «7 дней в Гаване» (купленный для нашего проката), снятый режиссерами разных стран. Испанские ленты были представлены весьма скромно. Из них, пожалуй, стоит выделить «Мертвых не трогай, детка» («Los muertos no se tocan, nene») известного режиссера Хосе Луис Гарсиа Санчеса, картину, сделанную по лекалам лучших испанских комедий времен раннего Луиса Берланги и сценариста Рафаэля Асконы, что неудивительно, поскольку фильм снят по новелле Р.Асконы, который в 80-е годы работал вместе с Гарсиа Санчесом. Порой даже кажется, что это не стилизация, а подлинник, затерявшийся где-то в киноархиве и случайно обнаруженный к удовольствию современного зрителя, возможно, в большинстве своем и не слишком хорошо знакомого с работами 40-летней давности... Суета, возникшая в большой семье из-за смерти 99-летнего дона Фабиано, подготовка поминок никак не мешают прочим житейским заботам, к примеру, починке телевизора в комнате, где стоит гроб с покойником. Все детали происходящего — время действия 1959 г. — даются сквозь призму «черного юмора». Мизансцены, диалоги, игра актеров — все в этом фильме, мастерски снятом оператором Федерико Рибе-сом, выдержано в духе ретро и производит впечатление настоящего испанского кино, не выставленного напоказ, словно на экспорт.

В официальном конкурсе соблюдалось некое равноправие: одна картина от Испании — оригинальная по стилю, мрачноватая мультипликационная сказка о мертвецах и призраках «Апостол» («O Apóstolo») режиссера Фернандо Кортисо, первый в Испании опыт трехмерной кукольной анимации в формате 3D; и один мексиканский фильм от Латинской Америки «Срок годности» («Fecha de caducidad») режиссера Кении Маркес, в итоге завоевавший Специальный приз жюри. Эта награда продолжила добрую традицию, начатую несколько лет тому назад, — увозить призы московского фестиваля в испаноязычные страны. Здесь можно вспомнить и мексиканскую картину «5 дней без Норы» (приз за режиссуру Марианне Че-нийо), и блистательную победу венесуэльского фильма «Брат» («Золотой Георгий») Марселя Раскина, и прошлогоднюю испанскую ленту «Волны», также завоевавшую «Золотого Георгия».

Приз Кении Маркес вручал член жюри режиссер Сергей Лобан, на прошлом ММКФ он стал лауреатом такого же Специального приза за «Шапито-шоу» — фильм в художественном плане во многом провокационный.

Вердикт жюри он выразил нетривиальной формулировкой: «За очень красивую загадочную историю, связанную с человеком, который потерял голову в буквальном смысле». Российские критики по большей части отнеслись к этой «загадочной истории» более прохладно. Сюжет картины по сути детективный: мать разыскивает своего исчезнувшего сына, великовозрастного бездельника, в котором она души не чает. В роли главной героини Рамоны — 77-летняя актриса Ана Офелия Мур-гия, сыгравшая свои лучшие драма- Кения Маркес

тические роли в картинах известного мексиканского режиссера Фелипе Касальса. В отделении полиции Рамона опознает обезглавленное тело сына по ранке на пальце ноги. Кто же убийца, и где голова, остается неясным, и Рамона, наблюдая за своей новой соседкой Марианой и странным типом Хенаро, который крутится подле девушки, убеждает себя, что они являются соучастниками убийства. Однако это лишь одна точка зрения, а далее режиссер предлагает еще две другие, прокручивая ту же ситуацию от лица подозреваемых — Марианы и Хенаро, из чего следует их непричастность к преступлению. При этом ожидаемого саспенса не происходит, и своеобразие сюжету придает лишь одна деталь, вернее, предмет — отрезанная голова, которую Хенаро находит на пустыре, приняв ее за футбольный мяч, и потом таскает с собой в коробке. Вглядевшись однажды в фото пропавшего на доске объявлений, он понимает, что это сын Рамоны и решает отдать ей эту находку. Однако для него эта встреча оканчивается трагически — Рамона толкает его под поезд.

На вопрос журналистов на пресс-конференции, почему остается неизвестным, кто же убийца, К.Маркес ответила, что зритель сам будет конструировать финал по ходу фильма, так же, как и другие детали. Эта история, по ее словам, отражает реальную ситуацию в Мексике, где повсюду царит насилие и происходят преступления, которые не раскрываются, и виновные не наказываются. «Тот факт, что я смотрю с юмором на эту трагичную историю, говорит только о моем желании сделать ее чуть легче для восприятия», — подчеркнула К.Маркес, работавшая над «Сроком годности» целых 11 лет.

В цикле «Anima Latina» участвовали ленты и дебютантов, и режиссеров, уже не первый год работающих в кино. Автор картины «Виолета отправилась на небеса» («Violeta se fué a los cielos», Чили — Аргентина — Бразилия) чилийский режиссер Андрес Вуд (автор таких известных за рубежом фильмов, как «Мачука» («Machuca», номинировался от Чили на премию «Оскар») и «Хорошая жизнь» («La buena vida»). Оператор фильма — сын чилийского режиссера Мигеля Литтина Мигель Йоан Литтин. Лента Вуда получила Гран-при жюри на кинофестивале независимого кино в Сандэнсе и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Гвадалахаре. В ней воссоздан жизненный путь Виолеты Пары — знаменитой чилийской певицы и собирательницы фольклора, звучат ее песни, которые, услышав однажды, хочется

Кадр из кинофильма «Срок годности»

слушать еще и еще. На фоне этих песен, многие из которых сочинены самой Виолетой, мелькают кадры — вехи ее биографии, наполненной странствиями по родной стране и по всему миру. Крайняя бедность в детстве, первые выступления 9-летней девочки с гитарой на улицах и постоялых дворах, интерес к народным песням, позже ставший основным стержнем ее музыки; замужество, обозначенное беглыми штрихами, давшее ей, кроме двоих детей, симпатии к коммунистическим идеям; концерт в Варшаве, выставка ее декоративных работ в самом Лувре. Лейтмотив филь- ма — ее любовь к Жильберу Фавре, швейцарскому музыканту, годы их совместного творчества, горькое расставание.

Виолета не придавала значения своей внешности, считая себя некрасивой (на ее лице остались следы оспы, перенесенной в раннем детстве), но в ней ощущалась внутренняя сила, что прекрасно передает сыгравшая героиню актриса Франческа Гавильян, получившая приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Гвадалахаре (Мексика). Драматизмом насыщенна последняя часть фильма, в которой Виолету настигает разочарование, крушение ее мечты создать культурный центр в чилийской провинции. На ее концерт никто не приходит: пустой зал, пугающий своей тишиной, а затем звук выстрела за кадром. Поразительным контрастом на финальных титрах звучит одна из самых известных песен В.Парры «Спасибо, жизнь!», по сей день исполняемая на разных языках и разных континентах.

Чилийский режиссер создал портрет своей соотечественницы без глянца, с желанием поглубже заглянуть в сложный, как это обычно и бывает у одаренных талантом людей, характер героини, в те перипетии судьбы, что определили ее искусство, проявлявшееся в разных ипостасях.

Мексиканский фильм «Здесь и там» («Aquí y allá») Антонио Мендеса Эспарсы тоже прибыл в Москву уже с наградой — главным призом «Недели критики» Каннского фестиваля. Автора картины можно назвать гражданином мира: родился в Испании (в 1976 г.), вырос в Мадриде, кинообразование получил в Колумбийском Университете (США), живет и работает в Нью-Йорке, Мехико, Мадриде.

Кадр из фильма «Апостол»

«Здесь и там» — вполне добротное реалистическое по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком