научная статья по теме АННАЛЫ НА ПАСХАЛЬНЫХ ТАБЛИЦАХ КАК ФОРМА ИСТОРИОПИСАНИЯ (АНГЛИЯ, КОНЕЦ X - НАЧАЛО XI В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АННАЛЫ НА ПАСХАЛЬНЫХ ТАБЛИЦАХ КАК ФОРМА ИСТОРИОПИСАНИЯ (АНГЛИЯ, КОНЕЦ X - НАЧАЛО XI В.)»

ИЗ ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОЙ ХРОНИСТИКИ

Т.В. Гимон

АННАЛЫ НА ПАСХАЛЬНЫХ ТАБЛИЦАХ КАК ФОРМА ИСТОРИОПИСАНИЯ (АНГЛИЯ, КОНЕЦ X - НАЧАЛО XI в.)*

Важнейшим праздником христианской религии является Пасха. Ее дата каждый год определяется по сложному правилу: это должно быть первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия (21 марта). Чтобы облегчить задачу расчета дня Пасхи (и всех связанных с ней переходящих церковных праздников) в Средние века широкое распространение получили специальные таблицы. Существует довольно много их разновидностей. Наиболее известны таблицы, разработанные Дионисием Малым в VI в. и введенные в широкое обращение Бедой Достопочтенным в начале VIII в. Таблицы могли быть составлены сразу на 532 года (Великий индиктион), а могли составляться на конкретную последовательность лет. В последнем случае в левом столбце писались номера годов от Рождества Христова, а в остальных - необходимые данные про этот год: собственно дата Пасхи, дата начала Великого поста, индикты, круги солнца и луны и т.п.

На полях пасхальных таблиц нередко делались записи о событиях, произошедших в тот или иной год. Такие анналы на пасхалиях - важная (хотя и «примитивная») форма средневекового историописания. Уже с IV в. известны случаи, когда на по-

* Благодарю З.Ю. Метлицкую, С.Г. Мереминского и Р. Рашфорт за ценные рекомендации. Статья подготовлена в рамках программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей» (направление V, проект: «Историческая традиция в дописьменных и письменных обществах: Репрезентация, взаимодействие, трансформация. Компаративное исследование»).

лях пасхальных таблиц помещались списки римских консулов1. Летописные записи на пасхалиях делались в самых разных регионах средневековой Европы - во Франкском государстве2, в Ирландии3, в Древней Руси4 и т.д.

Классическая, вошедшая во многие обобщающие труды и учебники теория состоит в том, что анналы на пасхальных таблицах - самая ранняя форма анналистики, из которой постепенно развились обычные анналы5. Теория эта далеко не бесспорна6; применительно к Англии она тоже вполне обоснованно ставилась под сомнение7; в настоящей статье этот вопрос рассматриваться не будет.

1 Dumville D.N. What is a Chronicle? // The Medieval Chronicle II: Proceedings of the 2nd Intern. Conference on the Medieval Chronicle, Driebergen/Utrecht 16-21 July 1999. Amsterdam; N.Y., 2002. P. 9.

2 См., например: Story J. The Frankish Annals of Lindisfarne and Kent // AngloSaxon England. Cambridge, 2005. Vol. 34. P. 59-74, 79-80, 105-106. Древнейшим текстом такого рода считают запись о событии 501 г. в рукописи первой половины VIII в. См.: Ibid. P. 85.

3 См.: О Crôinin D. Early Irish Annals from Easter-Tables: A Case Restated // Peritia: Journal of the Medieval Academy of Ireland. 1983. Vol. 2. P. 74-86.

4 Древнейший пример - пасхалия с летописными записями в рукописи ГИМ. Син. 325 (XIV в.), в которой записи вписаны в мельчайшие клеточки, соответствующие каждому году. См.: Гимон Т.В. Летописные записи на пасхальных таблицах в сборнике XIV в. // Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. 3. С. 569-589. Очень интересна большая серия летописных записей на пасхалии в рукописи РГБ. Ф. 304. I. 762 (XV в.), публикацию и исследование которых мы готовим в настоящее время совместно с Л.М. Орловой-Гимон. О древнерусских записях на пасхалиях см. также: Романова А.А. Древнерусские календарно-хро-нологические источники XV-XVII вв. СПб., 2002. С. 90-91, 188.

5 См., например: Беркут Л.Н. Возникновение и характер средневековой анналистики: 2-е изд. Варшава, 1910. С. 4-5; Poole R.L. Chronicles and Annals: A Brief Outline of their Origin and Growth. Oxford, 1926. P. 26, 41-42; Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. С. 41; Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 130; Smal-ley B. Historians in the Middle Ages. L., 1974. P. 56-57; Hay D. Annalists and Historians: Western Historiography from the Eighth to the Eighteenth Centuries. L., 1977. P. 38-42; Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002. С. 236-237; McCormick M. Les annales du Haut Moyen Âge. Turnhout, 1975. P. 14-15, 17, 22-37; и мн. др.

6 См., например: McKitterick R. History and Memory in the Carolingian World. Cambridge, 2004. P. 97-100; Foot S. Finding the Meaning of Form: Narrative in Annals and Chronicles // Writing Medieval History. Oxford, 2005. P. 93.

7 Two of the Saxon Chronicles Parallel: A Revised Text / Ed., with Intr., Notes, Appendices and Glossary by Ch. Plummer; on the Basis of an Ed. by J. Earle. Oxford, 1899. Vol. 2. P. CXIII-CXIV; Bately J.M. Manuscript Layout and the Anglo-Saxon Chronicle // Bulletin of the John Rylands University Library of Manchester. 1988. Vol. 70, N 1. P. 21-43.

В Англии первые анналы на пасхальных таблицах появились в VII или VIII в. В целом ряде рукописей VIII-IX вв. (одной английской и шести континентальных) имеется серия записей на пасхалиях о событиях в англо-саксонских королевствах Нор-тумбрия и Кент, произошедших в VII - начале VIII в., а также многочисленные записи о событиях всемирной истории. Вопрос о происхождении этих кратких анналов достаточно запутан. Согласно выводам недавнего исследования Дж. Стори, записи о событиях Нортумбрии являются выписками из сочинений Беды Достопочтенного, а происхождение кентских известий не вполне ясно. Они могли быть уже в VII в. записаны на полях пасхалии, но также могли быть взяты из литургического календаря (месяцеслова) или составлены на основе надгробий королей Кента. Как бы то ни было, сохранилась (пусть и во фрагментах) рукопись, составленная в Нортумбрии между 731 г. и серединой VIII в., в которой на пасхалии были сделаны летописные записи, а значит - эта форма историописания появилась в Англии не позднее середины VIII в.8

В историографии также неоднократно высказывалось мнение о том, что несохранившиеся анналы на пасхалиях могли послужить источниками «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (закончена в 731 г.) и Англо-Саксонской хроники (анналов на древнеанглийском языке, архетип которых был составлен при короле Альфреде Великом в 90-х годах IX в.). Однако высказывались и аргументированные соображения против того, что составители этих памятников пользовались записями на пасхалиях9.

Первый пример анналов на пасхальной таблице, сохранившихся в подлинной английской рукописи (не считая упомянутых нортумбрийских фрагментов VIII в.), относится к концу X столетия. От XI в. до нас дошел уже целый ряд памятников такого рода. Несмотря на то что конкретные анналы на пасхалиях этого времени исследовались иногда весьма детально10, ни разу (насколько мне известно) они не анализировались как единый комплекс, не сопоставлялись друг с другом; не существует даже сводного перечня таких памятников.

8 См.: Story J. The Frankish Annals... P. 59-109.

9 См.: Kirby D.P. Bede and Northumbrian Chronology // The English Historical Review. 1963. Vol. 78, N 308. P. 514-515; Bately J.M. Manuscript Layout...; Story J. The Frankish Annals... P. 77-79, 84-90.

10 Отсылки к литературе будут даваться по ходу рассмотрения конкретных памятников.

Настоящая статья призвана восполнить этот пробел. Моя задача - выявить по возможности все тексты такого рода, детально проанализировать каждый из них (его внешние особенности, происхождение, процесс создания, содержание записей) и сопоставить полученные данные между собой. В итоге у нас должно сложиться некое целостное представление об анналах на пасхальных таблицах как о разновидности английского раннесредневекового историописания, что, в свою очередь, призвано обогатить наши знания о средневековой историографии вообще.

Хронологическими рамками этой статьи будут конец X -начало XII в. Начальная граница определяется тем, что, как уже говорилось, к концу X в. относится первый после длительного перерыва памятник такого рода. Конечная граница проведена достаточно условно (к 1109 г. относится важный рубеж в пасхалии из рукописи London, British Library, Cotton Caligula, A. xv -заканчиваются записи на древнеанглийском языке и начинаются известия на латыни). Как бы то ни было, в настоящей статье рассматриваются анналы на пасхалиях, относящиеся ко времени как до, так и вскоре после Нормандского завоевания.

1

В рукописи Oxford, Bodleian Library, Bodley 579 (известной в науке как «Миссал Леофрика»11) на л. 53 имеется пасхальная таблица с семью летописными записями, относящимися к концу X в. Основное содержание кодекса - богослужебные тексты разного рода; книга предназначалась для епископской или архиепископской службы12. Рукопись была впервые создана во второй половине IX или начале X в. Писец первоначального текста происходил с континента, однако велика вероятность того, что рукопись писалась в Англии и предназначалась для Кентербери, для архиепископа Плегмунда (890-923)13. На протяжении X-XI вв. в рукописи делались различные добавления - уже точно в Англии.

11 Рукопись мною de visu не просматривалась. Факсимиле рукописи доступно в интернете по адресу: <http://image.ox.ac.uk/show?collection=bodleian&manusc ript=msbodl579>.

12 «Миссал» - богослужебная книга, содержащая полный текст латинской литургии (мессы). В данной рукописи, однако, соединены несколько разных богослужебных книг. См.: The Leofric Missal / Ed. N. Orchard. L., 2002. Vol. 1. P. 1, 23-30.

13 Ibid. P. 1-2, 11-13, 28-29, 131.

Первоначально кодекс находился в Кентербери (здесь делались добавления на протяжении X в.), а затем попал в Эксетер. На л. 1 об. имеется вкладная запись эксетерского епископа Леофрика (1050-1072), в которой сообщается о передаче книги эксетерско-му кафедральному собору св. Петра; там она находилась вплоть до 1602 г.14 Рукопись имеет небольшой формат - 195 х 145 мм15.

На л. 38-58 находятся различные календарные материалы -месяцеслов, таблицы для вычисления Пасхи и других дат, краткие заметки на хронологические сюжеты и др.16 Это вставные тетради, которых

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком