научная статья по теме АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СМИ: ОТ КОНЦЕПЦИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ К НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СМИ: ОТ КОНЦЕПЦИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ К НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ»

ЭО, 2015 г., № 4 © Д.В. Дунас

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СМИ: ОТ КОНЦЕПЦИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ К НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Ключевые слова: антропологический поворот, исследования СМИ, медиаповорот, антропология медиа

Антропология медиа как самостоятельное научное направление сформировалась относительно недавно, однако концепции о человеке и культуре, о способности массмедиа оказывать воздействие на индивида и культуру, в которую он погружен, в исследованиях средств массовой информации были сформулированы практически с самого начала их существования. В данной статье автор пытается проследить основные этапы антропологического поворота в исследованиях СМИ, а также обозначить витки медиаповорота в антропологическом знании.

Антропология медиа как самостоятельное научное направление и дисциплина оформилась в XXI в., однако развитие научной мысли в области исследований СМИ свидетельствует о проявлении отчетливого интереса к личности, ее культурному окружению, ее ценностям и способности к оценке и интерпретации производства и потребления медиа уже с 1950-х гг. В исследованиях СМИ как области научного знания, которая в североамериканской и западноевропейской традиции ведет начало от социологии, резкого поворота в сторону антропологии не было. Скорее, можно говорить о постоянном внимании к антропологическим концепциям и методам наряду с заимствованиями теоретико-понятийного и методологического аппарата у широкого спектра дисциплин (социологии, психологии, политологии, культурологии, филологии, семиотики, литературоведения, философии, экономики и др.), что объясняется особой "междисциплинарностью" исследований СМИ (Вартанова 2009а; Новикова 2011; Фомичева 2011). Тем не менее, представляется возможным выделить несколько этапов в развитии СМИ, в которых появлялись публикации с близкими к антропологии подходами.

Первый этап наблюдался в 1940-1960-е гг., когда произошли изменения, связанные с отказом от распространенного в 1920-1930-е гг. представления о неограниченном воздействии СМИ на аудиторию. Новая парадигма теоретизирования была основана на тщательных эмпирических исследованиях и получила название "эмпи-рико-функционализм". С точки зрения ее носителей, СМИ влияют как на общество в целом, так и на группы индивидов и отдельных людей, однако это воздействие не бывает одинаковым.

Классики американской социологии массовой коммуникации, в частности П. Ла-зарсфельд, К. Ховланд, Л. Фестингер, Э. Катц, Д. Клаппер и др., предложили концепции, основанные на популярных в то время идеях бихевиоризма. К концу 1950-х гг. наметилась тенденция создания теорий среднего уровня: исследователи концентриро-

Денис Владимирович Дунас - старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва); e-mail: denisdunas@gmail.com

вали свои усилия на определенной области массово-коммуникационного процесса -восприятии сообщений аудиторией СМИ. Большая часть исследований в течение двух десятилетий после Второй мировой войны была сосредоточена на характере аудитории и условиях, при которых СМИ могут производить изменения в ее поведении. В частности, Лазарсфельд предложил модель многоступенчатого потока информации, которая доходит до людей в несколько этапов. Эта модель легла в основу его классической концепции "лидеров мнений", объясняющей, что воздействие массмедиа заключается в том, что они помогают избирателям подтвердить правильность сделанного ими ранее выбора, тогда как на первоначальное принятие решения влияют знакомые и близкие (Lazarsfeld et al. 1944). Ховланд с коллегами сформулировали психодинамическую модель коммуникации, согласно которой воздействие СМИ дифференцировано и связано с психологической структурой индивида (Hovland et al. 1949). Лазарсфельд и Катц стали основоположниками концепции персонального влияния, объясняющей, что индивиды не являются социально изолированными, а составляют социальные группы, которые взаимодействуют между собой, и реакция на сообщение СМИ выстраивается за счет взаимодействия с социальным контекстом (Katz, Lazarsfeld 1955). Фестингер разработал концепцию когнитивного диссонанса и селективных процессов: человек стремится сохранить свои убеждения в неизменном виде, поскольку не соответствующая убеждениям человека информация вызывает психологический дискомфорт (Festinger 1957). Селективные процессы действуют как фильтры, отсеивающие ненужные данные. Клаппер обнаружил, что индивиды интерпретируют сообщения в соответствии с личными убеждениями, а первоначальный смысл сообщений СМИ неизбежно искажается, и назвал этот процесс селективной перцепцией (Klapper 1960). Медиа в основном усиливают имеющиеся у людей установки, но не изменяют их. Продолжив развивать идеи Лазарсфельда, В.О. Кей разработал теорию элитарного плюрализма, согласно которой избиратели безразличны и не осведомлены о политической жизни, свое решение на выборах они принимают по совету друзей и близких (Key 1961).

К этому моменту уже было проведено и первое этнографическое исследование аудитории СМИ: Г. Герцог в 1940-е гг. изучала потребление женщинами "мыльных опер" на радио и установила, что этот тип контента обеспечивает эмоциональную разрядку и является источником сведений, способствующих пониманию мира (Herzog 1941). Зародившийся в рамках эмпирико-функционализма культурантропологиче-ский подход повлиял на определение функций СМИ. Г. Лассуэлл полагал, что СМИ выполняют три основные социальные функции: обозрение окружающего мира, корреляцию с социальными структурами общества и трансляцию культурного наследия (Lasswell 1948). Благодаря функции обозрения СМИ позволяют обществу следить за изменениями, которые происходят вокруг, и выявлять как угрозы, так и благоприятные возможности. Функция корреляции объединяет людей из различных частей общества, позволяет им реагировать на общественные угрозы в процессе объяснения и интерпретации событий. Трансляция позволяет передавать культурное и социальное наследие от одного поколения к другому, что делает СМИ агентом социализации. П. Ла-зарсфельд и Р. Мертон обратили внимание на роль СМИ в соблюдении социальных норм (Lazarsfeld, Merton 1948). Ч. Райт Миллс добавил функцию развлечения, которая предоставляет людям возможность расслабления и удовольствия, тем самым облегчая им "трудности" жизни и содействуя поддержанию общественного порядка (Wright Mills 1960). Эмпирико-функционализм как доминирующая парадигма в исследованиях СМИ, таким образом, продемонстрировал свое развитие в двух направлениях: собственно социологической традиции функционализма и психологической (Perry 1996: 49-50). Если в первом случае исследователи сосредотачивались на СМИ и социальной системе, то во втором - на месте СМИ в повседневной жизни людей, мотивах использования СМИ и том, что люди получают от такого использования (это, строго говоря,

в большей степени относится к антропологической, а не психологической традиции функционализма).

Нельзя не упомянуть и концепцию "привратника" авторства социального психолога К. Левина, согласно которой из тысячи событий, происходящих в мире, "привратник" отбирает для публикации в СМИ только десятки, ориентируясь на собственные политические убеждения и вкусы (Lewin 1943). Так было актуализировано значение индивидуального человеческого фактора не только в отношении аудитории СМИ, но и в отношении сотрудников редакции СМИ. Краеугольный камень антропологии медиа был заложен.

Ко второму периоду обращения исследователей медиа к антропологическим вопросам следует отнести становление Анненбергской школы, созданной в 1959 г. при Пенсильванском университете (США) под руководством Д. Гербнера. Одним из направлений деятельности школы стало выявление кодов и структур сообщений СМИ. Здесь важно отметить, что в 1958 г. вышел в свет сборник статей К. Леви-Строса "Структурная антропология". Леви-Строс уделил особое внимание мифу, обеспечивающему трансляцию посланий культуры индивиду. В основе структуры мифа лежат бинарные оппозиции. Исследователи Анненбергской школы обратили внимание на то, что содержание массовой коммуникации также наполнено бинарными оппозициями и напоминает миф. Ее представители изучали содержание телевизионных программ с целью выявления "значимой структуры" и пришли к выводу, что воздействие СМИ не ограничивается формированием мнений о явлениях и событиях; СМИ формируют образ мышления, определяют мировоззрение. Влияние медиа измерялось количественно - часами, которые зрители проводили у экранов телевизоров, а также с помощью подсчета сцен насилия. После просмотра зрителям предлагалось оценить свое восприятие в форме ответов на поставленные вопросы (Gerbner, Gross 1976). В исследовании "Культурные индикаторы" Гербнер и его коллеги также установили, что группе активных телезрителей в большей степени присущи представления о насилии в обществе и возможности подвергнуться насилию, чем группе пассивных телезрителей (Gerbner et al. 1978).

Второй школой, значительно повлиявшей на развитие антропологического подхода в исследованиях СМИ, стала созданная в 1960 г. в Великобритании Бирмингемская школа с такими яркими представителями, как Р. Хоггарт и С. Холл. При проведении изучения идеологии в медиа и популярной культуре эти исследователи проявили интерес к этнографии аудитории, в результате чего предложили модель "кодирования/ декодирования" медиакоммуникации: аудитория способна декодировать сообщения СМИ, т.е. читать "между строк" ("предпочтительное чтение"), оказывая тем самым сопротивление идеологическому воздействию (Hall 1973).

Если говорить не только об антропологическом повороте в исследованиях СМИ, но и о медиаповороте в антропологических науках, то его осуществили представители структурализма, постструктурализма и постмодернизма. Р. Барт концептуализировал миф (Barthes 1957). Он писал о предрасположенности языка к конструированию мифа (Барт 2008: 293). Посредством мифа люди оказываются погруженными в идеологию, формирующую мировоззрение. Ж. Бодрийяр ввел одно из ключевых понятий постмодернистской философии - симулякр, а массмедиа представи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком