научная статья по теме АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НИЗОВЬЕВ СЫРДАРЬИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ХОРЕЗМСКОЙ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НИЗОВЬЕВ СЫРДАРЬИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ХОРЕЗМСКОЙ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2008, № 4, с. 43-51

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НИЗОВЬЕВ СЫРДАРЬИ

(по материалам Хорезмской археолого-этнографической экспедиции)

© 2008 г. Ж. Т. Сыдыкова

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва

Низовья Сырдарьи - часть Туранской низменности, которая охватывает территорию от Каспийского моря на западе до Центрального Казахстана на востоке и от степной полосы на севере до южных окраин крупнейших азиатских пустынь Каракум и Кызылкум на юге (Энциклопедический..., 1973. 675). По определению академика В.В. Бартольда, Туран - это "бассейн Аральского моря" (Бартольд, 1971. С. 231). Район Нижней Сырдарьи составляет восточную часть этого бассейна, поэтому в научной литературе низовья Сырдарьи называют и Восточным Приаральем.

Физико-географические особенности Восточного Приаралья обеспечили возможности для тесных экономических, политических и культурных контактов разных народов, создавших различные типы хозяйства и культуры. Низовья Сырдарьи ограничивались на востоке степями Центрального Казахстана, обеспечивающими развитие кочевой цивилизации, а западные границы этого района соприкасались с побережьем Аральского моря, имевшего особое значение в торгово-экономических связях, и Хорезмским оазисом, в котором жители веками создавали высокую культуру земледелия. Южная часть области ограничивалась территорией Южного Казахстана, где в средневековье развивалась городская культура, а на севере - долинами Западного Казахстана, игравшими огромную роль в политических и экономических отношениях между государствами Восточной Европы и Центральной Азии.

История Восточного Приаралья охватывает нескольких тысячелетий. С глубокой древности народы, населявшие этот регион, осваивали огромную территорию, связывавшую Запад и Восток, и формировали своеобразный тип хозяйства и культуры. Об этом свидетельствуют уникальные археологические памятники, расположенные на берегах сухих русел древних протоков Сырдарьи, и сложная система орошения, охватывающая территорию от Восточного Приаралья до Хорезма.

Упоминание о низовьях Сырдарьи и названия некоторых городов данного региона встречаются в весьма древних источниках. Эти места были хорошо известны средневековым арабским и персидским авторам, таким как ал-Якуби (IX в.), ал-Масу-ди (X в.), ибн Хаукал (X в.), ибн Русте (X в.), ал-Ид-

риси (XI в.) (Материалы., 1939). Историко-географическое изучение региона начинается с середины XVIII в. В 1740-1741 гг. эту территорию посетили поручик Оренбургского Драгунского полка Д. Гладышев и геодезист Муравин по пути из Орска в Хиву. В их записках упоминается городище Джанкент и даны расстояния до некоторых памятников от обозначенных мест (Поездка 1851). Пишут о некоторых развалинах в сырдарьинских низовьях и С. Ремезов, П. Рычков, М. Мейер, А.И. Макшеев и др. (Ремезов, 1882. С. 316-319; Рычков, 1762; Макшеев, 1856. С. 69). Еще в 1867 году П.Л. Лерх, член Русского Императорского Археологического общества, посетил некоторые памятники низовьев Сырдарьи и произвел первые раскопки на одном из них - городище Джанкент. В его отчете, опубликованном в "Известиях Русского Императорского Археологического Общества", описывается тогдашнее состояние памятника и определяется предположительное место некрополя городища (1870). Члены Туркестанского кружка любителей археологии, созданного в 1895 г. в Ташкенте, во время своих поездок по Средней Азии и Казахстану не только фиксировали вновь открытые ими памятники, но и пытались отождествлять их с упомянутыми у древних авторов городами (Смирнов, 1897. С. 11, 12; Каллаур, 1904).

Наиболее значительную роль в изучении района Нижней Сырдарьи сыграла Хорезмская ар-хеолого-этнографическая экспедиция (ХАЭЭ). Именно ее работы доказали, что эта территория являлась своеобразным мостом между земледельческими и кочевыми цивилизациями, что здесь скрещивались исторические пути передвижения народов, происходили культурные и экономические контакты. Хорезмская археолого-этнографи-ческая экспедиция, возглавляемая С.П. Толсто-вым, начала свои разносторонние исследования в низовьях Сырдарьи в 1946 г. Крупная экспедиция, включившая в свой состав археологов, этнографов, топографов, почвоведов, гидрологов, продолжала свои широкомасштабные изыскания в низовьях Сырдарьи до 1990-х годов. Перед экспедицией стояли следующие задачи: обследование памятников древности в районе; определение значения оросительных систем Нижней Сырдарьи в

20 0 20 40 60 80 км

11111_I_I_I_I

д/Ак^д-Ддръи

Рис. 1. Карта распространения археологических культур в бассейне р. Сырдарьи.

жизнедеятельности обитателей региона и выявление их этапов развития и структуры; исследование природных условий в древности и средневековье и влияния изменений экологической ситуации на ис-торико-этнические и миграционные процессы; изучение этнической истории низовьев Сырдарьи с эпохи неолита до позднего средневековья; прослеживание этнокультурных, политических и экономических связей населения Нижней Сырдарьи с Хорезмом и сопредельными странами в древности, по данным письменных и археологических источников; установление ясной исторической картины Восточного Приаралья от момента заселения до позднего средневековья.

В результате многолетних работ было открыто и исследовано несколько сотен археологических памятников, сложная система орошения, разработаны вопросы природных условий и экологии региона в древности (рис. 1).

В древности и средневековье экологические условия Приаралья существенно отличались от со-

временных. Это необходимо учитывать при изучении истории и палеоэтнографии народов низовьев Сырдарьи (Вайнберг, 1997. С. 24). На огромной пустынной равнине Восточного Приаралья выделяются четыре системы древних сырдарьинских протоков: Инкардарья, Жанадарья, Кувандарья и Пракувандарья (иначе - Эскидарьялык). Именно эти древние протоки играли важную роль в истории и жизнедеятельности населения низовьев Сырдарьи. Они с древних времен создавали благоприятные условия для существования на этой территории разных племен с яркими, своеобразными культурами. Благодаря исследованиям, проведенным ХАЭЭ, удалось определить периоды функционирования этих протоков (Андрианов, 1969; Вайнберг, 1999). Самые ранние русла Инкардарьи и Эс-кидарьялыка образовались в III тыс. до н.э. Русло Кувандарьи сформировалось в начале I тыс. до н.э. к югу от Эскидарьялыка, а Жаныдарья образовалась во второй четверти I тыс. до н.э. Южный проток системы - Инкардарья прекратил свое суще-

ствование. Судя по археологическим данным, в среднем и нижнем течении это русло не обводнялось уже во второй половине I тыс. до н.э. В конце III-II в. до н.э. прекратился сток воды в Жаныда-рье. Северное русло системы - Эскидарьялык -функционировало до VIII в. н.э. В это время завершается процесс формирования современного сыр-дарьинского русла. В IX-XII вв. существовало русло Кувандарьи, а староречье восточной части Ин-кардарьи вновь обводняется в IX в. Сток вод Жаныдарьи возобновляется в XII и функционирует вплоть до XV-XVI вв. (Левина, 1996. С. 4, 5). Периодические изменения экологической ситуации, безусловно, повлияли на жизнь жителей этого региона. Археологические памятники, расположенные на берегах вышеназванных древних сырда-рьинских протоков, определяют время их существования.

Данные археологических исследований позволили установить историко-этническую картину региона с древних времен до позднего средневековья. Только относящихся к неолиту археологических памятников в настоящее время насчитывается около четырех десятков. Среди них можно упомянуть такие стоянки, как Космола 1-6, Жалпак 1, 2, 4, 6, Айнора и др. (Левина, 1998. С. 44). В бронзовом веке население, обитавшее в долинах южных протоков Сырдарьи, оставило такой яркий памятник своей культуры, как могильник Тагискен. Мавзолеи Северного Тагискена представляют собой интереснейший культурный комплекс, сочетающий традиции степной бронзы Центрального Казахстана и компоненты древнебактрийской цивилизации (Итина, 1992. С. 36). В античное время территория заселяется различными сакскими племенами, от которых также остались многочисленные поселенческие и погребальные памятники. Городища Чирик-Рабат, Бабиш-мулла, Баланды и связанные с ними погребальные сооружения, шлаковые курганы могильников Сенгир-там и Уйгарак являются классическими памятниками раннего железного века. Эти памятники по ряду существенных признаков (тип расселения, керамический комплекс, погребальный обряд и сооружения) объединяются в одну компактную группу, названную чирикрабатской культурой, и датируются рубежом V-IV-II вв. до н.э. (Вайнберг, Левина, 1993. С. 6; Вайнберг, 1999). В VII в. до н.э. -VIII-IX вв. н.э. в северных районах сырдарьинской дельты, в бассейне Кувандарьи и Эскидарьялыка, развивается самобытная джетыасарская культура. С конца 1940-х по 1990-е годы было раскопано несколько сотен курганов и более полусотни городищ джетыасарской культуры. В результате исследований этих памятников стало ясно, что топография джетыасарских памятников в отличие от топографии инкардарьинских и жанадарьинских неукрепленных поселений VII-II вв. до н.э. имеет совершенно иной характер. Среди джетыасарских

городищ были лишь многослойные, с развитой фортификацией крепости, и не найдено ни одного неукрепленного поселения. Л.М. Левина, исследовавшая с 1960-х по 1990-е годы джетыасарскую культуру, подтверждает необычайную устойчивость и консерватизм джетыасарских памятников на протяжении всего периода бытования культуры в регионе (1998. С. 48). Памятники Джетыасарско-го оазиса доживают до раннего средневековья и приходят в запустение в VII-VIII вв. в результате пересыхания русел Эскидарьялыка.

В К-К вв. на берегах Кувандарьи возникают очень крупные городища, такие как Джанкент, Кескен Куюк-кала, Куюк-кала. Эти памятники были названы академиком С.П. Толстовым "болотными городищами" (Толстов, 1947; 1962). Они расположены на дельтовом острове, ограниченном с севера Сырдарьей, с запада Аральским морем и с юго-востока - болотистыми камышовыми плавнями, в которые впадает староречье Кувандарьи. Среди городищ самым кру

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком