научная статья по теме АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ»

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Г.А. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент

В статье описан опыт применения в гуманитарном вузе современных интерактивных технологий, направленных на гармонизацию интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер личности в образовательном процессе (арт-технология, имаготерапия).

Ключевые слова: интерактивные педагогические технологии, арт-тенологии, арт-педагогика, мениппея, архитектонический диалог, учебная дискуссия, медиа-

Одна из современных проблем - утрата духовности - породила ряд противоречий в социокультурной среде и образовательном процессе:

• межпоколенческое и внутрипоко-ленческое отчуждение, приводящее к агрессии, жестокости, нетерпимости, одиночеству;

• массовизация и тривиализация культуры, приводящие к разрыву с элитарной и потерей связи с народной культурой и как результат - формирование «одномерного человека» (Г. Маркузе);

• одностороннее развитие интеллектуальной сферы в ущерб развитию эмоциональной, нравственной, эстетической сфер, что ведет к дисгармонии ценностной картины мира личности;

Цель статьи - описать опыт применения в гуманитарном вузе арт-техно-логий, направленных на гармонизацию интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер коммуникативной личности студента.

Задача современного образования - сохранить преемственность и непрерывность развития культуры за

счет использования инновационных моделей образования, интерактивных технологий учебной коммуникации, которые обладают синергийным потенциалом, актуализируют ценностный и прагматический аспекты научного, учебного и социально-культурного дискурса. В частности, это обращение к арт-терапии, арт-технологиям, в основе которых лежит творчество, связанное с действием трех факторов: экспрессии, коммуникации и символизации (В. Беккер-Глош). Использование средств искусства большую роль играет в коррекционно-развивающем процессе (Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, О.С. Никольской, Т.Д. Добровольской, О.А. Карабановой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой и др.) благодаря тому, что арт-терапия, являясь элементом междисциплинарного подхода, соединяет в себе различные области знания и образовательной деятельности - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др.

В процессе арт-терапии акценты с плоскости личностных проблем сме-

щаются в направлении творчества, художественной экспрессии, гуманистического взаимодействия как с миром внешним, так и с собственным внутренним миром личности. Такое взаимодействие обладает значительным образовательным потенциалом, способствует успешной индивидуализации и социализации личности, входящей во взрослую жизнь как творец и продукт культуры. Но в образовательном процессе представляют больший интерес арт-технологии и формирующееся направление арт-педагогика. Художественная педагогика, или артпедагогика (по определению Е.А. Медведевой) - это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррек-ционно-направленного процесса художественного развития обучающихся, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Термин «арт-терапия» (art - искусство, art therapy - лечение искусством) означает лечение изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Арт-терапия имеет несколько направлений: изотерапия (воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д.), музы-котерапия (воздействие восприятием музыки), сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (танцетерапия, ритмо-

терапия), библиотерапия (воздействие чтением), фототерапия.

В воспитательной практике получила развитие разновидность имаготе-рапии - драматерапия - новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространенный технический прием, как драматизация, т. е. разыгрывание какого-либо сюжета.

Специфическими признаками арт-технологий можно назвать использование в образовательном процессе возможностей искусства, доминирование диалога, совместное эстетически значимое творчество педагога и обучающегося, «вплетенное» в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности. Называя функции - ка-тарсическую, регулятивную и коммуникативно-рефлексивную, специалист по арт-технологиям Н.А. Савкович подчеркивает, что особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний [1]. Но возможности арт-технологии велики не только в коррекционной педагогике, но профессиональной, в частности юридической, так как будущий юрист должен обладать развитой эмоционально-чувственной культурой, выражающейся в рефлексивности, сопереживании. В этом случае к основным функциям арт-терапии: а) катарсистической - очищающей, освобождающей от негативных состояний; б) регулятивной - снятию нервно-психического напряжения, регуляции психосоматических процессов, моделированию положительного

психо-эмоционального состояния, в) коммуникативно-рефлексивной - обеспечивающей коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки, добавляются функции артпедагоги-ки: воспитательная (создающая условия для личностного роста и социализации), образовательная, формирующая компетенции в сфере художественной культуры.

В связи с тем, что в программы юридических вузов в общекультурный блок включен учебный предмет «Право и история художественной культуры» расширяются возможности взаимодействия с коммуникативно-речевыми учебными дисциплинами «Культура речи», «Профессиональная культура юриста», «Профессиональная культура и служебный этикет», «Риторика».

Рассмотрим возможности имаго-терапии на занятиях по риторике. Согласно концепции коммуникативной дидактики В.И. Тюпа, изучающего архитектонику коммуникации, в культуре имеют место «сложносоставные (полисубъектные) коммуникативные события, к числу которых следует отнести и занятия по риторике. Здесь преподаватель и студент попеременно выступают то субъектами, то адресатами единого комплексного высказывания. Действительным коммуникативно-событийным целым является все занятие, текст которого обычно складывается из некоторого множества разносубъектных реплик. Причем этот единый сложно -составный текст со знаниями учителя и ученика прочитывается в корне различно» [2]. Такой полидискурсивный подход позволяет рассмотреть в ар-

хитектонике учебного и социального диалогов дидактические возможности жанра мениппеи (М.М. Бахтин) в контексте арт-технологий.

Термин «мениппея», введенный в литературоведческий обиход М. Бахтиным, составляет предмет полемики историков и теоретиков литературы, находит своих сторонников и противников. В частности, этому «гипотетическому» жанру посвятили исследования А. Барков, Ю. Борев, С. Бочаров, Н. Брагинская, М. Гаспаров, И. Попова, Н. Тамарченко и др.

Критически оценивая бахтинскую концепцию диалогизма, М.Л. Гаспаров утверждал, что в культуре есть области творческие и области исследовательские, и настаивал, что творчество усложняет картину мира, внося в нее новые ценности, в то время как исследование упрощает картину мира, систематизируя и упорядочивая старые ценности. Исследователь при этом подчеркивал, что философия и литература - области творческие, а филология - область исследовательская [3]. Но М.М. Бахтин, обладая синтетическим -философским, филологическим и художественным - взглядом на мир, разрушал стереотипы институционального разделения коммуникации, наделяя ее полифоничностью - диалогизмом, характеризуя диалог не линейно-конструктивно, а как сложное полидискурсивное архитектоническое взаимодействие, рождающее множественность смыслов (имплицитных и эксплицированных), назвав такой жанр мениппе-ей (на основе античной «менипповой сатиры»). Мениппея - жанр «серьезно-смехового» плана, смело сочетающий

стихи и прозу и характеризующийся свободным соединением серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям, создает для участников коммуникации возможность свободного от всяких условностей поведения.

По мнению Н.Д. Тамарченко, ме-ниппея интересует не столько как конкретный жанр, сколько как образец нового инструментария, предложенного М. Бахтиным, так как ученый сконструировал свою «мениппею», назвав признаки этого жанра, примеры которых почерпнуты из разных литературных произведений. Вместе, внутри одного произведения все эти признаки не встречаются никогда, а подчас даже являются взаимоисключающими [4].

В мениппее сталкиваются два типа поведения - габитуальное (социально обусловленное, бессубъектное) и рефлексивное (субъектное), причем последнее представляется одновременно невозможным и необходимым. «Габитуальное поведение определяет доминирование сообщества над индивидом. В рамках габитуса, - утверждает Г.Б. Гутнер, - человек предопределен социальными автоматизмами и может быть рассмотрен лишь как совокупность спонтанно рождающихся и функционирующих практик. Рефлексивное поведение может быть осуществлено лишь активным субъектом коммуникативной деятельности, берущим на себя ответственность за свои действия» [5, с. 48]. Совершая рефлексивный акт, «человек лишен опоры на навык и должен на свой страх и риск определить

правило своего коммуникативного поведения. Такое действие можно рассматривать как субъективный произвол. Субъект принимает решение в условиях неопределенности, т. е. не зная точно, какое правило релевантно ситуации. Наличие альтернатив порождает риск. Но именно в состоянии риска возможен свободный выбор и ответственность» [5, с. 48].

Возвращаясь к дидактике и ком-муникавистике, отметим, что именно в гуманитарном вузе, занимающемся подготовкой специалистов в сфер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком