научная статья по теме «АРТФОРУМ»: ИСКУССТВО КРИТИКОВАТЬ ИСКУССТВО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««АРТФОРУМ»: ИСКУССТВО КРИТИКОВАТЬ ИСКУССТВО»

Культура

УДК 316.77:001.12/18

«АРТФОРУМ»:

ИСКУССТВО КРИТИКОВАТЬ ИСКУССТВО

©2013 г. М.В. Сыртланова

«Дизайнерские решения», Москва

Статья посвящена культовому американскому журналу художественной критики «Артфорум». Издание делает акцент на аналитических статьях о современном искусстве, эссе и авторском мнении известных арт-критиков, обладающих авторитетом у публики.

Ключевые слова: «Артфорум», арт-критика, современное искусство, К. Гринберг, Р. Краусс, М. Фрид, Ф. Лейдер, Т. Гриффин, Дж. Копленс.

Арт-критика журнала «Артфорум» (1962—1974 гг.)

«Журнал «Артфорум» для современного искусства - это то же, что «Вог» для мира моды и «Роллинг Стоун» - для рок-музыки», - писала Сара Торн-тон, американский писатель и социолог культуры, в своей документальной книге о субкультурах в искусстве «Семь дней в мире искусства».

«Артфорум» (АгИогыт) возник в 1960-х годах и стал самым популярным изданием среди авангардистов США. Он представлял собой узконаправленное издание арт-критики, целевой аудиторией которого было новое поколение художников и зрителей. В нём нашли отражения бурные процессы становления нового этапа в культуре: «Артфорум» стал очень влиятельной площадкой для обсуждения актуальных проблем современного искусства США. На страницах журнала велась полемика о возможностях и тенденциях развития современного искусства, критики активно работали над теоретическими статьями о его новых формах. События в искусстве вызвали огромный интерес как в среде американской массовой культуры, так и в более узкой интеллектуальной среде: за ними следили с таким энтузиазмом, какого ранее ещё не наблюдалось. Элементы массовой культуры в сочетании с академическим подходом к анализу сформировали новую дисциплину арт-критики и её надстройки (совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений), необходимые для поддержания новых культурных веяний и тенденций в искусстве. Однако вопросы и проблемы, на которых была сосредоточена арт-критика, а также используемые язык и методы анализа не были постоянными и однородными. Это было время активных дебатов о передовой культуре, о значении и роли искусства в жизни общества и актуальности психологических или политических, формалистских и других подходов к искусству и критике. И эти дебаты имели место преимущественно на страницах журнала.

* СЫРТЛАНОВА Мария Викторовна - художник, сотрудница журнала «Интерьерные решения».

4 «США ❖ Канада», № 12 97

«Артфорум» уникален и в связи с яркими, противоречивыми и амбициозными редакторами, среди них - Филипп Лейдер и Джон Коплэнс, основатели журнала; Джеймс Монте, Макс Козлов, Барбара Роуз, Сидни Тиллим, Майкл

Фрид, Роберт Пинкус-Виттен, Аннет Май-кельсон и Розалинд Краусс.

Р. Краусс, крупнейший американский аналитик современного искусства: «В "Артфору-ме" был дух «мы». Мы были практически одного поколения и мы чувствовали, что появилось нечто новое, о чём мы начали спорить между собой» [21].

В конечном счёте эта группа критиков была удостоена большим количеством профессиональных почестей, включая две стипендии Фулбрайта, пять стипендий Гуггенхайма, шесть наград за выдающийся вклад в искусствоведение; 11 грантов Национального фонда искусств, два гранта Национального фонда развития гуманитарных наук, стипендии от Принстонского института перспективных исследований.

Важно отметить, что в случае с «Артфорумом» совершенно очевидна взаимосвязь между средством массовой информации и средой его происхождения: условия исторического времени предопределили появление данного издания. Поэтому, прежде всего, стоит упомянуть некоторые важные особенности контекста.

Институционализация искусства в Америке, что известна сейчас под названием «мир искусства» - бытие, охватывающее производство, дистрибуцию, продвижение, отображение и потребление искусства, - имела место в 1960-х и в ранних 1970-х годах. «Мир искусства в США только формируется», - писал критик Гарольд Розенберг в январе 1965 г. До этого, даже в период впечатляющей деятельности Школы искусства Нью-Йорка, деятельность художников, арт-дилеров, критиков, коллекционеров оставалась незаметной для широкой общественности. В 60-х же успешно развивался арт-рынок, художники и коллекционеры становились «звездами», было основано много музеев и «альтернативных площадок». Согласно докладу Американской ассоциации музеев, в 1962 и 1963 г. каждые три-четыре дня на территории США открывались новые музеи. Это превратилось в бизнес и приносило финансовый успех.

Примечательная тенденция, получившая развитие в 60-х в США, - это активное развитие СМИ. Если в 1947 г. в США было около 7 тыс. телевизоров, то уже к 1957 г. их число возросло до 40 млн. В то время как наблюдался всплеск общественного внимания к средствам коммуникации, в 60-е годы получили своё развитие такие процессы, как агрессивное продвижение американской культуры правительством в СМИ; расширение образовательных возможностей для подготовки высококвалифицированных специалистов; культивирование сильной экономики, нацеленное на усвоение населением капиталистических настроений. Сюда можно отнести адаптацию и рост финансовых институтов для подпитки сферы сервиса и промышленной индустрии. При этом дискуссии об актуальных художественных проблемах также всё больше происходили в прессе - в ежедневных и еженедельных газетных

изданиях, журналах, на радио и ТВ. Раньше материалы об искусстве представляли собой простые обозрения в СМИ, теперь они всё чаще стали звучать как сенсация, новость, интересная многим. В публикациях молодые критики анализировали предмет с точки зрения истории, задавались вопросами о том, как новое искусство связано с прошлым, отклоняется ли оно от «установленного курса» или же это возможно определить как расширение того, что было раньше. Идея о том, что современное искусство может рассматриваться как явление, имеющее внутреннюю историю - феномен XX века, который был популяризован и утверждён Музеем современного искусства Нью-Йорка и его основателем Альфредом Барром. Но теоретические начала были распространены в XIX и XX веках посредством политической философии и Нового литературного критицизма. В 1960-х годах критика искусства приняла профессиональную форму. Критик был активнейшим участником художественного процесса, находясь в авангарде художественного движения: его мнение, позиция имели очень важное значение в становлении нового этапа в культуре.

«Артфорум» начал свою деятельность в Сан-Франциско, в городе с широким сообществом независимых художников, которые противостояли преобладавшему в мире искусства влиянию Нью-Йоркского Музея современного искусства. Первый номер вышел в 1962 г., тогда же и критики журнала и художники начали кардинально переосмысливать положения модернистской концепции искусства. Эти положения на протяжении долгого времени действовали в Нью-Йорке и во многом связаны с деятельностью известного американского критика Клемента Гринберга. Модернистская концепция была отвлечённой от идей массовой культуры, которая активно популяризировалась в США с развитием рынка. К. Гринберг, осознавая существенность социальных сил, сформировал отношения между этими силами и высоким искусством, чтобы в итоге разделить понятия авангарда и китча. Искусство понималось как замкнутая система со своей внутренней логикой развития, которая действует на дистанции, в отвлечении от злободневных процессов, массовой культуры, поэтому для выявления эстетических качеств произведения необходимо отрешиться от социального контекста и находиться в пределах художественного пространства. К. Гринберг, наряду с Г. Розенбергом, М. Шапиро и Л. Стейн-бергом, был крупнейшим историком искусства послевоенного времени, поддерживающим абстрактный экспрессионизм.

По мере того как укоренялась в Америке неофициальная контркультура, в изобразительном искусстве формировались новые направления: «Это было бурное время, когда те художники, что в Европе и США называли себя авангардистами, бросили вызов абстрактно- экспрессионисткой живописи. И на Востоке, в странах, переживших ужасы Второй мировой войны, художники, остро осознавая необходимость перемен, также взялись оспаривать безусловное преобладание живописи как ведущего вида искусства. Художники тяготели к всё большему развеществлению художественного объекта, стремясь сделать произведение таким, чтобы его нельзя было ни продать, ни приобрести на рынке» [12].

Б. Роуз, теоретик искусства, писала: «Мы относили себя к новому поколению критиков, нас интересовали новые направления в искусстве, а не один лишь абстрактный экспрессионизм» [21].

Основным журналом Нью-Йоркской школы был «Артньюс», в нём публиковались обозрения выставок Нью-Йорка.

4* 99

По мнению критика К. Рэтклиффа, «Артньюс» был недостаточно авангардным. И хотя редактор журнала Том Хесс стремился превратить его в рупор для абстрактных экспрессионистов, в действительности этому направлению посвящалось не более одной или двух тематических статей в каждом выпуске; другие статьи могли быть о показах Рембрандта или Гейнсборо. «Артньюс» стремился охватить все новости искусства. «Артфорум», напротив, намеренно сузил фокус, руководствуясь идеей авангарда, идеей прогресса в серьёзном искусстве. Первое время журнал выпускался в Калифорнии, на Западном побережье, его сотрудники сосредоточились на событиях в живописи данной местности.

«Артфорум» создали три человека: Филип Лейдер, который ранее работал редактором в журнале «Нью-йоркер» и не имел глубоких знаний в изобразительном искусстве; владелец типографии Джон Ирвин и художник из Калифорнии Джон Коп-лэнс, активно искавший возможности публично вести интеллектуальный диалог об искусстве.

Первый номер вышел без названия, на нём была лишь пометка «опубликовано Роберт Иаушенберг. Монограмма «Пизани принтинг» (Pisani Printing). Журнал

отличался радикальным дизайном и обладал индивидуальностью и выразительностью стиля.

В следующих номерах было указано: «Артфорум» - журнал выпускаемый на Западе США, - и только о Западном искусстве. «Артфорум» представляет собой среду для свободного обмена критикой. Его центральная час

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком