научная статья по теме АСИММЕТРИЯ ВО ВЗАИМНОМ ВОСПРИЯТИИ АМЕРИКИ РОССИЯНАМИ И РОССИИ АМЕРИКАНЦАМИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АСИММЕТРИЯ ВО ВЗАИМНОМ ВОСПРИЯТИИ АМЕРИКИ РОССИЯНАМИ И РОССИИ АМЕРИКАНЦАМИ»

Точка зрения

АСИММЕТРИЯ ВО ВЗАИМНОМ ВОСПРИЯТИИ АМЕРИКИ РОССИЯНАМИ И РОССИИ АМЕРИКАНЦАМИ

© 2014 г. К.В. Кустанович

Университет Вандербилта, штат Теннесси, США

В статье утверждается, что как в СССР наблюдался, так и в постсоветской России имеется глубокий интерес к американской культуре и американскому народу. В США же интерес к России был лишь отражением политической ситуации во взаимоотношениях этих стран. Автор объясняет такую асимметрию разницей между коллективистской (Россия) и индивидуалистской (США) культурами и приходит к заключению, что первая обусловливает мифический характер восприятия чужой культуры, а последняя, пользуясь термином Макса Вебера, — целера-циональный В статье даётся также характеристика американского патриотизма и эксепционализма.

Ключевые слова: культура, коллективизм, индивидуализм, миф, рационализм, патриотизм, эксепционализм.

Эта статья не анализирует политические взаимоотношения между США и РФ - очень часто именно политика оказывается в фокусе аналитических публикаций о взаимном восприятии этих двух стран. В ней также не рассматриваются мнения, опубликованные в СМИ и зачастую ангажированные политическими или коммерческими структурами. Взамен автор статьи предлагает социо-психологический анализ массового, народного, восприятия образа «другой» страны и народа, сложившегося в сознании определённых групп населения. Их численность и социальный характер могут меняться в процессе исторического развития страны.

В то время как в России XX и начала XXI веков всегда существовал живой, эмоциональный интерес к американцам, в США аналогичного интереса к России и россиянам не было. Лишь во время Второй мировой войны зародилось чувство симпатии по отношению к «русским» и солидарности с ними, которое с победой над Германией и завершением общего дела быстро угасло. Даже во времена «холодной войны» у американцев не возникает неприязни к русским; они лишь испытывают страх перед возможной ядерной конфронтацией двух сверхдержав.

Целесообразно начать анализ асимметрии взаимовосприятия двух народов с краткого исторического вступления, обобщив известные факты и перечислив в хронологическом порядке советские послевоенные мифы об Америке. В кон* КУСТАНОВИЧ Константин Вульфович - почётный профессор Университета Вандербилта (штат Теннесси). E-mail: Konstantin.V.Kustanovich@vanderbilt.edu

це 1940-х годов в СССР среди городского населения зарождается культ Америки. Америка - главный союзник в Великой Отечественной войне. Американская тушёнка и другие продукты, «виллисы» и «студебекеры» и, конечно, американские так называемые трофейные фильмы - «Тарзан», «Робин Гуд», «Путешествие будет опасным» («Дилижанс»), «Судьба солдата в Америке» («Бурные двадцатые годы»), «Серенада Солнечной долины» - знакомят советских людей с некоторыми аспектами американской жизни. Это знакомство для многих оказывается соблазнительным уходом от голодной, послевоенной действительности. Создаётся миф об Америке - стране джаза, красивых, модно одетых женщин, героических мужчин. На улицах Москвы и Ленинграда появляются стиляги. Они одеты под американцев - узкие, короткие брюки, массивные ботинки на толстой каучуковой подошве, пиджак с широкими плечами из толстой ворсистой ткани, яркий галстук, первые нейлоновые носки, «крепы», жевательная резинка, прическа с коком. Сами стиляги называют себя «штатниками».

После смерти Сталина советская интеллигенция создаёт свой американский миф. Советские граждане ловят «Голос Америки», получая доступ к потоку информации о жизни в США. В 1957 г. в Москве проходит 6-ой Международный фестиваль молодёжи и студентов, который приоткрывает железный занавес и демонстрирует воочию другую культуру, другие отношения - свободные, раскованные, доброжелательные. В 1959 г. москвичи получают возможность посетить выставку американской промышленной продукции, где многие находят подтверждение своим представлениям об американском образе жизни. В том же, 1959 г., выходит двухтомник Хемингуэя, автор мгновенно становится кумиром советской читающей публики. Конечно, старшему поколению Хемингуэй был известен ещё в тридцатые годы, и уже тогда он по популярности опережал других иностранных писателей, но в атмосфере оттепели он уже воспринимался как явление. В 1960 г. выходит роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи», нашедший горячий отклик в умах и душах после-сталинского поколения советской молодёжи и, возможно, повлиявший на молодых писателей новой волны.

Позитивный американский миф достиг своей кульминации во времена перестройки, когда уже и в официальной прессе появляется множество публикаций о том, что коммунизм, к которому так долго и безрезультатно стремился Советский Союз, уже существует в США. Имелись в виду технический прогресс, высокий уровень жизни населения и щедрые социальные программы помощи бедным и безработным.

Однако в контексте провала «шоковой терапии» в 1992 г. и общего экономического и социального кризиса, а также утери Россией статуса сверхдержавы отношение к Америке и американцам очень быстро меняется на прямо противоположное. Кроме того, всё больше и больше россиян получают возможность посетить США (иногда на довольно продолжительные сроки). Там они сталкиваются с совершенно иными, чем в России взаимоотношениями, ценностями и жизненными задачами. Многие проектируют российские культурные парадигмы на американскую культуру, и, когда они не стыкуются, создаются негативные стереотипы, рисующие Америку и американцев в крайне неприглядном виде. Возникает антиамериканский миф о СШП, - Соеди-

нённых Штатах Пиндосии, или Пиндостана, - населённых жирными, тупыми и трусливыми пиндосами, которые только и мечтают о том, чтобы погубить Россию и прибрать к рукам её природные богатства. Американское правительство - тупое и трусливое и американская армия - такая же тупая и трусливая. Выживает же Америка только за счёт печатных станков, которые беспрерывно печатают доллары. Но крах не за горами, и тогда всей Америке будет «кирдык», как обещал Данила в фильме Балабанова «Брат».

Надо сказать, что негативное отношение к США, хотя и не в таком примитивном виде, наблюдается и среди интеллигенции, которая в перестроечные времена видела в Америке идеал, достойный восхваления и подражания. Александр Кабаков, известный писатель-либерал, начавший свою писательскую карьеру в годы перестройки, работавший тогда заместителем главного редактора и ответственным секретарём «Московских новостей», близкий друг Василия Аксёнова, с которым он разделял любовь к США, так отзывался об этой стране в 2005 г.: «Нынешняя Америка оголтелой политкорректности и ограничения гражданских свобод, экспорта демократии и выборочной борьбы с терроризмом, воюющая с педофилами так, как некогда с коммунистическими агентами и культивирующая внутри себя доносительство, превосходящее советское - это, как уже сказано, совсем другая страна, чем та, которую мы так любили в молодости» [3].

В конце своей колонки он с горечью признаётся: «Раньше я был на твоей стороне, Америка, потому что хотел добра России, т.е. хотел, чтобы коммунистическая напасть кончилась. И в Америке я видел тогда силу, которая поможет нам справиться с этим кошмаром. Теперь я вижу, Америка не за лучшую Россию, а против всякой. Мы их заботим только как потенциальные соперники, и это не то соперничество, в котором упавшему помогают подняться на ноги. Мы разошлись - прости, Америка» [3].

С таким же чувством разочарования и горечи прощается с Америкой в 2007 г. другой российский писатель, Дмитрий Быков, известный своей сатирой на современную российскую действительность. Он находит подтверждение своему отношению к США в романах Джонатана Франзена «Поправки» и Джонатана Фоера «Очень громко и запредельно близко», а также в фильме Майкла Мура 9/11 («Сентябрь 2011». - Ред.). Выводы неутешительные: В стране «всё прогнило и ничто не работает. ... Почти все хорошие американские фильмы последнего времени ... - всё о том же - об одиночестве, разобщённости, недоверии к власти, об идиотизме прессы и безответственности столпов общества. . Всё это очень грустно, - заключает Быков, - .прежней Америки, на которую можно было оглядываться с раздражением, но и с надеждой, не будет больше никогда» [2].

Говоря о про- или антиамериканских мифах, я употребляю слово «миф» не в переносном смысле. Современные мифы обладают главными характерными чертами мифов примитивных народов.

Во-первых, миф для его носителя воспринимается как реальность. У стиляг конца 1940-х - начала 1950-х годов была своя Америка - Америка джаза, квадратных челюстей, непрерывно жующих резинку клёвых чуваков и чувих. У интеллигенции конца 50-х - начала 60-х годов также своя Америка - Хемингуэя и Сэлинджера, героев-одиночек, абстрактного искусства,

опять же джаза и свободы. У современных американофобов - тоже своя Америка - Пиндостан. И никого из них невозможно было бы убедить, что Америка это огромный мир, который нельзя вместить в прокрустово ложе их представлений о ней.

Во-вторых, - и это, пожалуй, главное - миф это социальный конструкт. Он объединяет его носителя с некой группой, членом которой он себя видит. Французский этнолог и психолог Люсьен Леви-Брюль утверждает, что примитивный человек отождествляет себя с другими представителями своего племени; для него бытие коллектива важнее даже своего собственного бытия, а собственное «непосредственное восприятие, каким бы оно не было ярким и постоянным, образует лишь малую долю его представления о своей личности. Доминирующие элементы (этого представления) в своей основе имеют коллективистский характер, и индивид видит себя только как члена своей социальной группы» [11, р. 68.]. В подтверждение своим выводам Леви-Брюль цитирует новозеландского этнографа Елсдона Беста: «Человек думал и действовал по законам семьи, клана или племени, ... а не самого индивида. Благосостояние племени всегда имело высший приоритет в его сознании; он мог враждовать с членом своего племени, но, если на того нападал кто-то извне, не принадлежащий к его племени, . то он сразу же забывал о вражде и вставал плечом к пл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком